|
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Еврейское право («мишпат иври»)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=4
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/04/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Еврейское право''' ({{lang-he|מִשְׁפָּט עִבְרִי}}, ''мишпат иври'') — совокупность [[Религия|религиозных]] норм [[иудаизм]]а, имеющих [[Право|правовой]] характер; одна из [[Конфессия|конфессиональных]] форм [[Религиозное право|религиозного права]].
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, еврейское право можно рассматривать как нормативную часть ([[Галаха|''Галаху'']]) [[Устная Тора|Устного Учения]].
| + | |
- | | + | |
- | В классификации, предпринятой [[Давид, Рене|Рене Давидом]], еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с [[Шариат|мусульманским]] и индусским правом отдельное научное направление и область применения.
| + | |
- | | + | |
- | В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в [[Израиль|Израиле]], и то в очень ограниченном объёме, так как Израиль светское государство.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение термина ==
| + | |
- | Термин появился в начале XX века в кругах еврейской интеллигенции, стремившейся к национальному возрождению и рассматривавшей [[Галаха|Галаху]] в качестве национально-самобытной правовой системы.
| + | |
- | | + | |
- | «Еврейское право» — один из возможных переводов с иврита выражения מִשְׁפָּט עִבְרִי, где первое слово имеет также значение «суд», «правосудие», «судопроизводство», «решение суда», «закон», «обычай», «суждение» и т. д. Используется главным образом для обозначения нормативной части Галахи, регламентирующей отношение человека к другим людям и обществу в целом, а также взаимоотношений государства и его граждан.
| + | |
- | | + | |
- | Многие исследователи считают этот термин недостаточно корректным, поскольку сама Галаха никак не отличает эти нормативные установления от остальных и придаёт всем им без исключения один и тот же, исходящий из повелений Бога и базирующийся на незыблемом фундаменте Письменного Закона, религиозно-ритуальный смысл. Невозможность выделить в Галахе религиозный и светский аспекты, а тем более ритуальную, правовую и моральные части подтверждается [[Десять Заповедей|Десятью заповедями]], где предписания религиозные («''Да не будет у тебя других богов помимо Меня''…»), моральные («''Чти отца и мать твою''…»), а также законы уголовного права («''Не убивай''», «''Не кради''») не только соседствуют, но и имеют одинаковое обоснование и силу.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | | + | |
- | История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам Древнего Востока.
| + | |
- | | + | |
- | * В древности Еврейское право было одной из составных частей законов еврейского государства, но в разные эпохи "вес" этого компонента был разным.
| + | |
- | * В период [[галут]]а вплоть конца 18 века Еврейское право служило основой еврейского автономного внутриобщинного законодательства.
| + | |
- | * В конце 18 - начале 19 в., в связи с наступлением эмансипации и потерей судебной автономии, перестает применяться в уголовных делах, а в гражданском законодательстве теряет обязательность в применении и становиться "опциональным по доброй воле тяждущихся сторон".
| + | |
- | * В Стране Израиля в период [[Британский мандат|Британского мандата]] частично применяется (прежде всего в брачно-семейном законодательстве).
| + | |
- | * В Государстве Израиля область его применения остается, в основном, такой же, но иногда расширяется.
| + | |
- | | + | |
- | == Статус в Израиле ==
| + | |
- | Существенная особенность правовой системы современного [[Израиль|Государства Израиль]] — включение в неё элементов еврейского религиозного права ([[Галаха|Галахи]]), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.<ref name="Baglai">''Конституционное право зарубежных стран.'' Под общей редакцией члена-корреспондента [[Российская академия наук|РАН]], профессора [[Баглай, Марат Викторович|М. В. Баглая]], Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1023.</ref> Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.<ref name="Baglai" /> Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния ([[брак]], [[развод]], [[погребение]]). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение [[гиюр]]а. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию [[БАГАЦ|Высшего суда справедливости Израиля]] ({{lang-he|בית משפט גבוה לצדק}}, [[БАГАЦ]]).
| + | |
- | | + | |
- | Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом [[статус-кво]], сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу ([[Шаббат]]) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать [[квасное]] ([[хамец]]) в [[Песах]]; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. [[Закон о возвращении]]).
| + | |
- | | + | |
- | Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с налиием религиозных элементов взаконодательстве.<ref name="Baglai" />. Другие юристы считают, что никакого противоречия здесь нет, поскольку религиозные элементы внесены в законодательство демократической процедурой и контролируются Кнессетом.
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов Государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ([[Талмуд]], [[Галаха]] и т. д.)
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * Менахем Элон «Еврейское право» Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2002
| + | |
- | * {{источник/КЕЭ}}
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/library/halacha/business/index.htm Рабби С. Вогшал Тора и бизнес]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13299|Право еврейское}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Право Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |
- | | + | |
- | [[bg:Еврейско право]]
| + | |
- | [[en:Mishpat Ivri]]
| + | |
- | [[he:משפט עברי]]
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |