Братья Стругацкие

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
(Перенаправление на ej:Братья Стругацкие)
 
(11 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
#redirect [[:ej:Братья Стругацкие]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
{{Писатель
+
-
| Имя              = Братья Стругацкие
+
-
| Оригинал имени  =
+
-
| Фото            = Стругацкие на балконе. 1980-е.jpg
+
-
| Ширина          = 330px
+
-
| Подпись          = Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. [[1980-е]]
+
-
| Имя при рождении = Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий
+
-
| Псевдонимы      = С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий
+
-
| Дата рождения =
+
-
| Место рождения =
+
-
| Дата смерти =
+
-
| Место смерти =
+
-
| Гражданство = {{флагификация|СССР}}
+
-
| Род деятельности = писатели-фантасты, соавторы, сценаристы
+
-
| Годы активности = 1958—1990
+
-
| Направление =
+
-
| Жанр = [[Научная фантастика]]
+
-
| Дебют = «Извне»
+
-
| Премии = премия «[[Аэлита (премия)|Аэлита]]»
+
-
| Lib = http://lib.ru/STRUGACKIE/
+
-
| Сайт = [http://rusf.ru/abs/ rusf.ru/abs]
+
-
}}
+
-
'''Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие)''' — братья [[Стругацкий, Аркадий Натанович|Аркадий Натанович]] ({{дата рождения|28|8|1925}}, {{место рождения|Батуми|в Батуми}} — {{дата смерти|12|10|1991}}, {{место смерти|Москва|в Москве}}) и [[Стругацкий, Борис Натанович|Борис Натанович]] ({{дата рождения|15|4|1933}}, {{место рождения|Ленинград|в Санкт-Петербурге}}), [[СССР|советские]] писатели, соавторы, сценаристы, классики современной [[научная фантастика|научной]] и [[социальная фантастика|социальной]] фантастики.
+
-
 
+
-
== Очерк творчества ==
+
-
 
+
-
Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «[[Как погиб Канг]]» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «[[Пепел Бикини]]» ([[1956]]), написанная совместно с [[Петров, Лев Сергеевич|Львом Петровым]] ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным [[Фукурю-мару|с испытанием водородной бомбы]] на [[Бикини (атолл)|атолле Бикини]], и осталась, по выражению [[Кайтох, Войцех|Войцеха Кайтоха]], «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе [[1958 год]]а в журнале «[[Техника — молодёжи]]» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в [[Извне (повесть)|одноимённую повесть]].
+
-
 
+
-
В [[1959 год]]у вышла первая книга Стругацких — повесть «[[Страна багровых туч]]». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной.<ref>[http://www.rusf.ru/abs/books/publ14.htm Румата делает выбор]</ref> Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «[[Путь на Амальтею]]» ([[1960]]), «[[Стажёры (повесть)|Стажёры]]» ([[1962]]), а также рассказы первого сборника Стругацких «[[Шесть спичек (сборник)|Шесть спичек]]» ([[1960]]) положили начало многотомному циклу произведений о будущем [[Мир Полудня|Мире Полудня]], в котором авторам хотелось бы жить.
+
-
 
+
-
Эти очень разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов, которые на много лет стали ведущими представителями советской фантастики. Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии [[Ефремов, Иван Антонович|Ивана Ефремова]] «[[Туманность Андромеды (роман)|Туманность Андромеды]]». В одной из статей того времени [[Брандис, Евгений Павлович|Евгений Брандис]] и [[Дмитревский, Владимир Иванович|Владимир Дмитревский]] отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял из себя живой, настоящий мир.
+
-
 
+
-
Первые книги Стругацких <!--совмещали традиции приключенческой повести о путешествии, мотив сенсационной тайны, -->соответствовали требованиям [[социалистический реализм|социалистического реализма]]. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «[[Оттепель|оттепели]]» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «[[Полдень, XXII век]]» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.
+
-
 
+
-
Однако уже в повести «[[Далёкая Радуга]]» ([[1963]]) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «[[Попытка к бегству]]» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «[[Трудно быть богом]]» ([[1964]]). В повести «[[Хищные вещи века]]» ([[1965]]) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего [[потребительское общество|потребительского общества]], которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам [[Кайтох, Войцех|Войцеха Кайтоха]], «специфически советской [[антиутопия|антиутопией]]», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».
+
-
 
+
-
В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «[[Понедельник начинается в субботу]]» (1965) была продолжена «[[Сказка о Тройке]]» ([[1968]] — сокращённый переработанный вариант; [[1989]] — первоначальный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский журнал «[[Ангара (журнал)|Ангара]]» перестал выходить, а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «[[Улитка на склоне]]» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в [[1988]]). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «[[Новый мир (журнал)|Новый мир]]», № 11, 1968).
+
-
 
+
-
Сатирическая повесть «[[Второе нашествие марсиан]]: Записки здравомыслящего» ([[1967]]) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «[[Отель «У Погибшего Альпиниста»|Отель „У Погибшего Альпиниста“]]» ([[1970]]), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.
+
-
 
+
-
Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «[[Обитаемый остров]]» ([[1969]], сокр.; [[1971]]), «[[Малыш (повесть)|Малыш]]» (1971), «[[Парень из преисподней]]» ([[1974]]). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в [[1991 год]]у авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в [[1970-е]] у них практически не выходят книжные издания. Повесть «[[Пикник на обочине]]» ([[1972]]) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в [[1980]] вышла в сборнике «[[Неназначенные встречи (сборник)|Неназначенные встречи]]» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и [[сталкер]]ов — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме [[Тарковский, Андрей Арсеньевич|Андрея Тарковского]] «[[Сталкер (фильм)|Сталкер]]», снятого в [[1979 год]]у по сценарию Стругацких.
+
-
 
+
-
Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «[[За миллиард лет до конца света]]» ([[1976]]), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «[[Град обреченный (роман)|Град обреченный]]» ([[1975]], опубл. в [[1988]]—[[1989]]), в котором, по словам [[Амусин, Михаил|Михаила Амусина]], предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». [[Чупринин, Сергей Иванович|Сергей Чупринин]] писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «[[Хромая судьба]]» ([[1982]], опубл. в [[1986]]) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «[[Гадкие лебеди (повесть)|Гадкие лебеди]]» (опубликована за рубежом без согласия авторов в [[1967 год]]у).
+
-
 
+
-
Очередное обращение к Миру Полудня — романы «[[Жук в муравейнике]]» ([[1979]]; премия «[[Аэлита (премия)|Аэлита]]» [[1981 год]]а) и «[[Волны гасят ветер]]» ([[1985]]) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «[[Отягощённые злом, или Сорок лет спустя]]» ([[1988]]) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).
+
-
 
+
-
Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «[[Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах]]» ([[1990]]) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.
+
-
 
+
-
Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом [[Стругацкий, Аркадий Натанович|С. Ярославцев]]: бурлескную сказку «[[Экспедиция в преисподнюю (повесть)|Экспедиция в преисподнюю]]» ([[1974]], части 1-2; [[1984]], часть 3), рассказ «[[Подробности жизни Никиты Воронцова]]» (1984) и повесть «[[Дьявол среди людей]]» (1990-91, опубл. в [[1993]]). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.
+
-
 
+
-
После смерти Аркадия Стругацкого в [[1991 год]]у Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом [[Стругацкий, Борис Натанович|С. Витицкий]] вышли его романы «[[Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики]]» ([[1994]]—[[1995]]) и «[[Бессильные мира сего]]» ([[2003]]), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.
+
-
 
+
-
Стругацкие также являются авторами ряда киносценариев.
+
-
 
+
-
Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов [[Нортон, Андре|Андре Нортон]], [[Хол Клемент|Хола Клемента]], [[Уиндем, Джон|Джона Уиндема]]. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов [[Акутагава, Рюноскэ|Акутагавы Рюноскэ]], романов [[Абэ, Кобо|Кобо Абэ]], [[Нацумэ Сосэки]], [[Нома, Хироси|Нома Хироси]], [[Санъютэй Энтё|Санъютэя Энтё]], средневекового романа «[[Сказание о Ёсицунэ]]».
+
-
 
+
-
Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня [[1998 год]]а идёт интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.<ref>[http://www.rusf.ru/abs/int.htm Оффлайн интервью Бориса Стругацкого] Можно прислать свой вопрос или изучить архив. Ведётся с 1998 года. Дано 7583 ответа.</ref>
+
-
 
+
-
Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).
+
-
[[Файл:Стругацкия. Свидетельство АН СССР о наименовании астероида.jpg|thumb|280px|Свидетельство [[АН СССР]] о наименовании [[астероид]]а [[(3054) Стругацкия]]. [[1987]]]]
+
-
Именем Стругацких названа [[Астероид|малая планета]] [[(3054) Стругацкия|№ 3054]], открытая [[11 сентября]] [[1977 год]]а в [[Крымская астрофизическая обсерватория|Крымской астрофизической обсерватории]].
+
-
 
+
-
Братья Стругацкие — лауреаты [[Медаль «Символ Науки»|медали «Символ Науки»]].
+
-
 
+
-
== Собрания сочинений Стругацких ==
+
-
До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 года, в результате чего в 1989 году издательством «[[Московский рабочий]]» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «[[Сказка о Тройке]]», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.
+
-
 
+
-
Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:
+
-
* '''Собрание сочинений издательства «[[Текст (издательство)|Текст]]»,''' основной корпус которого вышел в 1991—1994 годах под редакцией [[Мирер, Александр Исакович|А. Мирера]] (под псевдонимом ''А. Зеркалов'') и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «[[Полдень, XXII век]]» и «[[Далёкая Радуга]]», а также «[[Понедельник начинается в субботу]]» и «[[Сказка о Тройке]]»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «[[Страна багровых туч]]» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие — 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе — первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «[[Пикник на обочине]]» и «[[Обитаемый остров]]» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «[[Сказка о Тройке]]» — в версии 1989 года. В 1992—1994 годах увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
+
-
* '''Книжная серия «[[Миры братьев Стругацких]]»''', издававшаяся по инициативе [[Ютанов, Николай Юрьевич|Николая Ютанова]] издательскими фирмами [[Terra Fantastica]] и [[АСТ (издательство)|АСТ]] начиная с 1996 года. В настоящее время издание перешло к издательству «[[Сталкер (издательство)|Сталкер]]» ([[Донецк]]) в рамках проекта «[[Миры братьев Стругацких#Проект «Неизвестные Стругацкие»|Неизвестные Стругацкие]]». По состоянию на сентябрь 2009 года в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000—5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких — черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «[[Хромая судьба]]» публиковалась отдельно, без вставной повести «[[Гадкие лебеди (повесть)|Гадкие лебеди]]». «[[Сказка о Тройке]]» впервые опубликована в обеих редакциях — «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
+
-
* '''Собрание сочинений издательства «[[Сталкер (издательство)|Сталкер]]»''' ([[Донецк]], [[Украина]]), реализованное в 2000—2003 годах в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000—2001 годах). В среде поклонников Стругацких иногда называется «чёрным» — по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «[[Как погиб Канг]]» 1946 года), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа [[Кайтох, Войцех|В. Кайтоха]] «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с [[Штерн, Борис Гедальевич|Б. Г. Штерном]]. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких.<ref>[http://rusf.ru/abs/books.htm Фантасты братья Стругацкие: Книги<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref> В 2004 году вышел дополнительный тираж (с теми же [[ISBN]]), а в 2007 году это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «[[АСТ]]» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 году оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 года не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «''1955 — 1959''»).
+
-
* '''Собрание сочинений издательства «[[Эксмо]]»''' в 10 томах, реализованное в 2007—2008 годах. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.
+
-
 
+
-
== Библиография ==
+
-
Указан год первой публикации
+
-
 
+
-
=== Романы и повести ===
+
-
 
+
-
* [[1959 год]] — [[Страна багровых туч]]
+
-
* [[1960 год]] — [[Извне (повесть)|Извне]] (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
+
-
* 1960 год — [[Путь на Амальтею]]
+
-
* [[1962 год]] — [[Полдень, XXII век]]
+
-
* 1962 год — [[Стажёры]]
+
-
* 1962 год — [[Попытка к бегству]]
+
-
* [[1963 год]] — [[Далёкая Радуга]]
+
-
* [[1964 год]] — [[Трудно быть богом]]
+
-
* [[1965 год]] — [[Понедельник начинается в субботу]]
+
-
* 1965 год — [[Хищные вещи века]]
+
-
* [[1990 год]] — [[Беспокойство (повесть)|Беспокойство]] (первый вариант [[Улитка на склоне|Улитки на склоне]], написан в [[1965 год]]у)
+
-
* [[1968 год]] — [[Улитка на склоне]] (написана в [[1965 год]]у)
+
-
* [[1987 год]] — [[Гадкие лебеди (повесть)|Гадкие лебеди]] (написаны в [[1967 год]]у)
+
-
* [[1968 год]] — [[Второе нашествие марсиан]]
+
-
* 1968 год — [[Сказка о Тройке]]
+
-
* [[1969 год]] — [[Обитаемый остров]]
+
-
* [[1970 год]] — [[Отель «У Погибшего Альпиниста»]]
+
-
* [[1971 год]] — [[Малыш (повесть)|Малыш]]
+
-
* [[1972 год]] — [[Пикник на обочине]]
+
-
* [[1988]]—[[1989 год]]ы — [[Град обреченный (роман)|Град обреченный]] (написан в [[1972 год]]у)
+
-
* [[1974 год]] — [[Парень из преисподней]]
+
-
* [[1976]]—[[1977 год]]ы — [[За миллиард лет до конца света]]
+
-
* [[1980 год]] — [[Повесть о дружбе и недружбе]]
+
-
* [[1979]]—[[1980 год]]ы — [[Жук в муравейнике]]
+
-
* [[1986 год]] — [[Хромая судьба]] (написана в [[1982 год]]у)
+
-
* [[1985]]—[[1986 год]]ы — [[Волны гасят ветер]]
+
-
* [[1988 год]] — [[Отягощённые злом, или Сорок лет спустя]]
+
-
* [[1990 год]] — [[Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах]] (пьеса)
+
-
 
+
-
=== Сборники рассказов ===
+
-
 
+
-
* [[1960 год]] — [[Шесть спичек (сборник)|Шесть спичек]]
+
-
** «[[Извне (повесть)|Извне]]» (1960)
+
-
** «Глубокий поиск» (1960)
+
-
** «[[Забытый эксперимент]]» (1959)
+
-
** «[[Шесть спичек (рассказ)|Шесть спичек]]» (1958)
+
-
** «[[Испытание СКИБР]]» (1959)
+
-
** «[[Частные предположения]]» (1959)
+
-
** «Поражение» (1959)
+
-
 
+
-
* 1960 год — «Путь на Амальтею»
+
-
** «[[Путь на Амальтею]]» (1960)
+
-
** «Почти такие же» (1960)
+
-
** «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
+
-
** «Чрезвычайное происшествие» (1960)
+
-
 
+
-
=== Другие рассказы ===
+
-
Указан год написания
+
-
 
+
-
* [[1955 год]] — «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
+
-
* [[1957 год]] — «Извне»
+
-
* [[1958 год]] — «Спонтанный рефлекс»
+
-
* [[1958 год]] — «Человек из Пасифиды»
+
-
* [[1959 год]] — «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
+
-
* [[1960 год]] — «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
+
-
* [[1963 год]] — «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
+
-
* [[1963 год]] — «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
+
-
* [[1963 год]] — «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)
+
-
 
+
-
== Экранизации ==
+
-
 
+
-
* [[1979 год]] — [[Отель «У погибшего альпиниста» (фильм)|Отель «У погибшего альпиниста»]] (реж. [[Кроманов, Григорий Ермович|Г. Кроманов]])
+
-
* [[1979 год]] — [[Сталкер (фильм)|Сталкер]] (реж. [[Тарковский, Андрей Арсеньевич|А. Тарковский]])
+
-
* [[1982 год]] — [[Чародеи (фильм)|Чародеи]] (реж. [[Бромберг, Константин Леонидович|К. Бромберг]])
+
-
* [[1986 год]] — [[Письма мёртвого человека]] — (реж. [[Лопушанский, Константин Сергеевич|К. Лопушанский]], сценарий [[Стругацкий, Борис Натанович|Б. Стругацкий]])
+
-
* [[1987 год]] — [[Малыш (телефильм)|Малыш]] — телефильм, театральная постановка [[Российский академический молодёжный театр|Центрального детского театра]]
+
-
* [[1988 год]] — [[Дни затмения (фильм)|Дни затмения]] (реж. [[Сокуров, Александр Николаевич|А. Сокуров]])
+
-
* [[1989 год]] — [[Трудно быть богом (фильм, 1989)|Трудно быть богом]] (реж. [[Фляйшман, Питер|П. Фляйшман]])
+
-
* [[1990 год]] — [[Искушение Б.]] (реж. А. Сиренко)
+
-
* [[1994 год]] — Неназначенные встречи ({{lang-cs|Nesmluvená setkání}}, реж. [[Ирена Павласкова]]) по повести «[[Малыш (повесть)|Малыш]]».
+
-
* [[1996 год]] — Prin to telos tou kosmou (реж. Panagiotis Maroulis)<ref>{{imdb title|0162879|Prin to telos tou kosmou}}</ref><ref>[http://www.naftemporiki.gr/t+z/movie.asp?id=2054 ΠΡΙΝ ΤΟ ΤΕΛΟΣ ΤΟΥ ΚΟΣΜΟΥ]{{ref-el}}</ref>
+
-
* [[2006 год]] — [[Гадкие лебеди (фильм)|Гадкие лебеди]] (реж. [[Лопушанский, Константин Сергеевич|К. Лопушанский]])
+
-
* [[2009 год]] — [[Обитаемый остров (фильм)|Обитаемый остров]] (реж. [[Бондарчук, Фёдор Сергеевич|Ф. Бондарчук]])
+
-
* [[2009 год]] — [[История арканарской резни]] (реж. [[Герман, Алексей Юрьевич|А. Герман]])
+
-
 
+
-
== Переводы братьев Стругацких ==
+
-
 
+
-
* [[Абэ, Кобо|Абэ Кобо]]. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
+
-
* Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
+
-
* Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
+
-
* [[Азимов, Айзек]]. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Акутагава, Рюноскэ|Акутагава Рюноскэ]]. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Биксби, Джером]]. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Браун, Фредерик]]. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Ватанабэ Д.]] Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Джекобс, Уильям Уаймарк|Джекобс, Уильям]]. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Ихара Сайкаку]]. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Хол Клемент|Клемент, Хол]]. Огненный цикл: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
+
-
* Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Кумуока И.]] Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Миёси Тору]]. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Миямото, Юрико|Миямото Юрико]]. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Морита К.]] Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Моррисон, Уильям]]. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Нацумэ Сосэки]]. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Нома, Хироси|Нома Хироси]]. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* [[Нортон, Андре|Нортон, Эндрю]]. [[Саргассы в космосе]]: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
+
-
* [[Санъютэй Энтё]]. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
+
-
* Сказание о [[Ёсицунэ]]: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
+
-
* [[Уиндем, Джон]]. [[День триффидов]]: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
* [[Уэда Акинари]]. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
+
-
* [[Хотта Ёсиэ]]. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
+
-
* [[Эмис, Кингсли]]. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Стругацкий, Натан Залманович]]
+
-
* [[Хронология мира Полудня]]
+
-
* [[Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких]]
+
-
* [[Изпитал]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{книга
+
-
|заглавие      = Русские писатели XX века: Биографический словарь
+
-
|ответственный = Гл. ред. и сост. П. А. Николаев
+
-
|место        = {{М.}}
+
-
|издательство = [[Большая Российская энциклопедия (издательство)|Большая росс. энциклопедия]]; Рандеву-АМ
+
-
|год = 2000
+
-
|страницы = 669—671
+
-
}}
+
-
* {{книга
+
-
|автор        = Ант Скаландис.
+
-
|заглавие      = Братья Стругацкие
+
-
|место        = {{М.}}
+
-
|издательство = [[АСТ (издательство)|АСТ]]
+
-
|год = 2008
+
-
|страниц = 702
+
-
|isbn = 978-5-17-052684-0, 978-5-9713-8278-2
+
-
}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Викицитатник|Стругацкие, Аркадий и Борис}}
+
-
* [http://rusf.ru/abs/ Официальная страница Аркадия и Бориса Стругацких]
+
-
* [http://abssf.narod.ru/ Редкие тексты и переводы, выполненные А. и Б. Стругацкими]
+
-
* {{lib.ru|http://lib.ru/STRUGACKIE/}}
+
-
* [http://greatwords.ru/author/192 Цитаты из произведений А. и Б. Стругацких]
+
-
* [http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/strugatskie/oblojki/bibl58-70.html Хронологический указатель произведений братьев Стругацких]
+
-
 
+
-
{{Аркадий и Борис Стругацкие}}
+
-
{{Мир Полудня}}
+
-
{{Внешние ссылки нежелательны}}
+
-
 
+
-
{{DEFAULTSORT:Стругацкие}}
+
-
 
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[bg:Аркадий и Борис Стругацки]]
+
-
[[cs:Arkadij a Boris Strugačtí]]
+
-
[[de:Arkadi und Boris Strugazki]]
+
-
[[en:Arkady and Boris Strugatsky]]
+
-
[[eo:Arkadij kaj Boris Strugackij]]
+
-
[[es:Arkadi y Borís Strugatski]]
+
-
[[fa:بوریس و آرکادی استروگاسکی]]
+
-
[[fi:Arkadi ja Boris Strugatski]]
+
-
[[fr:Arcadi et Boris Strougatski]]
+
-
[[hu:Arkagyij és Borisz Sztrugackij]]
+
-
[[it:Arkadij e Boris Strugackij]]
+
-
[[ja:ストルガツキー兄弟]]
+
-
[[mhr:Стругацкий иза-шольо]]
+
-
[[mk:Аркади и Борис Стругацки]]
+
-
[[nl:Arkadi en Boris Stroegatski]]
+
-
[[no:Arkadij og Boris Strugatskij]]
+
-
[[pl:Arkadij i Borys Strugaccy]]
+
-
[[pt:Irmãos Strugatsky]]
+
-
[[sk:Arkadij a Boris Natanovič Strugackovci]]
+
-
[[sl:Arkadij in Boris Strugacki]]
+
-
[[sv:Arkadij och Boris Strugatskij]]
+
-
[[tg:Аркадий и Борис Стругацкие]]
+
-
[[tr:Boris ve Arkadiy Strugatskiyler]]
+
-
[[uk:Стругацькі Аркадій та Борис]]{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:22, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Братья Стругацкие
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация