|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Аскеза]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}'''Аске́за''' (от {{lang-el|ασκεσις }} — «упражнение»), '''аскетизм''' — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя [[самоистязание]]. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. <br />'''Аскет''' — человек, практикующий аскезу. <br /> В более широком смысле '''аскетизм''' — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.
| + | |
- | Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.
| + | |
- | | + | |
- | == [[Индуизм]] ==
| + | |
- | В Древней Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — [[Тапас]] было исключительной привилегией [[брахман]]ов. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства [[Кубера]] не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или [[столпничество|стояли на одной ноге]]
| + | |
- | | + | |
- | == [[Буддизм]] ==
| + | |
- | [[Файл:Ascetic Bodhisatta Gotama with the Group of Five.jpg|thumb|300px|Будда в аскезе — изображение в лаосском храме]]
| + | |
- | В 29 лет [[Будда Гаутама|Гаутама Будда]] присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.
| + | |
- | | + | |
- | Он пришел к выводу, что [[умерщвление плоти]] бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.
| + | |
- | | + | |
- | Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — ([[Бхикшу]]) в монастырской жизни. В частности — японская школа [[тэндай]]. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, [[сюгэндо]].
| + | |
- | | + | |
- | == [[Иудаизм]] ==
| + | |
- | В целом иудаизм отрицает аскетизм <ref name="eleven">[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10308&query=АСКЕТИЗМ АСКЕТИЗМ на сайте Электронной Еврейской Энциклопедии]</ref>, однако имеются течения, которые признают аскетизм:
| + | |
- | * [[Ессеи|Эссеи]],
| + | |
- | * [[Терапевты (секта)|Терапевты]]
| + | |
- | * [[Кумранская община]]
| + | |
- | * [[Назореи]]
| + | |
- | * Рехавиты <ref name="rehavity">[http://www.eleven.co.il/article/13505 Рехавиты на сайте Электронной Еврейской Энциклопедии]</ref> и др.
| + | |
- | | + | |
- | == Античная религия, философия ==
| + | |
- | * [[Киники]]
| + | |
- | * [[Диоген]]
| + | |
- | * [[Стоицизм]]
| + | |
- | | + | |
- | == [[Ислам]] ==
| + | |
- | В исламе аскетизм практикуют [[дервиш]]и, [[Суфизм|суфисты]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | == [[Христианство]] ==
| + | |
- | {{начало цитаты}}Аскеза — это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.{{конец цитаты|источник=Святейший [[Кирилл (Патриарх Московский)|Патриарх Кирилл]]}}
| + | |
- | | + | |
- | В [[Христианство|христианстве]] аскеза понимается, как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.
| + | |
- | | + | |
- | В христианство термин пришел из античной культуры. Слово восходит к глаголу [[Греческий язык|греч.]] аскео, означавший искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим к этому слову добавился новый смысл, который не был знаком [[Язычество|языческому миру]].
| + | |
- | | + | |
- | <!-- Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
| + | |
- | | + | |
- | По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.-->
| + | |
- | Святитель [[Феофан Затворник]] подчеркивает, что все человеческие подвиги — [[пост]], труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение [[Библия|Священного Писания]] и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.
| + | |
- | | + | |
- | <!-- "Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа.
| + | |
- | | + | |
- | Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.-->
| + | |
- | Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов, целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается у христианства как аскеза.
| + | |
- | | + | |
- | == Мирской аскетизм ==
| + | |
- | * В [[протестантизм]]е ([[лютеранство]], [[кальвинизм]], [[пуританизм]]) формируется мирской Аскетизм. По мнению Маркса «… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости»
| + | |
- | | + | |
- | == Критика и отрицание аскетизма ==
| + | |
- | * В целом [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10308&query=АСКЕТИЗМ Иудаизм отрицает аскетизм]. Однако имеются течения, которые признают аскетизм.
| + | |
- | * Религия [[Бахаизм|Бахаи]] отрицает аскетизм.
| + | |
- | | + | |
- | === Эпоха возрождения ===
| + | |
- | * [[Боккаччо, Джованни]]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Сборник [[Добротолюбие]] в переложении на русский язык свт. Феофана Затворника — Аскетизм в Православии
| + | |
- | * [http://azbyka.ru/dictionary/01/asketizm-all.shtml Аскетизм в Православии] // Статья на портале «Азбука веры»
| + | |
- | * [http://ec-dejavu.ru/a/Ascet.html Е. Королькова. Смысл аскезы в философии Н. А. Бердяева] // Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. форума. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 38-41
| + | |
- | * [[Свенцицкий, Валентин Павлович|Свенцицкий В.]] [http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0110_asketizm.shtml Мировое значение аскетического христианства] // Собрание сочинений. М.: Даръ, 2011.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Добротолюбие]] — Аскетизм в Православии
| + | |
- | * [[Исихазм]] — Аскетизм в Православии
| + | |
- | * [[Опрощение (идеология)]]
| + | |
- | * {{ВТ-ЭСБЕ|Аскеты}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | {{Нет ссылок|дата=12 мая 2011}}
| + | |
- | {{чистить}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Религия]]
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|de}}
| + | |
- | | + | |
- | [[bg:Аскетизъм]]
| + | |
- | [[ca:Ascetisme]]
| + | |
- | [[cs:Askeze]]
| + | |
- | [[de:Askese]]
| + | |
- | [[en:Asceticism]]
| + | |
- | [[eo:Asketismo]]
| + | |
- | [[es:Ascetismo]]
| + | |
- | [[et:Askees]]
| + | |
- | [[eu:Aszetismo]]
| + | |
- | [[fi:Asketismi]]
| + | |
- | [[fr:Ascèse]]
| + | |
- | [[hr:Askeza]]
| + | |
- | [[ia:Ascetismo]]
| + | |
- | [[id:Asketisme]]
| + | |
- | [[io:Asketismo]]
| + | |
- | [[it:Ascetismo]]
| + | |
- | [[ja:禁欲主義]]
| + | |
- | [[ka:ასკეტიზმი]]
| + | |
- | [[kk:Аскетизм]]
| + | |
- | [[ko:금욕주의]]
| + | |
- | [[lt:Asketizmas]]
| + | |
- | [[lv:Askēze]]
| + | |
- | [[nl:Ascese]]
| + | |
- | [[nn:Asket]]
| + | |
- | [[no:Askese]]
| + | |
- | [[pl:Ascetyzm]]
| + | |
- | [[pt:Ascese]]
| + | |
- | [[ro:Asceză]]
| + | |
- | [[sh:Askeza]]
| + | |
- | [[simple:Asceticism]]
| + | |
- | [[sl:Askeza]]
| + | |
- | [[sq:Asketizmi]]
| + | |
- | [[sr:Аскеза]]
| + | |
- | [[sv:Askes]]
| + | |
- | [[uk:Аскетизм]]
| + | |
- | [[ur:رہبانیت]]
| + | |
- | [[vi:Tu khổ hạnh]]
| + | |
- | [[zh:禁慾主義]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
| + | |