|
|
(38 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | #redirect [[:ej:Еврейская история]] |
- | | + | |
- | [[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|370px|Карта [[Палестина|Палестины]] 1759 года, показывающая расселение<br />[[Двенадцать колен Израиля|Двенадцати колен Израиля]]]] | + | |
- | {{История еврейского народа}}
| + | |
- | | + | |
- | == Уникальность еврейской истории ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Уникальность еврейской истории}}
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
| + | |
- | | + | |
- | === Историческая память в коллективном еврейском сознании ===
| + | |
- | | + | |
- | Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это [[ТаНаХ]], [[Талмуд]], [[Агада|агадическая литература]], мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.
| + | |
- | | + | |
- | Как сказано в [[Хаггада|hагаде]]: «''В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано:'' {{ВЗ2|И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта|Исх|13:8}}. ''Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано:'' {{ВЗ2|И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам|Втор|6:23}}»
| + | |
- |
| + | |
- | Евреи чувствуют нравственную связь с ушедшими поколениями, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «''Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“''» (Брахот 16б).
| + | |
- | | + | |
- | === Географическое своеобразие еврейской истории ===
| + | |
- | На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
| + | |
- | | + | |
- | Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Земле Израиля, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя (библейская) история (XX—IV вв. до н. э.) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Древняя (библейская) история еврейского народа (XX—IV вв. до н. э.) }}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Начало еврейской истории охватывает период от появления евреев на арене истории во времена [[Авраам]]а, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевания Иудеи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (IV в. до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит [[ТаНаХ]]. Важным источником являются также сочинения [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] («[[Иудейские древности]]» и «[[Иудейская война]]»), [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | В XX в. до н. э. [[Авраам]] пришёл в [[Ханаан]] из [[Месопотамия|Месопотамии]] и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из [[Древний Египет|Египта]] и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]].
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих '''уделах'''. Управлялись вождями, вошедшими в историю как '''судьи'''.<ref> Современное значение слова '''шофет''' (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.</ref> Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.
| + | |
- | | + | |
- | В конце [[Эпоха Судей|Эпохи судей]] сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен [[Иерусалимский храм]]. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.
| + | |
- | | + | |
- | Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён храм.
| + | |
- | | + | |
- | Население Израиля (10 из 12 '''колен''') было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - [[Самаритяне|Самаритян]].
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи частично вернулось из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]] в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - [[Персидская империя|Персидской империи]]. Репатрианты построили [[Второй Храм]]. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.
| + | |
- | | + | |
- | Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.
| + | |
- | | + | |
- | Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён [[Соломон|царя Шломо]] (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.
| + | |
- | | + | |
- | == От македонских завоеваний до разрушения Храма (IV век до н.э. - I век н.э.) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа от македонских завоеваний до разрушения Храма}}
| + | |
- | | + | |
- | После завоевания персидской империи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] Земля Израиля сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
| + | |
- | | + | |
- | Образовалась многочисленная колония евреев в Египте ([[Александрия|Александрии]] и др.). Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
| + | |
- | | + | |
- | Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь [[Антиох IV Эпифан]] захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание([[Маккавеи|Маккавеев]]), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло [[Хасмонейское царство]] (164-37) со столицей в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ [[Ирод I Великий]]. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины, оказавшиеся на территории крупных империй (Римской, Парфянской, эллинистических государств) развивали связи между собой и предпринимали путешествия на периферию этих стран. В результате торговой деятельности и колониальной политики разных государств возникли еврейские общины в Европе, Северной Африке, Центральной Азии, Индии и Китае.
| + | |
- | | + | |
- | Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима ([[Иудейская война]]), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом.
| + | |
- | Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение [[Второй храм|Второго храма]], гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == От разрушения Храма до арабских завоеваний (I—VII вв.) ==
| + | |
- | {{main|История еврейского народа от разрушения Храма до арабских завоеваний}}
| + | |
- | | + | |
- | Этот период в источниках по еврейской истории часто называют периодом [[Мишна|Мишны]] и [[Талмуд|Талмуда]].
