Наталья (Обсуждение | вклад) |
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Герцль, Теодор]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} [[Файл:Herzl.jpg|thumb|right|200px|<CENTER>'''''Теодор Герцль'''''</CENTER>]]
| + | |
- | '''Теодор Герцль''' ({{lang-de|Theodor Herzl}}; '''Биньямин Зеев'''; [[2 мая]] [[1860]], [[Будапешт]] — [[3 июля]] [[1904]], [[Эдлах]], [[Австрия]], похоронен в [[Иерусалим]]е) — основоположник идеологии политического [[сионизм]]а, [[провозвестник]] еврейского государства и создатель [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]].
| + | |
- | | + | |
- | В честь Теодора Герцля назван город [[Герцлия]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Рос в [[Будапешт]]е в [[Ассимиляция (социология)|ассимилированной]] семье, не чуждой, однако, [[иудаизм|еврейским традициям]]. Мать, Жанетт Герцль (урожд. Диамант), приобщала сына к [[немецкий язык|немецкой культуре и языку]].
| + | |
- | С детства имел склонность к литературе, писал стихи, создал ученический литературный кружок.
| + | |
- | Будучи в гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет.
| + | |
- | Чуткий к проявлениям [[Антисемитизм|антисемитизма]], Герцль оставил реальную гимназию, оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя.
| + | |
- | | + | |
- | В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, и Герцль поступил на юридический факультет Венского университета.
| + | |
- | В 1881 г. стал членом немецкого студенческого общества Альбия, но в 1883 г. вышел из него в знак протеста против проявлений антисемитизма.
| + | |
- | В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно многим евреям того времени, он был сторонником ассимиляции и полагал, что идеи прогресса заставят человечество избавиться от антисемитизма.
| + | |
- | В то же время столкновения с действительностью подрывали веру в спасительную силу [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] и прогресса.
| + | |
- | Тяжелое впечатление произвела на Герцля антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе» (1881).
| + | |
- | | + | |
- | В 1884 г. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга.
| + | |
- | В автобиографических заметках (1898) Герцль писал: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи.
| + | |
- | Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией''».<ref name="KE_Herzl">{{ЭЕЭ|11133|Герцль Теодор}}</ref>
| + | |
- | С 1885 г. Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов.
| + | |
- | Некоторые его пьесы имели настолько громкий успех на сценах австрийских театров, что в своё время Герцль считался одним из ведущих австрийских драматургов<ref>[http://www.zman.com/news/2011/05/23/102059.html Герцль и театр]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1889]] Герцль женился на Юлии Нашауэр (Julie Naschauer) (1868—1907). Их супружеская жизнь, однако, не сложилась, поскольку жена не понимала и не разделяла взглядов Герцля.
| + | |
- | | + | |
- | С октября [[1891]] по июль [[1895]] Герцль работал корреспондентом влиятельной либеральной [[Вена|венской]] газеты «Neue Freie Presse» в [[Париж]]е.
| + | |
- | В ней он публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции.
| + | |
- | Свои взгляды на политику Герцль изложил в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов).
| + | |
- | | + | |
- | В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания.
| + | |
- | Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».
| + | |
- | | + | |
- | Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в [[1894]] г. под влиянием [[Дело Дрейфуса|дела Дрейфуса]]. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого [[евреи|еврейского]] государства.
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1895 г. Герцль обратился за поддержкой к барону [[Гирш, Морис де|Морису де Гиршу]]. Однако, встреча не принесла результатов. В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство]]». В своём дневнике Герцль писал: «''Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…''»<ref name="KE_Herzl" />
| + | |
- | | + | |
- | Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля [[1896]] года. В том же году были опубликованы её переводы с [[немецкий язык|немецкого]] на [[иврит]], [[Английский язык|английский]], [[французский язык|французский]], [[русский язык|русский]] и [[румынский язык|румынский]] языки.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону ([[Нордау, Макс|М. Нордау]], [[Зангвил, Израэл|И. Зангвил]]).
| + | |
- | Однако многие участники движения [[Ховевей Цион]] в Восточной Европе и сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии и других стран (в большинстве — выходцы из Восточной Европы) восприняли идеи Герцля с огромным энтузиазмом и призвали его руководить группами, готовыми посвятить себя осуществлению этого плана.
| + | |
- | | + | |
- | Общение с ними убедило Герцля в том, что для еврейских масс представление о еврейском государстве неотделимо от [[Эрец-Исраэль]].
| + | |
- | Так движение стало сионистским. Возглавив его, Герцль развернул энергичную политическую деятельность.
| + | |
- | | + | |
- | Для распространения идей сионизма Герцль основал, редактировал и финансировал еженедельную газету на немецком языке [[«Вельт Ди»|«Ди Вельт»]], первый номер которой вышел 4 июня 1897 г.
