м |
|
(27 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Издание
| + | #redirect [[:ej:Бемидбар (Числа), библейская книга]] |
- | | Название = Чи́сла
| + | |
- | | Оригинал названия = בְּמִדְבַּר (Бе-мидба́р ''— «В пустыне»)'
| + | |
- | | Изображение = ISJabalMusa.JPG
| + | |
- | | Ширина = 200px
| + | |
- | | Подпись = [[Синай (гора)|Синай]]
| + | |
- | | Автор = [[Моисей]]
| + | |
- | | Жанр = [[Священное Писание]]
| + | |
- | | Язык = [[древнееврейский]]
| + | |
- | | Серия = [[Библия]] / [[Ветхий Завет]] / [[Пятикнижие]]
| + | |
- | | Выпуск = около [[XIV в. до н. э.]]
| + | |
- | | Предыдущая = [[Книга Левит|Левит]]
| + | |
- | | Следующая = [[Второзаконие]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Книга Чи́сел''' ({{lang-he|בְּמִדְבַּר}}, '''''Бе-мидба́р''''' — «В пустыне»; {{lang-la|Numeri}}; {{lang-grc|Ἀριθμοί}}) — четвёртая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]), [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] и всей [[Библия|Библии]]. В [[Мишна|Мишне]] и [[Талмуд]]е<ref>[[Мишна]], Иома 7:1; [[Иерусалимский Талмуд]], Иома 3:1 и в других местах</ref> называется «'''''Хумаш а-пкудим'''''» (букв. `''Пятина исчисленных''`). Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п. Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «''на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона''». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.
| + | |
- | | + | |
- | ==Содержание книги ==
| + | |
- | *В первых четырёх главах этой книги речь идет о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое<ref>как и в Исх. 38:26</ref> составляет 603 550<ref>Чис. 2:32</ref>. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась [[Скиния]], которую несли [[левиты]], а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о [[Назорей|назореях]] и завершается священническим благословением<ref>6:22–27</ref>, а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис. 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники<ref>Чис. 10:1–10</ref>.
| + | |
- | *В 20-й день второго месяца на второй год [[Исход]]а израильтяне покинули гору [[Синай (гора)|Синай]] и двинулись в путь<ref>Чис. 10:11–12</ref>.
| + | |
- | *Главы 10:11–22:1 повествуют об их продвижении.
| + | |
- | **Однако приготовления к приходу в [[Земля Израиля|Землю обетованную]] оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах 11–25.
| + | |
- | ***Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи ([[манна небесная]]) (11:1–2). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея (11:16–25) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
| + | |
- | ***Далее следует рассказ о том, что Аарон и [[Мариам]] (Мирьям) упрекали Моисея «''за жену эфиопку''» (12:1–3), которую он «''взял за себя''», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава 12).
| + | |
- | ***Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы 13, 14). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] «''подлинно течет молоко и мед''» (13:28), однако, испуганные силой живущего там народа, «''распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми''» (13:33). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (14:2, 4). Двое из разведчиков — [[Иисус Навин]] (Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (14:6–10). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте 20-ти и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (14:11–45).
| + | |
- | **Глава 15 содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение [[Шаббат|субботы]] и предписанием носить [[цицит]] (15:39–40) как постоянное напоминание о Завете.
| + | |
- | ***В рассказе о «восстании» левита [[Корей|Корея]] (Кораха) против Моисея и Аарона (главы 16, 17) отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с [[коэны|коэнами]], которым была дана прерогатива отправления культа в [[Скиния|Скинии]]. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
| + | |
- | **За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников (глава 18) и предписания о ритуальном очищении пеплом [[Красная корова|красной коровы]] (глава 19).
| + | |
- | *Далее повествуется о периоде, завершающем 40-летнее скитание Израиля по пустыне.
| + | |
- | **Центральная тема следующей главы (глава 20) — смерть вождей израильтян: глава начинается сообщением о смерти Мариам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
| + | |
- | **На своем пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь [[Эдом]]а отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (20:14–21). Нанеся поражение ханаанскому царю Араду (21:1–3), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
| + | |
- | **Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (21:5–6).
| + | |
- | **В результате победы над царем Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «''И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его...''» (21:24).
| + | |
- | **Кратким рассказом о победе над царём Башана, Огом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.
| + | |
- | *Последняя часть книги Числа (главы 22–36) повествует о пребывании израильтян на равнинах Моава.
| + | |
- | **История о волхве [[Валаам (прорицатель)|Валаам]]е (Биль'аме), которого Балак, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы 22–24), показывает неуязвимость народа Израиля.
| + | |
- | **Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «''блудодействовавшего с дочерями Моава''» (25:1–3). После того, как [[Финеес]] (Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25:9), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своем» (25:18). <br />
| + | |
- | Этот эпизод завершается в книге Числа длинным перечнем отступничеств Израиля.
| + | |
- | **Исчисление израильтян в главе 26 аналогично главе 1, однако дает несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (27:1–11).
| + | |
- | **Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моисея (27:12–23).
| + | |
- | **Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (28–30) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава 30).
| + | |
- | **Глава 31 повествует о войне израильтян с мидианитами и дает пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
| + | |
- | **В главе 32 повествуется о согласии Моисея разрешить коленам Рувима (Реувена) и Гада и половине колена Менашше поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение Ханааном.
| + | |
- | **Глава 33 начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддается идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
| + | |
- | **За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
| + | |
- | **В главе 34 даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
| + | |
- | **Глава 35 содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
| + | |
- | **В последней главе 36 даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.
| + | |
- | | + | |
- | ==Происхождение книги==
| + | |
- | Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из Мари (XVIII–XVII вв. до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причем термины марийских документов (''сабам'', ''пакаду'') соответствуют библейским терминам (''цава'' и ''пакад''). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII в. до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»<ref>Чис. 22:2–4</ref>. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона<ref>Нав. 13:21</ref>, были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян<ref>Чис. 22:7</ref>. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян<ref>Чис. 25:6–9, 14–16</ref>, поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами<ref>Чис. 25:17–18</ref>, и этот наказ был выполнен (глава 31). В 1 тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.
| + | |
- | == Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] ==
| + | |
- | # Бемидбар (1:1-4:20)
| + | |
- | # Насо (4:21-7:89)
| + | |
- | # Бeһаалотха (8:1-12:16)
| + | |
- | # Шлах (13:1-15:41)
| + | |
- | # Корах (16:1-18:32)
| + | |
- | # Хукат (19:1-22:1)
| + | |
- | # Балак (22:2-25:9)
| + | |
- | # Пинхас (25:10-30:1)
| + | |
- | # Матот (30:2-32:42)
| + | |
- | # Масей (33:1-36:13)
| + | |
- | | + | |
- | ==Сноски и источники==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | ==Ссылки==
| + | |
- | {{Викитека|Числа}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14688|Числа}}
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csod_pr.htm Книга Бемидбар]. Предисловие к изданию Сончино.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Книги Ветхого Завета}}
| + | |
- | | + | |
- | {{bible-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги Ветхого Завета]]
| + | |
- | [[Категория:Пятикнижие]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | | + | |
- | [[ast:Númberos]]
| + | |
- | [[bg:Числа (Библия)]]
| + | |
- | [[ca:Llibre dels Nombres]]
| + | |
- | [[cs:Numeri]]
| + | |
- | [[cy:Llyfr Numeri]]
| + | |
- | [[da:Fjerde Mosebog]]
| + | |
- | [[de:4. Buch Mose]]
| + | |
- | [[en:Book of Numbers]]
| + | |
- | [[eo:Nombroj]]
| + | |
- | [[es:Números]]
| + | |
- | [[fa:سفر اعداد]]
| + | |
- | [[fi:Neljäs Mooseksen kirja]]
| + | |
- | [[fr:Livre des Nombres]]
| + | |
- | [[fur:Libri di Numars]]
| + | |
- | [[gd:Aireamh]]
| + | |
- | [[hak:Mìn-su-ki]]
| + | |
- | [[he:במדבר]]
| + | |
- | [[hr:Knjiga Brojeva]]
| + | |
- | [[id:Kitab Bilangan]]
| + | |
- | [[it:Numeri (Bibbia)]]
| + | |
- | [[ja:民数記]]
| + | |
- | [[jv:Wilangan]]
| + | |
- | [[ko:민수기]]
| + | |
- | [[la:Liber Numeri]]
| + | |
- | [[li:Numeri]]
| + | |
- | [[lt:Skaičių knyga]]
| + | |
- | [[ml:സംഖ്യ (ബൈബിള് പഴയനിയമം)]]
| + | |
- | [[nl:Numeri]]
| + | |
- | [[nn:Fjerde mosebok]]
| + | |
- | [[no:Fjerde Mosebok]]
| + | |
- | [[pl:Księga Liczb]]
| + | |
- | [[pt:Livro dos Números]]
| + | |
- | [[ro:Numeri]]
| + | |
- | [[scn:Nùmmiri (libbru)]]
| + | |
- | [[sh:Knjiga Brojeva]]
| + | |
- | [[simple:Book of Numbers]]
| + | |
- | [[sk:Numeri]]
| + | |
- | [[sr:Четврта књига Мојсијева]]
| + | |
- | [[sv:Fjärde Moseboken]]
| + | |
- | [[sw:Hesabu (Biblia)]]
| + | |
- | [[th:พระธรรมกันดารวิถี]]
| + | |
- | [[tl:Aklat ng mga Bilang]]
| + | |
- | [[tr:Sayılar (Tevrat)]]
| + | |
- | [[uk:Числа (книга)]]
| + | |
- | [[yi:ספר במדבר]]
| + | |
- | [[zh:民数记]]
| + | |
- | [[zh-min-nan:Bîn-sò͘-kì]]
| + | |