| + | |
- |
| + | |
- | : '''''Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.'''''
| + | |
- | | + | |
- | После победы Рима в [[Иудейская война|Иудейской войне]] сотни тысяч евреев были убиты или угнаны в рабство; ещё сотни тысяч были изгнаны из страны Израиля или выдавлены экономическими притеснениями. Римские власти поощряли иностранную колонизацию Страны Израиля. Тогда же появился введённый римлянами термин «[[Палестина]]», который должен был стереть память о еврейском присутствии в [[Земля Израиля|Земле Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | В Египте и Ливии в 117 году были уничтожены восставшие еврейские общины, насчитывавшие сотни тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | В 132 году политика императора Адриана вызвала восстание евреев под предводительством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] (132—135 гг.). После его поражения произошла новая волна репрессий и депортаций.
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть эмигрантов поселилась в сопредельных странах. Особенно привлекательной для поселения была [[Вавилония]], не подвластная Риму и населённая евреями ещё с VII века до н.э. Там в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
| + | |
- | | + | |
- | Однако поток еврейских переселенцев доходил до самых дальних частей Римской империи и других государств.
| + | |
- | | + | |
- | Римляне полностью искоренили еврейское самоуправление. Власть в народе перешла к морально-религиозным авторитетам (мудрецам). Они осуществляли правосудие и наладили систему просвещения.
| + | |
- | | + | |
- | Христианизированный Рим стал претендовать на контроль над духовной жизнью еврейского народа.<ref name="Oranim">[http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=169&id_personal=34 История еврейского народа в библейский период]</ref> Хотя формально иудаизм не был запрещён, христианское духовенство при поддержке императоров начало атаку на евреев. Её целью было насильственное крещение и ущемления прав отказавшихся сменить веру.
| + | |
- | | + | |
- | После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией [[Византия|Византии]]. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее в этот период сохранялось еврейское большинство. <ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | Кодекс Феодосия II (438) свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрещение строительства новых синагог.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10910&query=ВИЗАНТИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Страну Израиля.<ref>[http://vizantia.info/docs/66.htm Регионы и периферия В. и. Сирия и Палестина]</ref>
| + | |
- | В 629 году византийцы её отбили и устроили резню и погромы. В 629—630 годах, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.<ref name="history"/>
| + | |
- | | + | |
- | В эти времена создавались тексты, из которых впоследствии были составлены [[Мишна]] и [[Талмуд]]. Сообщества интеллигентов, занимавшиеся этим трудом, работали независимо в Стране Израиля (в основном в Галилее) и в [[Вавилон|Вавилоне]]. Поэтому существуют два варианта: [[Иерусалимский Талмуд]] и [[Вавилонский Талмуд]].
| + | |
- | | + | |
- | Первое вторжение арабов в Страну Израиля датируется 634 годом. Они полностью вытеснили византийцев в 638 году.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины за пределами Страны Израиля сильно пострадали при вторжениях варваров в III - VI веках, но большинство из них смогли восстановиться.
| + | |
- | | + | |
- | Под властью новых государств, возниких на месте бывших империй, жизнь часто становилась лучше. Новые хозяева не видели разницы между римлянами, греками, иранцами и т.п. - и евреями.
| + | |
- | Возникли новые перспективы занятости. В этот период сформировался Великий шёлковый путь - торговая дорога от Китая до Атлантики, на которой работали сообщества еврейских купцов и финансистов.
| + | |
- | | + | |
- | == Раннее средневековье (VII—X вв.) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа в раннем средневековье (VII—X вв.)}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
| + | |
- | | + | |
- | После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям или эмигрировали.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
| + | |
- | | + | |
- | В Европе и бассейне Средиземноморья начало раннего средневековья было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Химьяр в Йемене были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
| + | |
- | | + | |
- | Они налаживали международную торговлю ([[раданиты]]) и просвещение, возрождали античные технологии, переводили древние научные сочинения на латынь и арабский.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
| + | |
- | | + | |
- | Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Конец раннего средневековья принёс очередную волну великого переселения народов. От Западной Европы до Дальнего Востока кочевые племена нападали на более или менее культурные области, понизив в целом уровень цивилизации в Старом Свете. Результатом этого было, в частности, усиление религиозного фанатизма, феодальная раздробленность и междоусобные войны. '''Всё это резко ухудшило условия жизни евреев'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.) ==
| + | |
- | {{main|История еврейского народа в высоком и позднем средневековье (X—XV вв.)}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой [[Колумб]]ом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
| + | |
- | | + | |
- | В Стране Израиля [[Крестовые походы|крестоносцы]] уничтожили всех евреев и запретили въезд евреев из других стран. Там оставалась маленькая еврейская община в венецианском квартале [[Ако]].<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 127-128 Венецианская колония в Аккре (Ако) существовала до 1291 года (захвата города арабами).
| + | |
- | Коммуна Венеции натурализовала всех жителей колоний, в том числе евреев. Они обладали гражданством в пределах колоний.
| + | |
- | Такие евреи были в Ако.
| + | |
- | </ref> После изгнания крестоносцев в начале XIII века евреи начали медленно возвращаться.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины Западной Азии сильно пострадали при нашествиях [[Чингисхан|Чингисхана]] в XIII веке и [[Тамерлан|Тамерлана]] в XIV веке.
| + | |
- | В этот период возникли еврейские общины в Индии.
| + | |
- | | + | |
- | Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
| + | |
- | | + | |
- | Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
| + | |
- | | + | |
- | Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
| + | |
- | | + | |
- | В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в [[ислам]] мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]].
| + | |
- | | + | |
- | С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
| + | |
- | | + | |
- | В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
| + | |
- | | + | |
- | Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество. Затем призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) В Венеции евреи должны были носить жёлтые береты. Кроме них, в жёлтом было предписано ходить проституткам и сутенёрам.</ref> Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
| + | |
- | | + | |
- | На Юге и Юго-Востоке России и в [[Киев]]е евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли [[Болеслав II Благочестивый]] (1264) и [[Казимир III]] (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем [[Витовт]]ом (1388) и королём [[Сигизмунд I|Сигизмундом I]] (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.
| + | |
- | | + | |
- | == Новое время (XVI—XVIII вв.) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.'''''
| + | |
- | | + | |
- | В 1517 году Страна Израиля была завоевана турками-османами и стала частью [[Османская империя|Османской империи]].<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref> Там евреи имели статус «[[зимми]]» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.<ref name="el14185">{{ЭЕЭ|14185|Турция}}</ref> В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы ([[Халукка]]).
| + | |
- | | + | |
- | В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].
| + | |
- | | + | |
- | В вышедшей в 1695 году книге географа и лингвиста [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаана Реланда]"Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata"<ref>(Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).</ref> содержится карта Страны Израиля и таблица численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, большинство населения — евреи.<ref>[http://books.google.com.by/books?id=j5cUAAAAQAAJ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata]</ref><ref>[http://www.think-israel.org/goldreich.palestina.html A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В 1700 году в Иерусалим прибыло около тысячи евреев из различных стран Европы. <ref name="Eretz_hist"/>
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1799 года в Страну Израиля вторгся [[Наполеон]]. Он пытался получить поддержку у еврейской общины [[Ако]], однако был вынужден отступить в [[Египет]].<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В 1800 году население Страны Израиля не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом [[сефарды]]) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в [[Иерусалим]]е, [[Цфат]]е, [[Тверия|Тверии]] и [[Хеврон]]е. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — [[сунниты]].<ref name=Eretz_hist />
| + | |
- | | + | |
- | В Европе перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов ([[абсолютизм]], [[меркантилизм]], [[Просвещение]]) и растущая секуляризация общества '''постепенно''' привели к пересмотру традиционного отношения к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | Переход от Средневековья к Новому времени в Европе был ознаменован религиозными войнами и взрывом фанатизма. Параллельно шли войны европейских стран с Турцией на территории Центральной и Восточной Европы и война России против всех её западных соседей. В XVI - XVII вв в восточной части Польши происходили массовые восстания, последнее из которых ([[Хмельницкий, Богдан Михайлович|Хмельничина]]) вылилось в крупную войну. В зонах боевых действий евреи терпели тяжёлые бедствия и массово погибали.
