|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Бар-Кохба, Шимон]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Восстание Бар-Кохбы''' - антиримское восстание в [[Иудея|Иудее]] императоре [[Адриан]]е, в 132–135 гг. н. э. Известно также под названием Иудейской войны II.
| + | |
- | | + | |
- | == Личность Бар-Кохбы ==
| + | |
- | О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в [[Талмуд|Талмуде]] и [[Мидраш|Мидраше]], имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шимон бар (бен) Косва (или Косева).
| + | |
- | | + | |
- | Имя Бар-Кохба ({{Lang-he| שמעון בר כוכבא }}, [[Арамейский язык|по-арамейски]] `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов [[Танах|Библии]] о звезде от [[Яков]]а {{Библия|Чис|24:17}}, которые должны было, по убеждению его сторонников, исполниться на нём.
| + | |
- | | + | |
- | Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания.
| + | |
- | | + | |
- | Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).
| + | |
- | | + | |
- | == Ход восстания ==
| + | |
- | В течение 115—118 годов [[иудеи]] три раза безуспешно пытались свергнуть римское иго; наконец, в 130 г., немедленно после отъезда [[Адриан]]а из [[Сирия|Сирии]], подготовленное втайне восстание началось снова — и во главе движения стал Бар-Кохба.
| + | |
- | | + | |
- | Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые принуждены были даже оставить [[Иерусалим]], так что он был объявлен царём и стал чеканить монету.
| + | |
- | | + | |
- | Война перешла за пределы собственно [[Палестина|Палестины]]; 50 городов и много деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый [[рабби Акива]] со своими учениками. Когда явился полководец Адриана ''Юлий Север'', повстанцы перешли к обороне и [[Иерусалим]] пал. После этого Бар-Кохба удалился в крепость [[Бейтар]] — и в августе 135 года осаждённые были голодом вынуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от укуса змеи.
| + | |
- | | + | |
- | Сотни тысяч (около 580000 ч.) иудеев погибли в этой борьбе, многие, среди которых был [[Акива]], были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[:en:Bar Kokhba revolt]].
| + | |
- | * [[Хевер (ущелье)]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * [[Вавилонский Талмуд]], трактат Гитин 52
| + | |
- | * Дион Кассий, 69 глава
| + | |
- | * Мюнтер, «Der jüdische Krieg unter den Kaisern Trajan und Hadrian» (Альтона, 1821).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|10418|Бар-Кохбы восстание}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Israel-stub}}
| + | |
- | {{rq|img|infobox}}
| + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. – умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.
| + | |
- | | + | |
- | Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда [[Обрезание|обрезания]] и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая [[Галилея|Галилею]] и [[Голан]]) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в [[Иудейской Пустыни Пещеры|пещерах Иудейской пустыни]]. Так, дата одного из этих документов — «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.
| + | |
- | | + | |
- | Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость [[Бетар]] в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу [[Мёртвое Море|Мертвого моря]]. В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной [[Сорек Долина|Сорек]] и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим — [[Бет-Гуврин]]. Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере...» [[Евсевий]] сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий [[Самаритяне|самаритянин]] заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, [[Таннаи|таннаем]] Элазаром из Модиина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Элазара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.
| + | |
- | | + | |
- | Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго [[Храм|храма]]. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.
| + | |
- | | + | |
- | Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мураббаат, в 18 км южнее [[Кумран|Кумрана]]. Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иехошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее [[Эйн-Геди]] скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]].)
| + | |
- | | + | |
- | В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шимона бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) — мир». В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шимону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в [[Ткоа]], граничащем с Иудейской пустыней.
| + | |
- | | + | |
- | Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иехуде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арбаа миним) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник [[Суккот]], и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения [[Кохен|коhенам]] и левитам, исполнение праздничных обрядов.
| + | |
- | | + | |
- | Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.
| + | |
- | | + | |
- | В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби [[Акива|Акивой]], преданных римлянами мученической смерти.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10418|БАР-КОХБЫ ВОССТАНИЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Период Мишны и Талмуда]]
| + | |
- | | + | |
- | -->
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[ast:Bar Kokhba]]
| + | |
- | [[bg:Симон Бар Кохба]]
| + | |
- | [[ca:Ximon bar Kokhebà]]
| + | |
- | [[cs:Šimon bar Kochba]]
| + | |
- | [[cy:Simon bar Kochba]]
| + | |
- | [[de:Bar Kochba]]
| + | |
- | [[en:Simon bar Kokhba]]
| + | |
- | [[es:Simón bar Kojba]]
| + | |
- | [[fr:Bar-Kokhba]]
| + | |
- | [[he:בר כוכבא]]
| + | |
- | [[hu:Bar Kohba]]
| + | |
- | [[id:Simon bar Kokhba]]
| + | |
- | [[it:Simon Bar Kokheba]]
| + | |
- | [[ja:バル・コクバ]]
| + | |
- | [[ko:시몬 바르 코크바]]
| + | |
- | [[la:Barchochebas]]
| + | |
- | [[nl:Sjimon bar Kochba]]
| + | |
- | [[oc:Simon bar Kokhba]]
| + | |
- | [[pl:Szymon Bar-Kochba]]
| + | |
- | [[pt:Simão bar Kokhba]]
| + | |
- | [[sr:Симон бар Кохба]]
| + | |
- | [[sv:Simon bar Kokhba]]
| + | |
- | [[tr:Simon bar Kohba]]
| + | |
- | [[yi:בר כוכבא]]
| + | |
- | [[zh:巴爾·科赫巴]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]{{checked_final}}
| + | |