|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | [[Файл:Temptation and Fall-Sistine Chapel Ceiling.jpg|right|thumb|[[Микеланджело]]. Грехопадение [[Адам]]а и [[Ева|Евы]]. Фрагмент росписи [[Сикстинская капелла|Сикстинской капеллы]], [[1508]]—[[1512]] гг.]] | + | #redirect [[:ej:Грехопадение]] |
- | '''Грехопаде́ние''' — общее для всех [[авраамические религии|авраамических религий]] понятие, обозначающее нарушение первым человеком [[воля|воли]] [[Бог|Господа]], которое привело к падению человека из состояния высшего невинного [[блаженство|блаженства]] в состояние [[страдание|страданий]] и греховности.
| + | |
- | | + | |
- | В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих (в том числе и неавраамических) религиях.
| + | |
- | | + | |
- | == В Библии ==
| + | |
- | Понятие грехопадения основано на [[Библия|библейской]] истории об изгнании перволюдей ([[Адам]]а и [[Ева|Евы]]) из [[Эдем|Райского сада]] за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от [[Дерево познания добра и зла|Древа познания добра и зла]] ({{Библия|Быт|3:1|-7}}). Фактически, Адам и Ева не были ограничены в своём выборе, а, по некоторым толкованиям, [[Бог]] налагал только временное ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла. [[Книга Бытия]] говорит, что Змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать [[запретный плод|плод запретного древа]], а та, в свою очередь, дала попробовать плодов Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд. Узнав об этом, Господь [[Изгнание из рая|изгнал перволюдей из Рая]], лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям ({{Библия|Быт|3:17|-24}}).
| + | |
- | | + | |
- | В иудаизме считается, что Змей-искуситель — ангел [[Самаэль]]<ref>[[Мишна]], Сота 10б. Другие [[мидраш]]и и [[таргум]]ы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к {{Библия|Быт|3:6}} ) и [[Сатана|Сатаном]] и дурным побуждением ([[Талмуд]], Бава Батра 15А) </ref>, в то время как в христианской традиции принято отождествлять Змея-искусителя с [[Сатана|Сатаной]]. Христианское богословие, в частности, основывается на [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна]]: {{НЗ2|И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним|Откр|12:9}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Религиозные трактовки последствий грехопадения ==
| + | |
- | [[Иудаизм]], [[христианство]] и [[ислам]] признают предание о грехопадении, однако оценка последствий грехопадения в этих религиях различна.
| + | |
- | | + | |
- | === В иудаизме ===
| + | |
- | В современном [[иудаизм]]е отвергается концепция [[Первородный грех|первородного греха]]. Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божьему, являясь венцом творения, был наделён волей. Во власти человека было решать что есть хорошо, а что плохо, выбирать между [[добро]]м и [[зло]]м ({{Библия|Втор|30:15|-18}}). Именно совершение греха непослушания Богу, как волевой акт человека послужило причиной грехопадения. Непослушание Богу, в соответствии с иудейской традицией является самым тяжким грехом.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время иудейский [http://en.wikipedia.org/wiki/Midrash_Rabba Мидраш Рабба] содержит утверждения об испорченности людского рода после впадения в грех Адама и Евы <ref>«Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти... Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда появился Фарес, через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что «поглощена будет смерть навеки», как написано ({{Библия|Ис|25:8}})» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31</ref>. Ряд средневековых еврейских философов толковали историю о грехопадении как аллегорию о природе человека{{Нет АИ|2009|12|23}}.
| + | |
- | | + | |
- | === Христианство ===
| + | |
- | {{Христианство}}
| + | |
- | {{main|Первородный грех}}
| + | |
- | Особое значение тезис грехопадения получил в христианстве, послужив основой для понятия [[первородный грех|первородного греха]] и, затем — [[Искупительная жертва|искупительной жертвы]].
| + | |
- | | + | |
- | Утверждается, что грехопадение изменило саму природу человека: «''Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, что по природе присуще всем людям''».<ref>Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1994. Гл. XX. С. 185</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно (отныне им был закрыт доступ к Древу Жизни), оказались вовлечены в извечную борьбу добра и зла. [[Зло]], персонифицированное в виде Змея ([[Сатана|Сатаны]]), побудило человека нарушить волю Божию:
| + | |
- | {{ВЗ|Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.|Прем|2:23|-24}}
| + | |
- | | + | |
- | Отныне и вовеки человек по определению наделён греховностью, которая препятствует свободному выбору между добром и злом. Но под влиянием [[благодать|благодати]] человек может сделать свободный выбор между добром и злом.
| + | |
- | {{ВЗ|Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;|3Цар|8:46}}
| + | |
- | Квинтессенцией этой доктрины можно считать Послание к Римлянам [[Апостол Павел|апостола Павла]]:
| + | |
- | {{НЗ|Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.|Рим|5:12}}
| + | |
- | | + | |
- | Вся доктрина грехопадения в христианстве выливается в учение о [[первородный грех|первородном грехе]], и, в конечном счёте, в учение об [[Искупительная жертва|искупительной жертве]] [[Иисус Христос|Иисуса Христа]] и [[Спасение (христианство)|спасение]] посредством [[благодать|благодати]] Божьей. Профессор [[Осипов, Алексей Ильич|А. И. Осипов]] пишет, что человек не выдержал испытания на добро и зло, в результате чего человеческая природа была повреждена, однако это испытание выдержал второй Адам — Иисус Христос при своём [[искушение Христа|искушении от дьявола]].
| + | |
- | | + | |
- | == Искусство и культура ==
| + | |
- | {{planned}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Первородный грех]]
| + | |
- | * [[Спасение]]
| + | |
- | * [[Благодать]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.rosblag.narod.ru/books/osip14/Main.htm А. И. Осипов «Путь разума в поисках истины»]
| + | |
- | * [http://bookz.ru/authors/kuraev-andrei/esli-bog_330.html А. Кураев «Если Бог есть любовь»]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * А. И. Осипов «Посмертная жизнь» Изд. «Даръ», М: 2007
| + | |
- | * «Закон Божий» Руководство для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Второе изд. Типография преп. Иова Почаевского Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA, 1967
| + | |
- | * проф., к.б.н., арх. Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) «Священная Библейская история», Ч. I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. — СПб, 2003. — 472 с.
| + | |
- | * «Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета», МДА, Сектор заочного обучения, Учебное пособие для студентов 1 класса, Сергиев Посад, 2005
| + | |
- | | + | |
- | {{bible-stub}}
| + | |
- | {{Шаблон:Адам и Ева}}
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Иудейское богословие]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|simple}}
| + | |
- | | + | |
- | [[da:Syndefaldet]]
| + | |
- | [[de:Sündenfall]]
| + | |
- | [[en:Fall of Man]]
| + | |
- | [[et:Pattulangemine]]
| + | |
- | [[fi:Syntiinlankeemus]]
| + | |
- | [[fr:Chute (Bible)]]
| + | |
- | [[it:Caduta dell'uomo]]
| + | |
- | [[nl:Zondeval]]
| + | |
- | [[no:Syndefallet]]
| + | |
- | [[pt:Queda do homem]]
| + | |
- | [[simple:Fall of Man]]
| + | |
- | [[sv:Syndafallet]]
| + | |
- | [[th:ขับจากสวรรค์]]
| + | |
- | [[uk:Гріхопадіння]]
| + | |