| + | |
- | | + | |
- | Инквизиция усилила охоту на [[марраны|марранов]]. Из Франции евреев изгнали.
| + | |
- | В XVI веке католическая церковь устроила кампанию по запрету Талмуда и уничтожению еврейских книг. Впервые против церкви в защиту евреев выступили видные учёные: [[Рейхлин]], [[Ришар Симон]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Но к середине XVII началась [[Эмансипация евреев|эмансипация]] - поэтапное предоставление евреям равных с неевреями гражданских прав. Она привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | После освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община.
| + | |
- | | + | |
- | В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора [[Кромвель|Кромвеля]] с главой амстердамской общины [[Менаше Бен-Исраэль|Менаше Бен-Исраэлем]] началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.<ref>[http://www.jewish.ru/theme/world/2005/10/prn_news994226468.php Jewish.ru]</ref> После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10872 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В XVII веке появились еврейские общины в Южной и Северной Америке.
| + | |
- | | + | |
- | Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства.
| + | |
- | В [[Смирна|Смирне]] появился [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1668).
| + | |
- | | + | |
- | В середине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]].
| + | |
- | | + | |
- | В это же время в Подолии и Галиции появилась полухристианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
| + | |
- |
| + | |
- | В 1742 г. был издан [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/vys_vseh.php Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"].
| + | |
- | После первого польского раздела (1772) евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
| + | |
- | | + | |
- | == Новейшее время (XIX—XX вв.) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа в Новейшее время (XIX—XX вв.)}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).'''''
| + | |
- | | + | |
- | Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения [[антисемитизм|антисемитские]] концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло [[сионизм|сионистское движение]], положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост [[антисемитизм]]а на рубеже XIX—XX веков привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Эмансипация евреев в Западной Европе началась с [[Великая французская революция|Великой французской революции]]. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в [[английский парламент]]. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
| + | |
- | | + | |
- | На начало XX в. везде в Западной Европе евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с [[Мендельсон, Мозес|Мозеса Мендельсона]], выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве ([[Ласкер]], [[Лассаль]], [[Маркс]], [[Кремье]], [[Биконсфильд]], [[Берне]], [[Гейне]] и др.).
| + | |
- | | + | |
- | В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли [[консервативный иудаизм|консервативный]] и [[реформистский иудаизм]] и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
| + | |
- | | + | |
- | Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
| + | |
- | | + | |
- | Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию [[пауперизм]]а и эмиграционного движения.
| + | |
- | | + | |
- | В Америку в течение XIX в. переселилось из Европы более 1 миллиона евреев.
| + | |
- | Существенно выросли за счёт эмигрантов из европы также еврейские общины Австралии, Южной Африки и других стран с благоприятными общественными условиями.
| + | |
- | | + | |
- | В Стране Израиля возникла новая община евреев, поселившихся там, чтобы жить обычной жизнью, за счёт своей работы. Движение по возвращению в Страну Израиля политически оформилось как [[Сионизм|сионизм]]. В течение первой половины XX века сотни тысяч евреев поселились в Стране Израиля и постепенно была создана база для создания [[Государство Израиль|Государства Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | Во время Второй мировой войны произошла [[Катастрофа европейского еврейства]] ([[Холокост]]).
| + | |
- | Германские [[Нацисты|нацисты]] и их союзники уничтожили не менее шести миллионов евреев, из которых только около полумиллиона погибли, участвуя в боевых действиях.
| + | |
- | | + | |
- | == Современная история (после 1945 года) ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|История еврейского народа после 1945 года}}
| + | |
- | | + | |
- | : '''''Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.'''''
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после окончания Второй мировой войны завоевало независимость [[Государство Израиль]]. Несмотря на враждебность всех соседних стран и коммунистического блока, вылившуюся в целую серию войн, оно успешно развивается и принимает [[алия|алию]] - миллионы репатриантов из всего мира.
| + | |
- | | + | |
- | В других странах еврейские общины были активными участниками общей истории.
| + | |
- | | + | |
- | В странах Запада евреи в общем имеют статус, равный со всеми прочими гражданами и на равных участвуют в общественной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В арабских и мусульманских странах конфликт с Израилем вызвал волну насилия против евреев, приведшую к почти полной их эмиграции в Израиль и на Запад. Остатки еврейских общин в этих странах постепенно исчезают.
| + | |
- | | + | |
- | В странах коммунистического блока евреи оказались заложниками коммунистической политики государственного антисемитизма, наложившегося на традиционный антисемитизм.
| + | |
- | После краха коммунизма большая часть евреев этих стран уехали в Израиль и на Запад.
| + | |
- | | + | |
- | В последнее время во всём мире усиливается антисемитизм. Наряду с возрождением старых антисемитских движений появляются новые, связанные с массовой иммиграцией в страны Запада из мусульманских стран.
| + | |
- | | + | |
- | XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{источник/ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | * Аркадий Ваксберг «Сталин против евреев» Liberty publishing house, New York, 1995
| + | |
- | * Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
| + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | * Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Jewish history}}
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ararat.htm Н. Арарат, Еврейство и сионизм]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/grinberg.htm Э. Гринберг, История еврейского народа в эпоху Второго Храма]
| + | |
- | * [[Даймонт, Макс|Макс Даймонт]], [http://www.fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html Евреи, Бог и история]
| + | |
- | * [[С.М. Дубнов]], [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев]
| + | |
- | * [[С.М. Дубнов]], [http://62.0.35.69/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев]
| + | |
- | * [http://jewish-library.ru/dzhonson/populyarnaya_istoriya_evreev/ Пол Джонсон. "Популярная история евреев"]
| + | |
- | * [http://chassidus.ru/library/history/our_people/our_people.htm Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа]
| + | |
- | * [http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/history/hisind1.php?Look_Sess=7cf383719d187f043052ce2af8709dcf Курс лекций «История еврейства»], Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/ Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch1.htm р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»]
| + | |
- | * [[Рот, Сесиль|Сесиль Рот]], [http://school.ort.spb.ru/library/torah/code/rots.htm История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/history/in_sultan.htm Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура]
| + | |
- | * [http://62.0.35.69/il4u/history/tropy/index.htm Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории]
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]], [http://jhistory.nfurman.com/code/01_001.htm Иудейские древности]
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]], [http://chassidus.ru/library/history/flavius/index.htm О древности еврейского народа. Против Апиона]
| + | |
- | * [http://www.jcrelations.net/ru/?id=2107 Анатолий Хазанов, Евреи в раннесредневековой Византии],
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/shif.htm Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма]
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/his_met_sng/posobie1.php д-р Адиэль Шремер, Пособие "Эпоха Мишны и Талмуда"]
| + | |
- | * [http://www.lookstein.org/russian/lekcii-his/spisok.php Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера]
| + | |
- | * [http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/russ/russ001.htm В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch.htm Учебник «Еврейский народ в эллинистическом мире»]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/open_roma.htm Сборник лекций «Евреи в Римской империи в Эпоху Талмуда»]
| + | |
- | * [http://www.judaea.ru/lit/ Литература по истории и археологии античной Иудеи]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm Ресурс по истории еврейского народа]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/maps/map000.htm Исторические карты и иллюстрации]
| + | |
- | * [http://berkovich-zametki.com/Avtory/theme_list.php Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tags/history/ История еврейского народа],подборка статей и очерков
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия].
| + | |
- | * [http://www.mindspring.com/~jaypsand/index.htm The Jews of Africa]
| + | |
- | * [http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг Cвета]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewish-history.com/ Jewish history]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи| ]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа| ]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |