|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Амос, библейская книга]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | {{Библейская статья}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Книга пророка Амоса''' — (עָמוֹס) книга [[ТаНаХ]]а, написанная пророком Амосом. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати [[Пророки Малые|Пророков малых]] в еврейском каноне и второй в [[Септуагинта|Септуагинте]]. Амос считается самым ранним из «письменных пророков» (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Время написания ==
| + | |
- | | + | |
- | Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя [[Иеровоам II|Яровама II]] (Яровама бен Йоаша) и [[Озия|Узии]] царя Иудеи, когда оба царства достигли вершины процветания, т. он жил живший в Израильском царстве в 8 в. до н. э. Он был старшим современником [[Осия (пророк)|Ѓошеа]]. Вероятнее всего его деятельность относится к 750 или 749 гг. до н.э. В это время [[Ассирия]] вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны [[Дамаск]]а. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.
| + | |
- | | + | |
- | == Личность пророка Амоса ==
| + | |
- | | + | |
- | Об Амосе мы узнаем из 1:1 и 7:10-14, где написано, что он был пастухом (нокед) из [[Текоа]]. (По всей вероятности, его родиной был не известный город [[Ткоа]] в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в [[Талмуд|Талмуде]]), и обрабатывал сикоморы. Он был призван Господом от своих стад, для того чтобы обратиться с пророчеством против элиты, что он с мужеством и исполняет.
| + | |
- | | + | |
- | Местом его деятельности являлись Самария, столица Израильского царства и, в особенности, святилище в [[Бет-Эль|Бет-Эле]].
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его «от овец», чтобы пророчествовать «к Израилю» (7:15), его изысканный и высокохудожественный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока.
| + | |
- | | + | |
- | Нельзя точно сказать, где Амос почерпнул свою эрудицию, но нет никакого сомнения, что его пророческое творчество опиралось на литературную традицию, и его превосходный лапидарный стиль наводит на мысль о предшественниках. Однако Амос был первый, чье имя сохранилось и чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста.
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | == Содержание книги ==
| + | |
- | [[Файл:Амос (Доре).jpg|250px|left|thumb|Гюстав Доре, "Амос"]]
| + | |
- | Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для [[Иудея|Иудеи]] и [[Израильское царство|Израиля]], за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3-6 посвящены непосредственно грехам [[Израильское царство|Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | Основные обвинения в данном отрывке это социальная справедливость и притеснение бедных (2:6-8, 3:10, 4:1-3), которое рассматривается как нарушения завета с Богом, Его [[Мицва|заповедей]].
| + | |
- | | + | |
- | В 5:4-5 Амос обращается к религиозной практике израильтян – религиозность без преданности [[Мицва|заповедям]] и закону неугодна Богу. Это находит свое отражение в 5:21-27, где Господь отвергает ритуалы и [[жертвоприношения]], которые не сопровождаются исполнением Его заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. В связи с этим День Господень всеми ожидаемый с надеждой обернется тьмой, а не светом 5:18-20. Каким образом можно избегнуть наказания, пророком объясняется там же 5:4-7, 5:14-15: «Взыщите Господа – и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».
| + | |
- | | + | |
- | Последняя часть книги Амоса, главы 7-9, зачастую называются Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1-3), огонь (7:4-6), отвес (7:7-9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами 8:1-3. Он предвещает голод слова Господня (8:11-12).
| + | |
- | | + | |
- | В последней главе Амос приводить последнее видение — Господь, стоящий над [[жертвенник]]ом (9:1-4). В этой главе подчеркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства [[Давид]]а и проповедь слова Божьего среди всех народов.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Моральное содержание пророчеств Амоса ==
| + | |
- | | + | |
- | Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоровама, когда [[Дамаск]] и [[Хаммат]] находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце [[Сиван|сиване]] 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые — предупреждал он — должны были кончиться ничем.
| + | |
- | | + | |
- | Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога, что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами (5:25).
| + | |
- | | + | |
- | Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской литературе.
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они опирались в своих этических требованиях.
| + | |
- | | + | |
- | Амос — один из создателей библейской [[Эсхатология|эсхатологии]]. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол «изгнать», «отправить в изгнание» — см. [[Галут]].) Амос пользовался также эсхатологическим термином «день Господень». В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|10212|АМОС}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Письменные}}
| + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |
- | [[Категория:ТаНаХ:Пророки]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские пророки]]
| + | |