|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Дов Бер из Межерича]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Дов Бер из Межирича''' (известен также как '''Магид из Межерича''', [[1704]]—[[1772]]) — второй лидер [[хасидизм|хасидского движения]]. Наследник [[Бааль Шем Тов]]а.Был [[Маггид|маггидом]] (проповедником) в Корце и Ровно, позднее в Межириче на Волыни, который превратился благодаря его деятельности в центр хасидского движения.
| + | |
- | | + | |
- | {{История иудаизма|=Дов Бер|1704|68}}
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Родился около 1710 года в местечке Лукач возле [[Ровно]] в [[Речь Посполита|Рече Посполитой]]. Отца звали Авраам. По семейному преданию происходил из потомков царя [[Давид]]а. Работал [[меламед]]ом и случайно познакомившись с рабби [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Исраэлем Бааль Шем Товом]] стал вскоре его ярым последователем. Через год после смерти учителя был избран единогласно его наследником, однако перевёл свою резиденцию из [[Меджибож]]а в [[Межерич]]. В отличие от учителя не практиковал объезды еврейских местечек, а предпочитал чтобы все желающие приезжали к нему. Умер в [[1772]] в [[Аннополь|Аннополе]], где и похоронен.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Магида движение распалость. Наиболее выдающиеся ученики Магида стали лидерами движения в следующем поколении. Наиболее знаменитые среди них: р. [[Элимелех из Лежайска]] (основатель польской ветви), р. [[Леви Ицхак из Бердичева]] (основатель Волынской ветви), р. [[Менахем Мендель из Витебска]] и создатель [[Хабад]]а: р.[[Шнеур Залман из Ляд]] (основатели восточно белорусской и литовской ветви), р. [[Аарон из Карлина]] — основатель западно-белорусской ветви.
| + | |
- | | + | |
- | ==Знаток Талмуда и Каббалы==
| + | |
- | По обыкновению, Дов Бер предался изучению [[Талмуд]]а и сделал в нём значительные успехи. Его натура влекла его к [[мистика|мистическому]]: он долго занимался [[Каббала|Каббалою]], и с большим ещё успехом, нежели Талмудом. Выработав в себе определенные убеждения, он, подобно всем страстным натурам того времени, сделался ревностным поклонником практической Каббалы [[Лурия, Ицхак|Исаака Лурии]]. Это скорбное, меланхолическое учение, смотревшее на человека как на сосуд зла, пороков и нечистоты, вечно стращавшее муками ада, требовавшее от своих приверженцев презрения ко всему земному, постоянных очищений от грехов постом и молитвою, истязания плоти и душевного сокрушения, — это учение оказало решительное влияние на характер Бера. Оно сделало его замкнутым, суровым и мрачным. Беспрестанный пост (иногда «от субботы до субботы») изнурило его организм и сделало его крайне болезненным. Жил он очень бедно и кормился с семейством только скудными заработками от [[проповедник|проповедничества]]. Он обладал и даром слова и умел горячо и увлекательно говорить. Прозвище «[[магид]]» осталось за ним на всю жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | Глубокий знаток [[Талмуд|Талмуда]] и [[Каббала|каббалы]], Дов Бер испытал большое влияние системы рабби [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхака Лурии]]. Вначале вел строго аскетический образ жизни, от которого отказался под влиянием жизнеутверждающей проповеди Бешта. Соединение в личности Дова Бера качеств вдохновенного проповедника и ученого-талмудиста привело к тому, что значительное большинство приверженцев хасидизма после смерти Бешта (1760) признало его своим вождем. Современники свидетельствуют об огромном влиянии Дова Бера на своих последователей и их преданности ему. Один из них величает Дова Бера «учителем всего рассеяния». Его целеустремленность и способность вдохновлять окружающих превратили горсточку мистиков — почитателей Бешта — в мощное движение, во главе которого стояли народные вожди, не облеченные формальным авторитетом.
| + | |
- | | + | |
- | Бер был уже в пожилых летах, когда слава [[Бешт]]а как чудотворца и проповедника нового учения проникла из Подолии в Волынь (около 1750 г.). Проповедник-каббалист сначала не хотел верить всем слухам. В противоположность [[Бешт]]у, который любил жизнь странствований и приключений, шумную жизнь в толпе и мог уживаться лучше всего именно с простым людом, Бер был человек кабинетный, любил уединение и постоянное углубление в книги и свысока смотрел на невежественную толпу, снующую на базаре житейской суеты в погоне за греховными земными благами. Первая встреча [[Бешт]]а с Бером произошла между 1755 и 1760 годами с целью испытать его или полечиться у него, или же ради того и другого вместе. [[Бешт]] разъяснил ученому-проповеднику истинное значение некоторых пунктов практической [[Каббала|Каббалы]] и, наконец, поведал ему своё собственное учение, в котором действительно было нечто новое и поразительное для человека, считавшего долгом вечно изнурять себя, истязать свое тело и в мрачном настроении сокрушаться о грехах. Он принял учение [[Бешт]]а и вскоре, переработав это учение в себе и внеся в него свои элементы, стал проповедовать его миру.
| + | |
- | | + | |
- | ==Верховный глава хасидов==
| + | |
- | После смерти Бешта проповедник из Межерича сделался верховным главою многочисленного ордена [[хасид]]ов. Его признала таковым не столько вся хасидская масса, но и товарищи его, непосредственные ученики Бешта.
| + | |
- | : Сделавшись верховным главою хасидов, Бер сделал своей резиденцией [[Межерич]], в котором почти безвыездно прожил больше 12 лет. В противоположность Бешту, который вел по большей части кочевую жизнь, то и дело разъезжая по городам, местечкам и деревням, Бер вел совершенно оседлый, отчасти даже [[келья|келейный]] образ жизни.
| + | |
- | Главное значение деятельности [[рабби]] Дов Бера заключается в роли учителя, непосредственно подготовившего целое поколение деятелей [[хасидизм]]а и [[цадик]]ов, впоследствии приобретших громкую известность. В отличии от [[Бешт]]а, которого истые [[раввин]]ы не уважали за слишком простой нрав и «неученость», Бер при жизни пользовался в раввинском мире репутацией отличного [[талмуд]]иста и каббалиста, — что в связи со славою верховного главы хасидов привлекало к нему массу ученого люда.
| + | |
- | | + | |
- | Учение Дова Бера обогатило хасидизм Бешта идеями лурианской каббалы. Оно представляет собой сложную теософскую систему, изложение которой содержится в нескольких сборниках изречений Дова Бера, записанных его учениками. Система Дова Бера пантеистична в своей основе: весь мир пребывает в Боге, чья сущность присутствует во всяком творении. С помощью молитвы и созерцания праведник может достичь общения с Богом (см. [[Двекут]]). В основе развитого Довом Бером принципа «служения Господу посредством материального» (авода бе-гашмиют) лежит каббалистическая идея «высвобождения» искр (ницоцот) Божества, заключенных в материальных оболочках, путем освящения повседневных актов человеческой жизни (труд, еда, сон и т. д.). Дов Бер остерегался уделять чрезмерное внимание духовным аспектам служения Богу и постоянно подчеркивал необходимость строжайшего соблюдения нормативных требований религиозного закона. [[Избавление]] в учении Дова Бера мыслится не как событие в исторической жизни народа, но как духовный опыт личности. Важное значение Дов Бер придавал молитве совершенного праведника, способного отвлечься от всего земного и сосредоточиться на мысли о Боге. Учение и деятельность Дова Бера способствовали учреждению в хасидизме особого статуса [[Цаддик|цаддика]] — духовного вождя, пользующегося неоспоримым авторитетом.
| + | |
- | | + | |
- | : Институт [[эмиссар]]ов, игравших очень важную роль в истории первоначального [[хасидизм]]а, было всецело изобретением Бера. Не будучи в состоянии, вследствие своей болезни, сам разъезжать и распространят учение, Бер рассылал людей энергичных и горячо к нему привязанных в разные города с целью [[вербовка|вербовки]] последователей и привлечения массы посетителей в Межерич. Результатом такой [[агитация|агитации]] было то, что отовсюду стекались массы людей.
| + | |
- | | + | |
- | Учение Дова Бера и некоторые его нововведения в область ритуала вызвали ожесточенное сопротивление многих раввинов и возглавляемых ими противников хасидизма ([[Митнагдим|митнагдим]]). Митнагдим протестовали против замены Довом Бером принятого у [[Ашкеназы|ашкеназов]] молитвенника сефардским (см. [[Сефарды]]) и против введенного им нового способа заточки ножей для ритуального убоя скота (см. [[Убой Ритуальный|Убой ритуальный]]). Особое возмущение противников хасидизма вызывало то, что проповедь Дова Бера отвлекала молодежь от занятий в [[Иешива|иешивах]]. Борьба митнагдим против хасидизма достигла кульминации, когда в 1772 г. знаменитый виленский гаон [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залман]] и его последователи подвергли сторонников нового учения [[Херем|херему]]. Эта борьба подорвала здоровье Дова Бера и ускорила его кончину.
| + | |
- | | + | |
- | Вот как рассказывают о его жизни. Всю неделю Бер не выходил из комнаты, куда могли войти к нему только его ближайшие ученики, а по субботам он появлялся на общей молитве в одеждах белого цвета, даже в ботинках из белой кожи, потому что по Каббале белый цвет является символом милости. После молитвы Дов Бер устраивал общую [[трапеза|трапезу]] для всех желающих, а затем он просил каждого из присутствующих сказать какой-либо отрывок из Торы. Эти отрывки, взятые из различных мест, он связывал в своей проповеди в одно целое, и всякий гость находил в том месте проповеди, которое касалось выбранного им отрывка, ответ на те проблемы, что беспокоили его и требовали умного совета.
| + | |
- | | + | |
- | == Последние годы жизни==
| + | |
- | : В последние годы своей жизни рабби Дов Бер очень сильно болел и подолгу находился в постели. В декабре 1772 года он скончался, оставив после себя сына — известного впоследствии цадика [[Авраам Малах|Авраама Малаха]] — и многочисленных учеников, которым предстояло ещё играть немаловажную роль в дальнейшей истории хасидизма.
| + | |
- | Подобно Бешту, Бер сам писал очень мало, по крайней мере не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, а только дал своим ученикам устную систему, представив им облечь её в литературную форму. Обыкновенно он читал свои вдохновенные проповеди по субботним вечерам, а наиболее ревностные из его учеников или слушателей записывали впоследствии существенное содержание этих проповедей. Около 1781 года в [[Корец]]е была выпущена учеником и родственником Бера, [[Соломон из Луцка|Соломоном из Луцка]], книга под заглавием '''«Возвещающий слова свои Яакову»''' или '''«Собрание изречений»'''. Книга эта служит главным сводом воззрений второго хасидского главы.
| + | |
- | | + | |
- | ==После смерти Дова Бера==
| + | |
- | Упроченное им движение осталось без общепризнанного главы. Сам Дов Бер намеренно поощрял децентрализацию руководства движением хасидизма, вследствие чего руководство перешло к его ученикам, которые возглавили впоследствии более или менее крупные группы хасидов и основали «династии» цаддиков. Среди многочисленных учеников Дова Бера особую известность приобрели Менахем Мендл из Витебска (1730–1788; см. [[Белоруссия]]), Ахарон из Карлина (см. [[Карлин]]), [[Элимелех Из Лежайска|Элимелех из Лежайска]], Иехиэль Михл из Злочева (около 1731–1786), Менахем Нахум из Чернобыля (см. [[Тверские]]), Зуся из Аннополя (умер в 1800 г.), братья Шмуэль (1726–1778) и Пинхас (1730–1805) Горовиц, [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхак бен Меир из Бердичева]], [[Шнеур, Залман Из Ляд|Шнеур, Залман из Ляд]], Арье Лейб Сорес (1730–1791). Некоторые из них создали новые течения в хасидизме. Правнук Дова Бера Исраэль Фридман из Ружина основал династию цаддиков из Садгоры (см. [[Ружинский Цаддик|Ружинский цаддик]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Изречения ==
| + | |
- | * Прежде чем вечером лечь спать, вспомните всё, что вы сделали за день. Но учтите: когда человек разбирает часы прожитой жизни и видит, что не провёл в праздности ни одной минуты, его сердце начинает переполняться гордостью — и тогда на Небесах берут все добрые дела этого человека, лепят из них снежок и бросают в бездну.
| + | |
- | * Всякий раз, когда произносишь речь, остановись, не дойдя до конца.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | [http://www.moshiach.ru/study/people/magid.html «Магид из Межерича»]
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Пинхас из Кореца]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Лавский В. В. Хасидская мудрость — М.:Алетейа, Х24 1999. — 280с.
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидские цадики]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Украины]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Украине]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидизм]]
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11450|ДОВ БЕР ИЗ МЕЖИРИЧА}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Rabbi-stub}}
| + | |