| + | |
- | | + | |
- | 29–31 августа 1897 г. в Базеле состоялся 1-й [[Сионистские Конгрессы|Сионистский конгресс]] .
| + | |
- | | + | |
- | Он принял программу сионистского движения ([[Базельская Программа|Базельская программа]]) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти.
| + | |
- | | + | |
- | В те дни Герцль писал: «Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: “В Базеле я создал Еврейское государство!”»
| + | |
- | | + | |
- | Деятельность Герцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Герцль замечает в дневнике, что, работая над книгой «Еврейское государство», он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности «Еврейского общества» и «Еврейской финансовой компании». Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Герцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые в истории еврейской диаспоры Герцль создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе.
| + | |
- | | + | |
- | Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восхищение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у таких противников его политической концепции, как Ахад-hа-Ам, который после 1-го Сионистского конгресса писал, что Герцль воплотил на рубеже 19 в. и 20 в. величие пророков древнего Израиля. Еврейские массы Европы видели в нем «царственного трибуна», призванного вернуть народу величие древности. В глазах неевреев появление Герцля разрушало стереотип еврея, веками создававшийся в христианском и мусульманском мире. Поэтому властелины держав — турецкий султан, германский кайзер, вельможи и министры, папа римский принимали молодого венского журналиста как признанного представителя всего еврейского народа, несмотря на то, что у него не было и не могло быть никаких полномочий и почти никакой общественной опоры. Созданная им Всемирная сионистская организация представляла собой вначале незначительное меньшинство в еврейском народе. Одухотворенный идеей еврейского государства, Герцль силой своей логики и убежденностью сумел уверить многих, что антисемитизм является не только страшным злом для евреев, но и тяжким недугом, который не перестанет точить европейское общество до тех пор, пока у еврейского народа не будет на земле своего уголка, где он смог бы вновь творить духовные ценности и обогащать, как и в прошлом, культуру всего мира.
| + | |
- | | + | |
- | Активная политическая деятельность, ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «''Почему мы дурачим себя?.. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу''». Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и [[3 июля]] [[1904]] г. Герцль скончался.
| + | |
- | | + | |
- | В [[завещание|завещании]] Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в [[Земля Израиля|Землю Израиля]]. Останки Герцля были доставлены из Австрии в [[Иерусалим]] первым полётом авиакомпании [[Эль-Аль]] 14 августа [[1949]] г., вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на [[гора Герцля|горе Герцля]] в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по [[еврейский календарь|еврейскому календарю]] 20-й день месяца [[таммуз (месяц)|таммуз]] отмечают в Израиле как национальный день его памяти.
| + | |
- | | + | |
- | После его смерти [[Жаботинский, Владимир|В. Жаботинский]] писал: «''И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!''»
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Theodor Herzl Grab 20032005.JPG|thumb|right|200px|<CENTER>''могила '''Теодора Герцля'''''</CENTER>]]
| + | |
- | | + | |
- | Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь [[самоубийство]]м, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял [[христианство]], а после смерти сестры застрелился на её могиле в [[Бордо]] ([[Франция]]). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в [[нацизм|нацистском]] [[концлагерь|концлагере]] [[Терезин]].
| + | |
- | | + | |
- | Государство Израиль было провозглашено в мае 1948 г., лишь немногим позже той даты, которую предсказал Герцль после 1-го Сионистского конгресса.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11133_L.jpg|thumb|250px|left|[[Герцль, Теодор]] Т. Герцль.]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Основатель и вождь сионистского движения ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В своей книге ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat) Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.
| + | |
- | | + | |
- | Политическое решение еврейского вопроса должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями.
| + | |
- | | + | |
- | Это будет организованный исход еврейских масс Европы в еврейское государство.
| + | |
- | Образование такого государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и при использовании всех современных научных и технических достижений.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права).
| + | |
- | | + | |
- | Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством.
| + | |
- | | + | |
- | Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.
| + | |
- | | + | |
- | 23 апреля 1896 г. Герцль получил аудиенцию у великого герцога Баденского, ставшего впоследствии сторонником сионизма.
| + | |
- | | + | |
- | В июне 1896 г. Герцль совершил первое путешествие в Константинополь, где встретился с великим визирем султана. Герцль выдвинул предложение об улучшении евреями тяжелого финансового положения Османской империи, если султан согласится на превращение Палестины в еврейское государство. Султан (Абдул-Хамид II; 1842–1918) не принял план Герцля и даже отказался от официальной встречи с ним. С тех пор Герцль стал добиваться получения от турецкого правительства «чартера» (хартии) на право заселения Палестины евреями под защитой властей.
| + | |
- | | + | |
- | По пути в Турцию Герцль был тепло встречен еврейскими общинами Сербии и Болгарии. Такой же прием оказали Герцлю еврейские массы лондонского Ист-Энда во время его поездки в [[Лондон]]. Однако Герцлю не удалось добиться поддержки со стороны руководителей британского еврейства, местных деятелей движения Ховевей Цион и [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейского колонизационного общества]].
| + | |
- | | + | |
- | Отказался поддерживать Герцля и [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|барон Эдмон де Ротшильд]], считая, что невозможно будет организовать еврейские массы для осуществления планов сионизма. Такой отказ и, в особенности, его мотивировка побудили Герцля приступить к созданию представительства всего еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ Ховевей Цион Германии, Австрии и [[Галиция|Галиции]] приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса.
| + | |
- | | + | |
- | 1-й [[Сионистские Конгрессы|Сионистский конгресс]] состоялся 29–31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял программу сионистского движения ([[Базельская Программа|Базельская программа]]) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти.
| + | |
- | Из многочисленных участников конгресса наибольшее впечатление произвели на Герцля русские сионисты (статья «Евреи России», опубликована в «Ди Вельт», 1897).
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после конгресса Герцль занялся созданием Сионистского банка, который должен был обеспечить финансовую основу для переговоров с турецким правительством.
| + | |
- | | + | |
- | Резолюция об учреждении банка (см. [[Еврейский Колониальный Банк|Еврейский колониальный банк]]) была принята на 2-м конгрессе (Базель, 28–31 августа 1898 г.) и осуществлена в марте 1899 г. Главная контора банка находилась в Лондоне. Филиал его был открыт в [[Яффа|Яффе]] (1903) под названием Англо-Палестинская компания, которая со временем превратилась в современный Банк леумми ле-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | После 2-го Сионистского конгресса при помощи великого герцога Баденского Герцлю удалось вызвать сочувствие германского императора Вильгельма II к планам сионизма. В сентябре 1898 г. Герцль был извещен, что во время предстоящего посещения Палестины Вильгельм II готов встретиться с ним в Константинополе, по дороге на Ближний Восток, и в Иерусалиме. На приеме в Константинополе Герцль изложил перед Вильгельмом свою программу, затем отплыл в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | По прибытии в Яффу Герцль решил посетить еврейские сельскохозяйственные поселения в Палестине.
| + | |
- | Иерусалим произвел на Герцля неизгладимое впечатление.
| + | |
- | | + | |
- | Официальная встреча с Вильгельмом состоялась 2 ноября 1898 г. в палаточном лагере императора в предместье Иерусалима. Однако результат встречи был неудачным, как и последующие переговоры Герцля с правительством Турции.
| + | |
- | | + | |
- | Аудиенция у султана Абдул-Хамида II (17 мая 1901 г.), устроенная благодаря посредничеству профессора [[Вамбери, Арминий|А. Вамбери]], встречи с представителями турецкого правительства в феврале и июле 1902 г. остались безрезультатными. Герцль не мог дать конкретных предложений относительно финансовой помощи, в которой нуждалась Турция, а турки не соглашались на какие-либо уступки по вопросу еврейского заселения Палестины.
| + | |
- | | + | |
- | Все это заставило Герцля изменить ориентацию и искать поддержку планам сионизма у Великобритании, значение которой для осуществления сионистских целей было очевидно Герцлю с самого начала его политической деятельности. В начале июня 1902 г. Герцль был приглашен в Лондон для участия в работе комиссии по вопросу иммиграции иностранцев (главным образом евреев) в Англию. Герцль заявил, что необходимость немедленно облегчить безысходное положение еврейского народа заставляет сионистское движение, не отказываясь от своей программы (основание еврейского национального очага в Палестине), учесть и другие возможности.
| + | |
- | | + | |
- | Герцль предложил создать независимое еврейское поселение на [[Кипр|Кипре]] или Синайском полуострове (см. [[Эль-Ариш]]), которые находились тогда под британским протекторатом и в непосредственной близости к Палестине. План этот не был принят.
| + | |
- | | + | |
- | В процессе переговоров (1903) британское правительство выдвинуло предложение об автономном еврейском поселении в подвластной ему Восточной Африке (протекторат Уганда). Под влиянием сообщений о Кишиневском погроме (1903; см. [[Кишинёв|Кишинев]]) и тяжелом положении евреев Восточной Европы Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством даже об Уганде, не прекращая борьбы за еврейское поселение в Палестине. 5 августа 1903 г. Герцль отправился в Россию, чтобы попытаться облегчить положение русских евреев и добиться поддержки России в переговорах с Турцией о Палестине.
| + | |
- | | + | |
- | Герцль дважды встречался с министром внутренних дел [[Плеве, Вячеслав Константинович|В. Плеве]], который пообещал, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с султаном, и с министром финансов [[Витте, Сергей Юльевич|С. Витте]], с которым обсуждал вопрос о деятельности Сионистского банка в России.
| + | |
- | | + | |
- | 14 августа 1903 г., когда Герцль еще находился в России, британское правительство заявило о своей поддержке плана независимой еврейской колонии в Уганде (во главе с еврейским губернатором и под верховной властью Великобритании). С одобрения сионистского Исполнительного комитета Герцль представил этот план (см. [[Уганды План|Уганды план]]) на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса (Базель, 23–28 августа 1903 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что план не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Герцлю удалось предотвратить раскол в сионистском движении. На этом заседании конгресса он торжественно провозгласил: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя».
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее после конгресса еще несколько месяцев продолжалась яростная борьба в сионистской печати и на массовых митингах по поводу плана Уганды. 11–12 апреля 1904 г. Герцль созвал расширенное заседание Исполнительного комитета Сионистской организации, на котором, после бурных дебатов, ему удалось опровергнуть обвинения в измене идеалам сионизма и урегулировать отношения с оппозицией.
| + | |
- | | + | |
- | Герцль столкнулся также с оппозицией молодых сионистов, главным образом из России ([[Вейцман, Хаим|Х. Вейцман]], [[Бернштейн-Коган|Я. Бернштейн-Коган]], [[Моцкин, Лео|Л. Моцкин]]), упрекавших его в пренебрежении культурной деятельностью и недостаточном внимании к текущей поселенческой работе в Палестине (см. [[Демократическая Фракция|Демократическая фракция]]).
| + | |
- | | + | |
- | Со своей стороны, [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] обвинял Герцля в том, что он не прилагает никаких усилий к возрождению еврейской культуры, и его еврейское государство не имеет национального еврейского облика.
| + | |
- | | + | |
- | Герцль не предвидел [[Израильско-палестинский конфликт|арабско-еврейских конфликтов]] и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине [[арабы]] будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Herzl-balcony.jpg|thumb|200px|[[Теодор Герцль]] в 1901 году на балконе отеля [[Отель «Les Trois Rois»|«Les Trois Rois»]] ([[Базель]]) во время очередного Сионистского конгресса]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В [[1900]] Герцль опубликовал «''Философские рассказы''». В своём [[Утопия|утопическом]] романе на немецком языке «''Altneuland''» («Старая новая земля», в русском переводе «Страна возрождения» [[1902]], позже [[Соколов, Нахум|Нахумом Соколовым]] он был переведён на [[иврит]]). В переводе на иврит роман назывался ''Тель-Авив'' (то есть «весенний холм», название [[библия|библейского]] поселения); название будущего города [[Тель-Авив]] было навеяно романом Герцля.
| + | |
- | Эпиграф к книге: «Если захотите, это не будет сказкой», — стал лозунгом всего сионистского движения.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commons|Theodor Herzl}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11133|Герцль Теодор}}
| + | |
- | * [http://www.il4u.org.il/Keren/Library/History/HistoryStateOfIsrael/Herzl.htm Теодор (Биньямин Зеев) Герцль (1860—1904)]
| + | |
- | * [http://www.rjews.net/gazeta/Lib/Hertzel/hertzel0.html Биография на русском языке]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/context/?id=26575 Статья. Сионизм как сублимация дендизма. Известный неизвестный Герцль.]
| + | |
- | * [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=27775 Рецензия на книгу Теодора Герцля «Еврейское государство: Опыт современного решения еврейского вопроса».]
| + | |
- | | + | |
- | {{Сионизм}}
| + | |
- | {{Выдающиеся деятели сионизма}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11133|ГЕРЦЛЬ Теодор}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:История Израиля]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[af:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[ar:ثيودور هرتزل]]
| + | |
- | [[az:Teodor Hertsl]]
| + | |
- | [[bg:Теодор Херцел]]
| + | |
- | [[bs:Theodore Herzl]]
| + | |
- | [[ca:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[cs:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[da:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[de:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[el:Τέοντορ Χερτσλ]]
| + | |
- | [[en:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[eo:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[es:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[et:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[eu:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[fa:تئودور هرتسل]]
| + | |
- | [[fi:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[fr:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[gl:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[he:בנימין זאב הרצל]]
| + | |
- | [[hu:Herzl Tivadar]]
| + | |
- | [[id:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[it:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[ja:テーオドール・ヘルツル]]
| + | |
- | [[ka:თეოდორ ჰერცლი]]
| + | |
- | [[kab:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[ko:테오도어 헤르츨]]
| + | |
- | [[la:Theodorus Herzl]]
| + | |
- | [[lad:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[lv:Teodors Hercls]]
| + | |
- | [[ms:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[nl:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[nn:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[no:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[pl:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[pt:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[ro:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[sk:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[sq:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[sv:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[tr:Theodor Herzl]]
| + | |
- | [[uk:Теодор Герцль]]
| + | |
- | [[yi:בנימין זאב הערצל]]
| + | |
- | [[zh:西奥多·赫茨尔]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |