Вольтер - отношение к евреям

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
(Перенаправление на ej:Вольтер - отношение к евреям)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{значения}}
+
#redirect [[:ej:Вольтер - отношение к евреям]]
-
{{Писатель
+
-
| Имя              = Вольтер
+
-
| Оригинал имени  = Voltaire
+
-
| Фото            = Voltaire.jpg
+
-
| Размер          = 220px
+
-
| Подпись          =
+
-
| Имя при рождении = Франсуа Мари Аруэ
+
-
| Псевдонимы      = Вольтер
+
-
| Дата рождения    = 21.11.1694
+
-
| Место рождения  = {{МестоРождения|Париж}}, [[Франция]]
+
-
| Дата смерти = 30.05.1778
+
-
| Место смерти = {{МестоСмерти|Париж}}, [[Франция]]
+
-
| Гражданство =
+
-
| Род деятельности = [[философ]]<br />[[поэт]]<br />[[прозаик]]<br />[[публицист]]<br />[[правозащитник]]
+
-
| Годы активности =
+
-
| Направление = [[Эпоха Просвещения|Просвещение]]<br />[[классицизм]]
+
-
| Жанр = философская повесть<br />сатира<br />памфлет<br />трагедия
+
-
| Magnum opus =
+
-
| Премии =
+
-
| Lib = http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/
+
-
| Сайт =
+
-
| Викитека = Вольтер
+
-
}}
+
-
'''Вольте́р''' ({{lang-fr|Voltaire}}; 21 ноября 1694, [[Париж]], [[Франция]] — 30 мая 1778, [[Париж]], [[Франция]]; имя при рождении '''Франсуа-Мари Аруэ''', {{lang-fr|François Marie Arouet}}; ''Voltaire'' — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства и ''светского антисемитизма''.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в [[иезуиты|иезуитском]] колледже «[[латинский язык|латыни]] и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в [[Бастилия|Бастилию]] (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика,снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в [[Великобритания|Англию]], где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.
+
-
 
+
-
Вернувшись во [[Франция|Францию]], Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в [[Герцогство Лотарингия|Лотарингию]], где нашёл приют у маркизы дю Шатлэ (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией(в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в [[Нидерланды]].
+
-
 
+
-
В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению [[Пруссия|прусского]] короля [[Фридрих II (король Пруссии)|Фридриха II]], с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в [[Берлин]]е ([[Потсдам]]е), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными [[спекуляция]]ми, а также ссорой с президентом Академии [[Мопертюи]] ([[карикатура|карикатурно]] изображённым Вольтером в «[[Диатриба|Диатрибе]] доктора Акакия»), был вынужден покинуть [[Пруссия|Пруссию]] и поселился в [[Швейцария|Швейцарии]] (1753). Здесь он купил имение около [[Женева|Женевы]], переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер — «фернейский патриарх» — мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.
+
-
[[Файл:Maison-voltaire-ferney.jpg|thumb|200px| right| Дом Вольтера в поместье Ферней]]
+
-
[[Ферней-Вольтер|Ферней]] стал местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как [[Екатерина II]], как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер — восьмидесятичетырёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему устроена была восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Irène» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.
+
-
 
+
-
[[Файл:Mogila-Voltera-v-Panteonye-.jpg|thumb|left|200px|Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне]]Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.
+
-
 
+
-
Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опий.
+
-
 
+
-
Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём [[30 мая]]. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».
+
-
 
+
-
В [[1791]] [[Конвент]] постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в [[Пантеон (Париж)|Пантеон]] превратился в грандиозную революционную [[демонстрация|демонстрацию]]. В [[1814 год]]у во время [[Реставрация Бурбонов|Реставрации]] ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.
+
-
 
+
-
== Философия ==
+
-
Являясь сторонником [[сенсуализм]]а английского философа [[Локк, Джон|Локка]], учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской [[материализм|материалистической философии]], в частности [[Гольбах, Поль Анри|барона Гольбаха]], против которого направлено его «Письмо Меммия к [[Цицерон]]у»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от [[индетерминизм]]а к [[детерминизм]]у. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в [[Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел|«Энциклопедии»]] и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» ({{lang-fr|Dictionnaire philosophique portatif}}, [[1764]]). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.
+
-
 
+
-
Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство{{прояснить}}.
+
-
 
+
-
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.
+
-
 
+
-
=== Критика религии ===
+
-
Неутомимый и беспощадный враг [[церковь|церкви]] и клерикалов, которых он преследовал аргументами [[логика|логики]] и стрелами [[сарказм]]а, [[писатель]], чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на [[иудаизм]], и на [[христианство]] (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности [[Иисус Христос|Христа]] (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание [[Мелье, Жан|Жана Мелье]]», священника-социалиста [[XVII век]]а, не щадившего слов для развенчания [[клерикализм]]а.
+
-
 
+
-
Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного [[фанатизм]]а — [[Калас, Жан|Каласа]] и [[Сервет, Мигель|Сервета]]) против господства и гнёта религиозных [[суеверие|суеверий]] и [[предрассудок|предрассудков]], против клерикального [[изуверство|изуверства]], Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной [[терпимость|терпимости]] как в своих публицистических [[памфлет]]ах (Трактат о веротерпимости, [[1763]]), так и в своих художественных произведениях (образ [[Генрих IV (король Франции)|Генриха IV]], покончившего с вероисповедной распрей [[католицизм|католиков]] и [[протестантизм|протестантов]]; образ императора в трагедии «Гебры»).
+
-
 
+
-
В [[1722 год]]у Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями: {{начало цитаты}}В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…{{конец цитаты}}
+
-
 
+
-
=== Критика атеизма. Деизм Вольтера ===
+
-
Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом [[атеизм]]а; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). [[Деизм|Деист]] в духе английских буржуазных [[вольнодумец|вольнодумцев]] [[XVIII век]]а, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование [[Божество|Божества]], сотворившего [[Вселенная|вселенную]], в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: [[космология|«космологическими»]] («Против атеизма»), [[телеология|«телеологическими»]] («Le philosophe ignorant») и [[мораль|«моральными»]] (статья «[[Бог]]» в «Энциклопедии»).
+
-
 
+
-
В «Назидательных проповедях», а так же в философских повестях неоднократно встречается и аргумент [[Прагматизм|«полезности»]], т.е. такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.
+
-
<blockquote>
+
-
Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.</blockquote>
+
-
<blockquote>Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем Боге — и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери<ref> Вольтер. Назидательные проповеди. Проповедь первая: Об атеизме</ref>.
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Отрицая средневековый церковно-монашеский [[аскетизм]] во имя права человека на [[счастье]], которое коренится в разумном [[эгоизм]]е («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя [[оптимизм]] английской буржуазии [[XVIII век]]а, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта [[Поуп, Александр|Поупа]]: «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после [[землетрясение в Лиссабоне|землетрясения в Лиссабоне]], разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо».
+
-
 
+
-
=== Социально-философские взгляды ===
+
-
По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» [[Мелье, Жан|Мелье]], Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к [[Руссо, Жан Жак|Руссо]], хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.
+
-
 
+
-
Убеждённый и страстный противник [[абсолютизм]]а, он остался до конца жизни [[монархисты|монархистом]], сторонником идеи [[Просвещённый абсолютизм|просвещённого абсолютизма]], [[монархия|монархии]], опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице [[Генрих IV (король Франции)|Генриха IV]] (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».
+
-
 
+
-
Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» ([[скифы|скифов]] и [[финикийцы|сидонцев]]) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического [[деспотизм]]а и религиозной нетерпимости.
+
-
 
+
-
В своей сатирической [[поэма|поэме]] «[[Орлеанская девственница]]» он высмеивает [[рыцарь|рыцарей]] и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением [[помещик]]ов либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» ({{lang-fr|hommes du commun}}), ибо это значило «обесценить [[трагедия|трагедию]]» (avilir le cothurne).
+
-
 
+
-
Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в [[аристократия|аристократический]] [[XVIII век]] [[Людовик XIV|Людовика XIV]], которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV».
+
-
 
+
-
Незадолго до своей смерти, [[7 апреля]] [[1778 год]]а, Вольтер вступил в парижскую [[масонская ложа|масонскую ложу]] [[ВВФ|Великого Востока Франции]] — «[[Les Neuf Sœurs|Девять сестёр]]». При этом в ложу его сопровождал [[Франклин, Бенджамин|Бенджамин Франклин]] (в то время — американский посол во Франции)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Moram/13.php Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем]</ref><ref>Daniel Ligou, ed. Dictionnaire de la franc-maçonnerie. — Paris: Presses Universitaires de France, 1987.</ref>.
+
-
 
+
-
== Литературное творчество ==
+
-
=== Драматургия ===
+
-
[[Файл:Voltaire by Jean-Antoine Houdon (1778).jpg|thumb|200px|right|Вольтер, скульптор [[Гудон, Жан-Антуан|Жан-Антуан Гудон]], 1778 год. Из коллекции [[Национальная галерея искусства|Национальной галереи искусства]]]]
+
-
Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — [[послание|послания]], галантную [[лирика|лирику]], [[ода|оду]] {{nobr|и т. д.}}, Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической [[трагедия|трагедии]] — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» ([[1718]]), «Брут» ([[1730]]), «Заира» ([[1732]]), «Цезарь» ([[1735]]), «Альзира» ([[1736]]), «Магомет» ([[1741]]), «Меропа» ([[1743]]), «Семирамида» ([[1748]]), «Спасённый Рим» ([[1752]]), «Китайская сирота» ([[1755]]), «Танкред» ([[1760]]).
+
-
 
+
-
Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В [[репертуар]] [[античность|античных]] фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, [[Хань (народ)|китайцы]], [[скифы]], [[гебры]] и тому подобное.
+
-
 
+
-
Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену [[плебей|плебеев]]-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям [[доблесть]], необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену [[садовник]]а, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого [[солдат]]а. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые [[принц]]ы и мучимые страстью [[принцесса|принцессы]]. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди [[монарх]]ов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.
+
-
 
+
-
=== Поэзия ===
+
-
Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и [[экзотика|экзотику]] к драме Нового времени под напором растущего движения [[третье сословие|«третьего сословия»]], то аналогична его [[эволюция]] и как писателя [[эпос|эпического]]. Вольтер начал в стиле классической [[эпопея|эпопеи]] («Генриада», [[1728]]; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и [[классическая трагедия]], под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — [[аллегория|аллегорические]] образы — понятия: [[любовь|любви]], [[ревность|ревности]], [[фанатизм]]а (из «Essai sur la poésie épique»).
+
-
 
+
-
Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу [[Людовик XV|Людовика XV]], Вольтер затем в «[[Орлеанская девственница|Орлеанской девственнице]]» (La Pucelle d’Orléans), едко и [[скабрёзный|скабрёзно]] высмеивающей весь [[средние века|средневековый]] мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием [[Александр Поуп|Поупа]], от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).
+
-
 
+
-
=== Философская проза ===
+
-
Отсюда наметился естественный переход к [[проза|прозе]], к философскому [[Роман (жанр)|роману]] («Видение Бабука», «Задиг или судьба», «[[Микромегас]]», «[[Кандид]]», «Сказка о вавилонской принцессе», «Scarmentado» и другие, [[1740-е|1740]]—[[1760-е|60]]-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг или судьба»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого [[оптимизм]]а, так и чистого [[пессимизм]]а («Кандид»), и о единственной [[мудрость|мудрости]], заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.
+
-
 
+
-
Как для всех «просветителей» [[XVIII век]]а, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, {{nobr|и т. д.}} Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал [[Фрерон]], которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.
+
-
 
+
-
== Правозащитная деятельность ==
+
-
В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора [[протестант]]у [[Калас, Жан|Жану Каласу]], который был казнен по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осужденные по этому делу.
+
-
 
+
-
== Отношение к евреям ==
+
-
В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». [[Бональд, Луи Габриэль Амбруаз|Луи де Бональд]] писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому несчастному народу…»<ref>[http://jhist.org/shoa/poliakov03_05.htm Л.Поляков. История антисемитизма]</ref>.
+
-
 
+
-
В своих многочисленных произведениях философского и публицистического характера Вольтер много места уделил истории и религии евреев. В «Философском словаре» (1764) Вольтер помещает большую статью «Евреи», излагая свое понимание проблемы еврейства и евреев; статьи об [[Авраам|Аврааме]], [[Моисей|Моисее]], [[Соломон|Соломоне]], [[Талмуд|Талмуде]] и многие другие.
+
-
 
+
-
В своих нападках на христианские клерикальные институты Вольтер сосредоточил основной удар на Ветхом завете, во многом осмеивая его и отказывая еврейской религии в самостоятельности. Вольтер упрекает ее в прагматизме, в материализме и в отсутствии возвышенного догмата о бессмертии души. Вольтер считает евреев жестоким, человеконенавистническим и эгоцентричным народом.
+
-
 
+
-
Уже при жизни Вольтера его яростные атаки на евреев и все еврейское подверглись резкой критике: в 1762 г. со стороны еврейского философа Ицхака де Пиито (1720–1791) и в 1769 г. со стороны аббата Антуана Гене. Отвечая на их критику, Вольтер фактически не смог противостоять ей. Многочисленная литература, рассматривающая антисемитизм Вольтера, затрудняется найти для него рациональные объяснения.
+
-
 
+
-
Вольтер сыграл двойственную роль в формировании отношения к евреям со стороны европейских народов, среди которых они жили. В целом его антиабсолютистская и антиклерикальная деятельность подготовила ту духовную атмосферу, которая способствовала [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]].
+
-
 
+
-
В то же время его яростная и во многом, очевидно, иррациональная юдофобия сделала его провозвестником расистского секулярного [[Антисемитизм|антисемитизма]] нового и новейшего времени.
+
-
 
+
-
== Последователи Вольтера. Вольтерьянство ==
+
-
Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до [[Россия|России]], которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с [[Екатерина II|Екатериной II]] и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием ''вольтерианства''.
+
-
 
+
-
Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху [[Великая французская революция|Великой революции]], и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», [[якобинцы]] украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в [[XIX век]]е в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже [[XIX век]]а — в [[Италия|Италии]], куда войска генерала [[Наполеон Бонапарт|Бонапарта]] принесли принцип [[декларация прав человека и гражданина|декларации прав человека и гражданина]], отчасти в [[Великобритания|Англии]], где борец против [[Священный союз|Священного союза]], [[Байрон, Джордж Ноэл Гордон|Байрон]], прославил Вольтера в [[октава]]х «[[Паломничество Чайльд-Гарольда|Чайльд-Гарольда]]», потом — накануне мартовской революции в [[Германия|Германии]], где [[Гейне]] воскрешал его образ. На рубеже [[XX век]]а вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах [[Франс, Анатоль|Анатоля Франса]].
+
-
 
+
-
== Библиотека Вольтера ==
+
-
Библиотека Вольтера насчитывает 6 тысяч 814 томов и является национальным достоянием России. Она была куплена в [[1778 год]]у Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера. В [[1779 год]]у на специальном корабле библиотеку доставили в [[Санкт-Петербург]]. Первоначально она была размещена в [[Эрмитаж]]е. При Николае I доступ к ней был закрыт. В [[1861 год]]у по распоряжению [[Александр II|Александра II]] библиотека Вольтера была переведена в [[Императорская публичная библиотека|Императорскую публичную библиотеку]].
+
-
 
+
-
== Библиография ==
+
-
# Собрание сочинений в 50 тт. — Р. 1877—1882.
+
-
# Переписка Вольтера, там же, тт. 33—50.
+
-
# Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879.
+
-
# Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. — СПб., 1870.
+
-
# Собрание стихотворений, перевод Курочкина. II, — СПб., 1869.
+
-
# Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан — «Огонёк», 1926).
+
-
# Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919.
+
-
# Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница", в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927.
+
-
# Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. <!--Предисл. и рассуждения Сост., вступит. статья и коммент. В. Я. Бахмутского. Пер. Л. Зининой и Н. Наумова.--> — М.: Искусство, 1974.
+
-
# [http://new.runivers.ru/lib/book6196/ Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. — М., 1895.] на сайте [[Руниверс]]
+
-
# Засулич В. Вольтер. — СПб., 1909.
+
-
# Шахов А. Вольтер и его время. — СПб., 1912.
+
-
# {{книга
+
-
|заглавие = Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - '''Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении'''
+
-
|оригинал = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever
+
-
|автор = Хал Хеллман
+
-
|ссылка =
+
-
|isbn = 0-471-35066-4
+
-
|страницы = 320
+
-
|год = 2007
+
-
|место =  М.
+
-
|издательство = [[Диалектика (издательство)|«Диалектика»]]
+
-
}}
+
-
# Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. — P., 1867—1877.
+
-
# Morley J. Voltaire. — London, 1878 (русский перевод. — M., 1889).
+
-
# Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. — P., 1889—1891.
+
-
# Champion G. Voltaire. — P., 1892.
+
-
# Strauss D. F. Voltaire. — Lpz., 1895 (русский перевод. — M., 1900).
+
-
# Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. — P., 1899.
+
-
# Lanson G. Voltaire. — P., 1906.
+
-
# Brandes. Voltaire. 2 vv. — P., 1923.
+
-
# Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. — P., 1886.
+
-
# Brunetière F. Les époques du théâtre français. — P., 1892.
+
-
# Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. — P., 1896.
+
-
# Griswald. Voltaire als Historiker. — 1898.
+
-
# Ducros L. Les encyclopédistes. — P., 1900 (есть русский перевод).
+
-
# Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. — P., 1904.
+
-
# Pellissier G. Voltaire philosophe. — P., 1908.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{Примечания|2}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Навигация
+
-
|Тема = Вольтер
+
-
|Портал =
+
-
|Викисловарь =
+
-
|Викиучебник =
+
-
|Викицитатник = Вольтер
+
-
|Викитека = Вольтер
+
-
|Викивиды =
+
-
|Викиновости =
+
-
|Викисклад = Voltaire
+
-
|Метавики =
+
-
|Проект =
+
-
}}
+
-
* {{Из|БСЭ|http://slovari.yandex.ru/вольтер/БСЭ/Вольтер/|заглавие=Вольтер|издание=3-е}}
+
-
* {{Из|БЭС|http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/92054|заглавие=Вольтер}}
+
-
* КЕЭ, том 1, кол. 735–736
+
-
* [http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/voltaire/facts.html Занимательные факты]
+
-
* [http://www.filosofi.su/filosofi/v/volter_fransuamari_arue_d.html Жизнь Вольтера]
+
-
* [http://echo.msk.ru/programs/vsetak/505628-echo.phtml Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Всё так» о Вольтере]
+
-
* [[Луков, Владимир Андреевич|Луков Вл. А.]] [http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4194.html Вольтер] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира», 2010.
+
-
* {{Сотрудник РАН|49935|Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ)}}
+
-
 
+
-
{{ЛЭ-ОД|author1=[[Фриче, Владимир Максимович|В. Фриче]]|d1=1929}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{ElevenCopyRight|10962|ВОЛЬТЕР}}
+
-
[[Категория:Антисемитизм]]
+

Текущая версия на 21:25, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Вольтер - отношение к евреям
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация