|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ =
| + | #redirect [[:ej:Виленский учительский институт]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ви́ленский учи́тельский институ́т''' — среднее учебное заведение Российской империи по подготовке учителей. Открыт в [[Вильно|Вильне]] в [[1873 год]]у на базе раввинского училища, на средства еврейской общины<ref name="Штейнберг">{{cite web |url=http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2203&level1=main&level2=articles |author= Морозова О. |title=В тени собственного творения. (О.Н.Штейнберг и его этимологический словарь) |accessdate=2011-8-9}}</ref>. Примечательно, что аналогичный по профилю институт для русских абитуриентов был открыт в Вильне лишь в [[1876 год]]у<ref name="petergen">Первый выпуск русского института состоялся в [[1878 год]]у. См.: {{cite web |url=http://www.petergen.com/history/wiluinst.shtml |title=Выпускники Виленского учительского института (1878-1900) |accessdate=2011-8-9}}</ref><!-- ДАННАЯ СНОСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНА, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПУТАНИЦЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ, КАКОЙ ИМЕННО ВИЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЗАКАНЧИВАЛ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЧЕЛОВЕК-->, после чего в обиходе, для различения обоих училищ, их назвали для краткости, соответственно, ''еврейский учительский институт'' и ''русский учительский институт''.
| + | |
- | | + | |
- | Известность Виленского еврейского учительского института к началу [[XX век]]а вышла далеко за пределы царской России. Среди известных его зарубежных опекунов — Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, а также видный деятель II Интернационала Эдуард Бернштейн.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | Предшественником Виленского еврейского учительского института было училище второго разряда, созданное в Вильне по указу от [[13 ноября]] [[1844 год]]а для приготовления учителей еврейского закона и раввинов<ref name="Штейнберг" />. Древний город на реке Вилии стал центром еврейского образования в России не случайно. По переписи 1875 года из 82.668 горожан 37909 составляли евреи, в то время как католиков было 27781, а православных — 13098<ref name="Bkg">Вильна. Энц. словарь Брокг. и Ефрона</ref>. Здесь на протяжении веков развивалась талмудическая культура. В [[XIX век]]е Вильну называли «Ерушалаим де Лита», имея в виду и высокую учёность [[гаон]]ов, и роль города как центра духовной жизни. На учёбу в виленские иешивы стекалась еврейская молодёжь со всей Восточной Европы. Вильна издавна была очагом еврейского просвещения; в её учительских семинариях готовили учителей иврита и идиша как для религиозных так и для светских школ. Создание учительского института подняло Вильну как учебный центр на новую ступень.
| + | |
- | | + | |
- | Расширение приёма в учительские семинарии (причём не только православные, но и аналогичные «иноверческие» учебные заведения) было связано в России начала [[XIX век]]а с эпохой реформ императора Александра II. В это же время создаются (в том числе в Вильне) многочисленные еврейские типографии, печатавшие сотни наименований книг. К моменту преобразования в институт раввинское училище располагало предметно-методической базой, сопоставимой с гимназиями.
| + | |
- | | + | |
- | Выпускниками этого института были все учителя всех городских еврейских школ Российской империи. Новым предметом, который стали, в соответствии с учебной программой, преподавать в институте, стал русский язык. В целом это имело позитивное значение для выпускников, так как облегчало им возможность интегрироваться в ряды интеллигенции России, претендовать — при наличии возможностей — на дальнейший карьерный рост. Как и в других еврейских училищах, школах и других заведениях, работавших поэ эгидой Министерства народного просвещения, образование было светским. Помимо русского языка, изучались естественные науки. Важнейшим для будущих учителей был, конечно, комплексный курс иудаики, в который входило изучение древнееврейского языка. И Танах, и труды еврейских мудрецов при этом изучались с позиций естественнонаучных, а не религиозных.
| + | |
- | | + | |
- | Конфессиональный состав служащих казённых еврейских учебных заведений был смешанным: и иудеи, и православные. Тем не менее, на учительское место в начальных школах, не говоря уже о преподавании в институте, допускались «только окончившие полный курс… в еврейских учительских институтах». Практически все евреи-преподаватели института имели звание «потомственного почётного гражданина» и сохранили вероисповедание. После многих лет беспорочной службы их награждали золотыми и серебряными медалями «За усердие» для ношения на шее. В остальном преподаватели-нехристиане имели сложности в чинопроизводстве; их жалование (и соответственно пенсии и пособия) были иного размера, чем у учителей-христиан.
| + | |
- | | + | |
- | Общее руководство институтом возлагалось на директора, который отвечал за все стороны жизни заведения. Он представлял институт в министерстве, в учебном округе и в отношених с другим властями. По сути директор института был более чиновником, нежели педагогом. Своевременная ротация и продвижение кадров было одним из управленческих принципов МНП, и поэтому директоры института, как правило, не засиживались в нём надолго. Кроме того, в силу их общественного статуса директорам иногда предлагалось совмещать эту должность с присутствием, а иногда и параллельной работой в других общественных культурных организациях.
| + | |
- | | + | |
- | Вся текущая забота о нравственном воспитании студентов, о содержании и исполнении учебных программ, работа с преподавателями возлагалась в институте на инспектора, который был полномочным заведующим всей учебной частью. Инспекторы реже менялись на своём посту, что обеспечивало преемственность в воспитании и преподавании. Третьим в иерархии управления институтом был эконом, заведовавший хозяйственной частью.
| + | |
- | | + | |
- | == Известные персоналии ==
| + | |
- | * В [[1911 год]]у институт закончил [[Данюшевский, Израиль Исаакович|Израиль Исаакович Данюшевский]] ([[1890]]—[[1950]]) — выдающийся советский [[учёный]]-[[Педагогика|педагог]], организатор и руководитель первого в мире [[Научно-исследовательский институт дефектологии|Экспериментального дефектологического института]], разработчик приёмов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. До революции учительствовал в школах [[Виленская губерния|Виленской губернии]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * {{cite web |url=http://kamunikat.fontel.net/www/czasopisy/sbornik/02/08_levin.htm |author= Левин Д. Э.|title=Белоруссия в воспоминаниях С. М. Дубнова: опыт комментария|publisher=Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка Камунiкат |accessdate=2011-8-9}}
| + | |
- | * {{cite book |last=| title= Вильна| publisher=Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.)| location=СПб. | year=1890—1907 | url=http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/22101/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0}}
| + | |
- | * {{cite book |last=| title= Вильна (дополнение к статье)| publisher=Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.)| location=СПб. | year=1890—1907 | url=http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/22102/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0}}
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |