|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Разделить}}{{Неадекватная}}{{Библейская статья}}
| + | #redirect [[:ej:Библейская хронология]] |
- | | + | |
- | == Общая характеристика источников ==
| + | |
- | === Авторитетные источники ===
| + | |
- | * [[Библия]]
| + | |
- | * [http://www.toldot.ru/torah/torah.php Тора. Пророки. Писания.]
| + | |
- | * [http://www.mechon-mamre.org/i/t/t0.htm Танах (на иврите).]
| + | |
- | * [http://www.newadvent.org/cathen/03731a.htm «Biblical Chronology»]. Catholic Encyclopedia. (1913). New York: Robert Appleton Company.<ref>В этой энциклопедии, в разделе «От Сотворения до Потопа» приводится таблица. Если сложить все числа в колонке «[[Септуагинта]]» этой таблицы, то сумма получится равной 2242, как написано в тексте раздела, в таблице же стоит 2342 — явная опечатка. </ref>
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=496&letter=C&search=Chronology «Chronology»]. Jewish Encyclopedia.<ref>В этой энциклопедии допотопные времена считают не относящимися к действительности и приводят мифические толкования времён жизни допотопных праотцов.</ref>
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14567|Хронология}}<ref>В этой энциклопедии в первой таблице статьи «Хронология» приводится ошибочное число лет Ноя до потопа — 500, в Библии же написано: {{ВЗ2|Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю.|Быт|7:6}} В возрасте 500 лет Ною было велено строить Ковчег, к этому возрасту у Ноя уже было три сына {{ВЗ2|Ною было пятьсот лет и родил Ной [трёх сынов]: Сима, Хама и Иафета.|Быт|5:32}} При сложении исправленных чисел сумма получается равной 1656 (по числам [[масореты|масоретов]]), как и в тексте статьи.</ref>
| + | |
- | * [[Еврейский календарь]] (3761 год до н. э.)
| + | |
- | | + | |
- | Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.
| + | |
- | | + | |
- | По Септуагинте строили хронологии всемирной истории [[Феофил Антиохийский]] и [[Климент Александрийский]]. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали [[Юлий Африканский]] и [[Евсевий Кесарийский]].
| + | |
- | | + | |
- | Согласно общим подсчётам в «[[Хроника Евсевия|Хронике Евсевия]]», от [[Адам]]а до 15 года [[Тиберий|Тиберия]] прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что '''библейская хронология''' по версии [[Септуагинта|Септуагинты]] на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу [[Вульгата|Вульгаты]]), и на 935 лет дольше [[самаритяне|самаритянского]] (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | Времена от [[Адам]]а до [[потоп]]а по версии [[Септуагинта|Септуагинты]] на 586 лет дольше еврейского текста и [[Вульгата|Вульгаты]]<ref>2242—1656=586</ref>, и на 935 лет дольше [[самаритяне|самаритянского]].<ref>2242—1307=935</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Библейские времена (хронология) ==
| + | |
- | По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.
| + | |
- |
| + | |
- | Библейское повествование охватывает времена:<br />
| + | |
- | '''Шесть дней''' творения ('''[[шестоднев]]'''):
| + | |
- | * от начала [[сотворение мира|сотворения мира]] до сотворения первого человека — [[Адам]]а;
| + | |
- | '''Седьмой день''':
| + | |
- | * от [[Адам]]а до [[Потоп]]а;
| + | |
- | * от [[Потоп]]а до [[Рождество Христово|рождения Иисуса]];
| + | |
- | ** от Потопа до [[Исход|Исхода из Египта]]
| + | |
- | ** от Исхода из Египта до Завоевания Ханаана
| + | |
- | ** [[Период Судей]]
| + | |
- | ** [[Период Первого Храма]]
| + | |
- | ** начало [[Период Второго Храма|Периода Второго Храма]]
| + | |
- | * от [[Рождество Христово|рождения Иисуса Христа]] до [[второе пришествие|второго пришествия]] [[Иисус Христос|Иисуса Христа]]
| + | |
- | ** от [[Рождество Христово|рождения Иисуса]] до [[Апостол Павел|апостола Павла]] в христианстве, а также пророчества о будущем развитии мира вплоть до прихода [[Мессия|Мессии]] в иудаизме.
| + | |
- | * [[второе пришествие]] Иисуса Христа, [[страшный суд]], [[воскрешение мёртвых]],
| + | |
- | '''[[Восьмой день]]'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Продолжительность седьмого дня ==
| + | |
- | Наиболее распространены две версии о продолжительности седьмого дня — 6000 лет и 7000 лет<ref>http://www.vselprav.org/Html/Ru/2.htm Вселенское Православие</ref>. Второй версии придерживались преподобный [[Иоанн Дамаскин]], [[Святитель]] [[Кирилл Туровский]], преподобный чудотворец [[Авраамий Смоленский]] и многие другие.
| + | |
- | | + | |
- | [[Нострадамус]] в письме сыну Сезару пишет, что он видел и записал события до 3797 года н.э.<ref>http://nostradamys.ru/cesar.html Письмо Цезарю. Мишель Нострадамус</ref> Вычитая из 7000 лет 3797 лет, получим дату сотворения сего мира 7000-3797=3203 года до н.э. из которой следует, что, согласно этой версии, многие вычисления даты сотворения сего мира завышены. Во многих хронологиях ошибка (более 2000 лет), возможно, объясняется счётом допотопных времён в земных годах, а также ошибкой в вычислении первых послепотопных времён.
| + | |
- | | + | |
- | == От начала первого дня [[Сотворение мира|Сотворения мира]] до начала седьмого дня (до [[Адам]]а) ==
| + | |
- | Эти времена описаны в первой книге Библии — [[Быт.|Бытие]].
| + | |
- | | + | |
- | == От сотворения человека (Адама) до Авраама ==
| + | |
- | | + | |
- | === Поколения от Адама до Авраама ===
| + | |
- |
| + | |
- | {| class="wide"
| + | |
- | !align="center"|
| + | |
- | !align="center" colspan=4|[[Тора]] и [[Вульгата]]
| + | |
- | !align="center" colspan=3|[[Септуагинта]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | !
| + | |
- | !align="center"|Год рождения<br />от Сотворения Адама
| + | |
- | !align="center"|Год смерти<br />от Сотворения Адама
| + | |
- | !align="center"|Возраст<br />к рождению сына
| + | |
- | !align="center"|лет<br />жизни
| + | |
- | !align="center"|лет<br />жизни
| + | |
- | !align="center"|Возраст<br />к рождению сына
| + | |
- | !align="center"|Год рождения<br />от Сотворения Адама
| + | |
- | |-
| + | |
- | |align="center" colspan=8|'''Эпоха творения''' (''Быт. 5:1-32'')
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Адам]]||0||930||130||930||930||230||0
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Сиф]] (Шет)||130||1042||105||912||912||205||230
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Енос]] (Энош)||235||1140||90||905||905||190||435
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Каинан, сын Еноса|Каинан]] (Кенан)||325||1235||70||910||910||170||625
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Малелеил]] (Мехалалель)||395||1290||65||895||895||165||795
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иаред]] (Яред)||460||1422||162||962||962||162||960
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Енох]] (Ханох)||622||987||65||365||365||165||1122
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Мафусаил]] (Метушелах)||687||1656||187||969||969||167||1287
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Ламех]]||874||1651||182||777||753||188||1454
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Ной]] (Ноах)||1056||2006||500||950||950||500||1642
| + | |
- | |-
| + | |
- | |align="center" colspan=2|'''1656'''
| + | |
- | |align="center" colspan=4|'''[[Всемирный потоп]]'''
| + | |
- | |align="center" colspan=2|'''2242'''
| + | |
- | |-
| + | |
- | |align="center" colspan=8|'''Эпоха расселения''' (''Быт. 11:10-26'')
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Сим]] (Шем)||до 1558||2158||100||600||600||102||2142
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Арфаксад]] (Арпахшад)||1658||2096||35||438||565||135||2244
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Каинан, сын Арфаксада|Каинан]]||-||-||-||-||460||130||2379
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Сала]] (Шелах)||1693||2126||30||433||460||130||2509
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Евер]] (Эвер)||1723||2187||34||464||504||134||2639
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Фалек]] (Пелег)||1757||1996||30||239||339||130||2773
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Рагав]] (Реу)||1787||2026||32||239||339||132||2903
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Серух]] (Серуг)||1819||2049||30||230||330||130||3035
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Нахор]]||1849||1997||29||148||208||79||3155
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Фарра]] (Терах)||1878||2083||70||205||275||70||3244
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Авраам]]||1948||2123||100||175||175||100||3314
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | === Разночтения и толкования ===
| + | |
- | В датах [[Септуагинта|Септуагинты]], в отличие от еврейской Библии, существует явное противоречие в тексте: [[Мафусаил]], по Септуагинте, прожил 802 года после рождения сына, то есть 14 лет «после потопа» (600 лет — возраст Ноя ко времени потопа, а 188 лет — возраст [[Ламех]]а ко времени рождения Ноя). На споры по этому поводу указывал ещё [[Аврелий Августин]] <ref> Августин. О граде божием, кн. XV, гл.11 </ref>. Примечательно, что [[Иосиф Флавий]], в целом следуя Септуагинте, приводит даты <ref> Иосиф Флавий. Иудейские древности I 3, 4 </ref>: 187 лет — возраст Мафусаила ко времени рождения Ламеха, 180 лет — Ламеха к рождению Ноя, в итоге от Адама до потопа получается 2256 лет, но ведь Мафусаил должен был умереть лишь в 2258 году (разница составляет 2 года). На расхождение в датировках обращалось внимание ещё в «[[Хроника Евсевия|Хронике Евсевия]]», которую поэтому автор начал только с рождения [[Авраам]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, Евсевий, используя иную редакцию Септуагинты, не называет имя [[Каинан, сын Арфаксада|Каинана]] и указывает, что от потопа до рождения Авраама прошло 942 года, а не 1072. [[Иосиф Флавий]] <ref> Иосиф Флавий. Иудейские древности I 6, 5 </ref>, в целом следующий цифрам Септуагинты, тоже пропускает Каинана, но добавляет в сумме 41 год ко времени рождения сыновей у других патриархов.
| + | |
- | | + | |
- | Не сходятся также некоторые времена жизни [[Ной|Ноя]], [[Сим]]а и [[Арфаксад]]а. Сим родил Арфаксада через два года после потопа в возрасте 100 лет (Быт.11:10). Ною в это время было 600+2=602 года. Из этого следует, что Ной родил Сима в возрасте 602—100=502 лет, но в Быт.5:32 написано, что к 500 годам у Ноя уже было три сына, в том числе и Сим. Какие то из приведённых в Бытии данных — неправильные.
| + | |
- | | + | |
- | Ещё в поздней античности было высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что 10 лет нужно считать за год <ref> [[Августин Блаженный|Августин]]. О граде божием, кн. XVI, гл.12 </ref>; также излагалось мнение, что их нужно считать в [[лунный месяц|лунных месяцах]] <ref>[http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/TAKSIL/funnybib.txt Лео Таксиль, «Забавная Библия», гл.3, предпоследний абзац.]</ref> <ref>[http://www.biblius.net/7_31.htm «Лунная» версия допотопной хронологии.] </ref>. Однако такие огромные цифры (и даже большие) и представление о долгожительстве первых людей вполне типичны и для шумерских царских списков, и для других описаний мифических эпох (например, в Индии или Японии).
| + | |
- | | + | |
- | == Патриархи и пребывание в Египте ==
| + | |
- | | + | |
- | === Хронология легендарного периода ===
| + | |
- | {| class="wide"
| + | |
- | !align="center"|Событие
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Масоретская традиция
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Традиция Септуагинты
| + | |
- | |-
| + | |
- | !
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Сотворение мира]] || 0 || −3760 || 0 ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Сотворение человека]] ([[Адам]]а) || 0 || −3760 || 0 ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Всемирный потоп]] || 1656 || −2104||2242||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Рождение [[Евер]]а || 1723 || −2037||2639 (397 от Потопа)||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Рождение [[Авраам]]а || 1948 || −1812||3314 (1072 от Потопа)||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Вавилонская башня]] || 1996 || −1764|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | «[[Союз рассечённых частей]]» (Бога с Авраамом) || 2018 || −1742|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Переселение [[Авраам]]а в [[Ханаан]] || 2023 || −1737||3389 (1147 от Потопа)||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Рождение [[Исаак]]а || 2048 || −1712|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Жертвоприношение Исаака]] || 2085 || −1675|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Рождение [[Иаков]]а || 2108 || −1652|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Переселение семьи [[Иаков]]а в [[Древний Египет|Египет]] || 2238 || −1522|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Рождение [[Моисей|Моисея]] || 2368 || −1392|| ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Исход из Египта ({{Библия|Исх|12:40}}) || 2453 || || ||
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Датирование Исхода ==
| + | |
- | | + | |
- | Неоднозначную проблему представляет толкование срока в «430 лет», которое евреи, согласно {{Библия|Исх|12:40}}, провели в Египте с момента прихода туда патриарха [[Иаков]]а. Согласно самаритянскому тексту, этот срок относится к пребыванию «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама, а собственно в Египте они провели намного меньше. Такое толкование принято и в иудейской традиции (см. таблицу выше), и в христианской {{Библия|Гал|3:17}}. Однако текст {{Библия|Быт|15:13}} говорит о «400 годах угнетения». Например, Феофил Антиохийский считал, что от переселения Иакова до Исхода прошло 430 лет <ref> Феофил. К Автолику III 24, 28</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейскому тексту {{Библия|3Цар|6:1}}, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки [[Первый Храм|Храма Соломона]] в [[Иерусалим]]е (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, [[Евсевий Кесарийский|Евсевий]] указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в {{Библия|Деян|13:20}}), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение к времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».
| + | |
- | | + | |
- | Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к [[960-е до н. э.|960]]-[[970-е до н. э.|970]] гг. до н. э., что дает около [[1445 до н. э.|1445 г. до н. э.]] как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как [[эпоха Судей]], так и царствование его отца — царя [[Давид]]а. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку [[Древне-египетская хронология|Древне-египетской хронологии]], 1445 г. до н. э. приходится на время правления [[Тутмос III|Тутмоса III]], который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в [[Ханаан]], что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
| + | |
- | | + | |
- | И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в [[Хацор]]е показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к [[1250 до н. э.|1250]]-[[1150 до н. э.|1150]] гг. до н. э.; в [[Лахиш]]е подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в [[Мегиддо]] — ок. [[1145 до н. э.|1145 г. до н. э.]];
| + | |
- | | + | |
- | Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания [[Гиксосы|гиксосов]] из Египта. К таким выводам приходили как древние историки ([[Манефон]], [[Иосиф Флавий]]), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на [[1730 до н. э.|1730 г. до н. э.]] и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. [[1350 до н. э.|1350 г. до н. э.]] приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
| + | |
- | | + | |
- | Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления [[Рамсес II|Рамзеса II]], то есть к периоду между [[1279 до н. э.|1279]] и [[1212 до н. э.|1212 гг. до н. э.]] (или между [[1290 до н. э.|1290]] и [[1224 до н. э.|1224]] гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.
| + | |
- | | + | |
- | == Хронология истории древнего Израиля ==
| + | |
- | {| class="wide"
| + | |
- | !align="center"|Событие
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Еврейская традиция
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Христианская традиция
| + | |
- | !align="center"|Историческая хронология
| + | |
- | |-
| + | |
- | !
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Исход]] из Египта || 2448 || −1312|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | [[Дарование Торы]] || 2448 || −1312|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Вторжение в [[Ханаан]] || 2488 || −1272|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Период судей || 2560 || −1200|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Начало правления царя [[Давид]]а || 2884 || −876 || || || −1007
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Начало правления царя [[Соломон]]а || 2924 || −836 || || || −971
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Окончание строительства [[Храм Соломона|Храма Соломона]] || 2935 || −825 || || || −960
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Разрушение [[Храм Соломона|Храма Соломона]] || 3338 || −422 || || || −587
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Декларация [[Кир II Великий|Кира]] || 3390 || −370 || || || −538
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Чудо [[Пурим]]а || 3405 || −355|| || ||-473
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Окончание строительства [[Второй Храм|Второго Храма]] || 3412|| −348|| || ||-516
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Завоевание Израиля [[Александр Македонский|Александром Македонским]] || 3442 || −318|| || ||-332
| + | |
- | |-
| + | |
- | | Окончательное формирование состава [[Танах]]а || 3460 || −300|| || ||
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Поколения от Авраама до Давида ==
| + | |
- | {| class="wide"
| + | |
- | !align="center"|Событие
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Еврейская традиция
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Христианская традиция
| + | |
- | !align="center"|Историческая хронология
| + | |
- | |-
| + | |
- | !
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | ! от Сотворения мира
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | ! по Григорианскому календарю
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Авраам]]||1948 — 2123|| −1813 −1638|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Исаак]]||2048 — 2228||-1712 −1532|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иаков]]||2108 — 2255||-1652 −1505|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иуда]] (Иехуда)||2195 — 2314||-1565 −1446|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Фарес]] (Перец)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Есром]] (Хацрон)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Арам]] (Рам)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Аминадав]]|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Наассон]] (Нахшон)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Салмон]]|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Вооз]] (Боаз)||?-2793||? −967|| || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Овид]] (Овед)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иессей]] (Ишай)|| || || || ||
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Давид]]||2854-2924||-906 −836|| || ||
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Период царств ==
| + | |
- | {{main|Правители Древнего Израиля и Иудеи}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Эпоха Первого Храма}}
| + | |
- | | + | |
- | {| class="standard" align="center"
| + | |
- | !align="center" colspan=4|Объединённое Израильское царство
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2|'''[[Давид]]'''
| + | |
- | |colspan=2|примерно 1005 г. до н. э. — 965 г. до н. э.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2|'''[[Соломон]]''' (Шломо)
| + | |
- | |colspan=2|примерно 968 г. до н. э. — 928 г. до н. э.
| + | |
- | |- bgcolor=#99cccc
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Иудейское царство
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Израильское царство
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Ровоам]] (Рехав‘ам) ||928-911||[[Иеровоам]] (Иоров‘ам)||928-907
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Авия]] (Авиям) ||911-908||[[Надав]]||907-906
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Аса]] ||908-867 ||[[Бааша|Вааса]] (Ба‘ша)|| 906—883
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Эла]] (Эла)||883-882
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Замврий]] (Зимри)||882
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Амврий]] (Омри)||882-871
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иосафат]] (Иехошафат)||870-846 ||[[Ахав]]||873-852
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Охозия (царь Израиля)|Охозия]] (Ахазия)||853-851
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иорам]] (Иехорам)||851-843*
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Охозия (царь Иудеи)|Охозия]] (Ахазия)||843-842||[[Иорам (царь Израиля)|Иорам]] (Иехорам)||851-842
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Гофолия]] (Аталия)||842-836||[[Ииуй]] (Иеху)||842-814
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иоас (царь Иудеи)|Иоас]] (Иехоаш)||836-798||[[Иоахаз (царь Израиля)|Иоахаз]] (Иехоахаз)||817-800*
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Амасия]] (Амация)||798-769||[[Иоас (царь Израиля)|Иоас]] (Иехоаш)||800-784
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Озия]] (Уззия) / Азария||785-733||[[Иеровоам II]] (Иоров‘ам)||788-747*
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иоафам]] (Иотам)||759-743||[[Захария]] (Зхария)||747
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Шаллум]]||747
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Ахаз]]||743-727||[[Манаим]] (Менахем)||747-737
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Факия]] (Пекахия)||737-735
| + | |
- | |-
| + | |
- | |colspan=2| ||[[Факей]] (Пеках)||735-732
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Езекия]] (Хизкияху)||727-698||[[Осия]] (Хошеа)||732-724
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Манассия]] (Менаше)||698-642
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Амон (царь Иудеи)|Амон]] ||641-640
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иосия]] (Иошияху)||639-609
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иоахаз (царь Иудеи)|Иоахаз]] (Иехоахаз)||609
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иоаким (царь Иудеи)|Иоаким]] (Иехояким)||608-598
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Иехония]] (Иехояхин)||597
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Седекия]] (Цидкияху)||596-586
| + | |
- | |colspan=2|
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == [[Вавилонский плен]] и персидское господство ==
| + | |
- | {{main|Вавилонский плен}}
| + | |
- | В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.
| + | |
- | | + | |
- | {| class="wide"
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Еврейская традиция
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Историческая хронология
| + | |
- | |-
| + | |
- | !width="40%" align="center"|Событие
| + | |
- | !width="10%"| от Сотворения мира (до н. э.)
| + | |
- | !width="10%" align="center"|до н. э.
| + | |
- | !width="40%" align="center"|Событие
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Навуходоносор II]] (Невухаднецар) становится царём [[Вавилон]]ской империи.
| + | |
- | |3318 (442)
| + | |
- | |605
| + | |
- | |[[Навуходоносор II]] (Невухаднецар) становится царём [[Вавилон]]ской империи.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] побеждает царя [[Иудейское царство|Иудеи]] [[Иоаким (царь Иудеи)|Иоакима]] (Иегоакима).
| + | |
- | |3319 (441)
| + | |
- | |603
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] побеждает царя [[Иудейское царство|Иудеи]] [[Иоаким (царь Иудеи)|Иоакима]] (Иегоакима).
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] уводит в плен царя [[Иехония|Иехонию]] (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
| + | |
- | |3327 (433)
| + | |
- | |597
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] уводит в плен царя [[Иехония|Иехонию]] (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] разрушает [[Иерусалимский храм]] и изгоняет евреев из [[Земля Израиля|Земли Израиля]].
| + | |
- | |3338 (422)
| + | |
- | |586
| + | |
- | |[[Навуходоносор II|Навуходоносор]] разрушает [[Иерусалимский храм]] и изгоняет евреев из [[Земля Израиля|Земли Израиля]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Смерть [[Навуходоносор II|Навуходоносора]]. Трон занимает его сын [[Амал-Мардук]] (Эвель Меродах).
| + | |
- | |3364 (396)
| + | |
- | |562
| + | |
- | |Смерть [[Навуходоносор II|Навуходоносора]]. Трон занимает его сын [[Амель-Мардук]] (Эвель Меродах).
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Валтасар]] (Бальшецар), сын [[Амель-Мардук]]а становится царём [[Вавилон]]ской империи.
| + | |
- | |3386 (374)
| + | |
- | |Ок. 550
| + | |
- | |[[Валтасар]] (Бел-шарр-уцур), сын [[Навуходоносор II|Навуходоносора]] и приёмный сын [[Набонид]]а, становится соправителем [[Вавилон]]ской империи.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Валтасар]], вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия.
| + | |
- | |3389 (371)
| + | |
- | |539
| + | |
- | |Смерть [[Валтасар]]а.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Начало правления [[Дарий I|Дария I]].
| + | |
- | |3389 (371)
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |539
| + | |
- | |[[Кир II Великий]] (Кореш) становится царём [[Вавилон]]ской империи. Декларация Кира о восстановлении [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]]. Первый караван переселенцев, возглавляемый [[Зоровавель|Зоровавелем]] (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг [[Эрец-Исраэль|Земли Израиля]]. Начато строительство [[Второй Храм|Второго Храма]]. Однако вскоре работы были приостановлены.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Кир II Великий]] (Кореш) становится царём [[Вавилон]]ской империи. Он приказывает евреям восстановить [[Иерусалимский храм|Храм]]. Первый караван переселенцев, возглавляемый [[Зоровавель|Зоровавелем]] (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг [[Эрец-Исраэль|Земли Израиля]]. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления [[Иоаким (царь Иудеи)|Иоакима]] (Иегоякима). Начато строительство [[Второй Храм|Второго Храма]]. Однако вскоре работы были приостановлены.
| + | |
- | |3390 (370)
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |522
| + | |
- | |Начало правления [[Дарий I|Дария I]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |520
| + | |
- | |Продолжение восстановления [[Второй Храм|Второго Храма]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |516
| + | |
- | |Закончено востановление [[Второй Храм|Второго Храма]].
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление [[Иерусалимский храм|Иерусалимского храма]] приостановлено.
| + | |
- | |3392 (368)
| + | |
- | |486
| + | |
- | |[[Ксеркс I]] становится царём.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя [[Иехония|Иехонии]]; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год).
| + | |
- | |3394 (366)
| + | |
- | |483
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |События [[Пурим]]а.
| + | |
- | |3405 (355)
| + | |
- | |473
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |465
| + | |
- | |[[Артаксеркс I]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |458
| + | |
- | |Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с [[Ездра|Ездрой]] (Эзрой).
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |445
| + | |
- | |Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с [[Неемия|Неемией]] (Нехемией).
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Ахашверош умирает, и ему наследует [[Дарий II]], который в еврейской традиции считается сыном [[Эсфирь|Эсфири]].
| + | |
- | |3406 (354)
| + | |
- | |423
| + | |
- | |[[Дарий II]] становится царём.
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество [[Даниил (пророк)|Даниила]].
| + | |
- | |3408 (352)
| + | |
- | |420
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Закончено востановление [[Второй Храм|Второго Храма]]
| + | |
- | |3412 (348)
| + | |
- | |416
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с [[Ездра|Ездрой]] (Эзрой).
| + | |
- | |3413 (347)
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с [[Неемия|Неемией]] (Нехемией).
| + | |
- | |3426 (334)
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
| + | |
- | |3428 (332)
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |359
| + | |
- | |[[Артаксеркс III]]
| + | |
- | |-
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |336
| + | |
- | |[[Дарий III]]
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | === Исторические гипотезы о событиях Пурима ===
| + | |
- | | + | |
- | {| class="standard" align="center"
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Еврейская традиция
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Версия I<ref>Опперт, (Оппер) Юлиус (Жюль) (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; [[Лопухин, Александр Павлович|Лопухин А. П.]], [[«Толковая Библия»]]. Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=967&letter=A Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Версия II<ref>Греческий перевод [[Эсф.|Книги Эсфирь]] в [[Септуагинта|Септуагинте]]; [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские древности]]» XI, 6:1</ref>
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Версия III<ref>[[Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун]] (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.</ref>
| + | |
- | !align="center" colspan=2|Версия IV<ref>Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006</ref>
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Артаксеркс]] ([[Ахашверош]])
| + | |
- | |368
| + | |
- | |[[Ксеркс I]]
| + | |
- | |486
| + | |
- | |[[Артаксеркс I]]
| + | |
- | |465
| + | |
- | |[[Артаксеркс II]]
| + | |
- | |404
| + | |
- | |[[Артаксеркс III]]
| + | |
- | |359
| + | |
- | |-
| + | |
- | |События [[Пурим]]а
| + | |
- | |355
| + | |
- | |
| + | |
- | |473
| + | |
- | |
| + | |
- | |452
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |343
| + | |
- | |-
| + | |
- | |[[Дарий]]
| + | |
- | |354
| + | |
- | |[[Дарий II]]
| + | |
- | |423
| + | |
- | |[[Дарий II]]
| + | |
- | |423
| + | |
- | |
| + | |
- | |
| + | |
- | |[[Дарий III]]
| + | |
- | |336
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | == Датирование [[Сотворение мира|Сотворения мира]] (сотворения первого [[человек]]а [[Адам]]а) ==
| + | |
- | На основании суммирования всех изложенных выше сведений (а такое суммирование в самой Библии нигде не произведено) начиная с первых веков христианства предпринимались подсчёты, имевшие целью соотнести время сотворения мира с современной автору эпохой.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Creation of Light.png|200px|thumb|right|''Сотворение света,'' из иллюстраций [[Гюстав Доре|Гюстава Доре]] к [[Библия|Библии]]. ''[[Быт.]]'' 1:1 («Да будет свет»).]]
| + | |
- | | + | |
- | Проповедник [[де-Виньоль]], живший в [[XVIII век]]е, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до [[Рождество Христово|Рождества Христова]] насчитывал от 3483 до 6984 лет.
| + | |
- | | + | |
- | Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры:
| + | |
- | | + | |
- | * [[Антиохийская эра]] — (1 сентября 5969 год до н. э.) по [[Феофил Антиохийский|Феофилу Антиохийскому]], создана в 180 н. э.
| + | |
- | * [[Александрийская эра]] Анниана — (исходная точка — 5501 (фактически 25 мая 5493) год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э.), бывшая основной хронологией в [[Византийская империя|Византийской империи]] до [[IX век]]а.
| + | |
- | * [[Византийская эра]] (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н. э.)., которая начиная с [[VII век]]а постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской империи и во всём православном мире. Согласно [[Септуагинта|Септуагинте]] (греческий перевод Ветхого Завета) были определены также и даты других библейских событий. Однако католический Рим этих расчётов не признал. Эта эра была также введена в [[Сербия|Сербии]], [[Болгария|Болгарии]], а также и в [[Россия|России]], где система использовалась с [[XI век]]а до её упразднения в [[1700 год]]у [[Пётр I|Петром I]].
| + | |
- | * [[Ватиканская эра]] существенно короче византийской, поскольку в [[Вульгата|Вульгате]] (латинский перевод Ветхого Завета) указаны меньшие продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п., чем в греческом переводе.
| + | |
- | * [[Иудейская эра]] начинается 6/7 октября 3761 г. до н. э. Это летосчисление является частью [[еврейский календарь|еврейского календаря]] и в настоящее время официально используется в [[Государство Израиль|Государстве Израиль]] наряду с [[григорианский календарь|григорианским календарём]].
| + | |
- | | + | |
- | === Другие датировки начала мира ===
| + | |
- | * [[5872 до н. э.]] — так называемая датировка 70 толковников
| + | |
- | * [[5551 до н. э.]] — по [[Августин]]у.
| + | |
- | * [[5515 до н. э.]], а также [[5507 до н. э.]] — по [[Феофил Антиохийский|Феофилу Антиохийскому]]
| + | |
- | * [[5500 до н. э.]] — по Ипполиту и [[Секст Юлий Африкан|Сексту Юлию Африканскому]]
| + | |
- | * [[5199 до н. э.]] — датировка по [[Евсевий Кесарийский|Евсевию Кесарийскому]]
| + | |
- | * [[4700 до н. э.]] — [[Самаритяне|самарийская]]
| + | |
- | * [[23 октября]] [[4004 до н. э.]] — по [[Ашшер, Джеймс|Джеймсу Ашшеру]]
| + | |
- | <!-- * [[3491 до н. э.]] — датировка по [[Иероним]]у -->
| + | |
- | * [[3203 до н. э.]] — датировка по [[Нострадамус]]у, [[Иоанн Дамаскин|Иоанну Дамаскину]], [[Кирилл Туровской|Кириллу Туровскому]], [[Авраамий Смоленский|Авраамию Смоленскому]] и др.
| + | |
- | * [http://www.biblius.net/7_30.htm Датирование сотворения мира.]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания и источники ==
| + | |
- | {{список примечаний}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Сотворение мира в Библии]]
| + | |
- | * [[Танах]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Библейская хронология| ]]
| + | |
- | [[Категория:Хронологии]]
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Chronology of the Bible]]
| + | |
- | [[fi:Raamatun aikajana]]
| + | |
- | [[he:הכרונולוגיה המקראית]]
| + | |
- | [[pt:Cronologia bíblica]]{{WikiCopyRight}}
| + | |