|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:“hиллула” - торжественное мероприятие]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хиллула''' (הִלּוּלָה; на арамейском הִלּוּלָא), празднество, торжественное свадебное празднество; ныне — поминовение выдающихся законоучителей и раввинов в годовщину их смерти, часто отмечаемое народным гулянием и [[Паломничество|паломничеством]] к их могилам.
| + | |
- | == Поминовение ==
| + | |
- | | + | |
- | Обозначение поминовения словом хиллула указывает, согласно [[Каббала|каббале]], на гармоническое соединение всех высших миров, происходящее в день смерти великого человека. В гомилетических (см. [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]]) интерпретациях (например, в трудах [[Алшех, Моше|Моше Алшеха]]) смерть святого человека — мистическое бракосочетание его души с Богом.
| + | |
- | == В Израиле ==
| + | |
- |
| + | |
- | Массовая хиллула в Израиле проводится 18 [[Ияр|ияра]] в [[Лаг Ба-Омер|Лаг ба-омер]] на горе [[Мерон]], где по преданию находятся могилы рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимона бар Иохая]] и его сына рабби Элазара, 14 ияра в Тверии у гробницы Меира Баал hа-Нес (см. [[Меир]]), с 1985 г. — 4 [[Шват|швата]] в [[Нетивот]] на могиле рабби Исраэля Абу-Хацира (известен как Баба-Сали; см. [[Абу-Хацира, семья]]).
| + | |
- | | + | |
- | Сходные с хиллулой церемонии, но со значительно меньшим числом участников, проходят 14 [[Хешван|хешвана]] близ [[Бет-Лехем|Бет-Лехема]] у гробницы [[Рахиль|Рахили]] (кевер Рахель) и 18 ияра в [[Иерусалим|Иерусалиме]] на могиле [[Шимон Праведный|Шимона Праведного]].
| + | |
- | == Вне Эрец-Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | Вне Эрец-Исраэль хиллула проводилась в еврейских общинах острова [[Джерба]] ([[Тунис]]) в Лаг ба-омер. Во главе праздничной процессии несли богато украшенный канделябр с зажженными свечами (менорат Шимон бар Иохай), а за ним люди несли корзины с едой и сосуды с напитками. Процессию сопровождали музыканты.
| + | |
- | | + | |
- | Хиллулой можно считать [[Мимуна|Мимуну]] (22 или 23 [[Нисан|нисана]]), которая из праздника еврейских общин [[Магриб|Магриба]] (особенно [[Марокко]]) превратилась в народное гуляние (массовые пикники) большинства восточных общин Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Хиллула де-рабби Шимон бар Иохай начала отмечаться с 16 в. в эпоху [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхака Лурии]] (hа-Ари).
| + | |
- | === На горе Мерон ===
| + | |
- | | + | |
- | Как утверждал рабби [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаим Витал]], сам hа-Ари вместе с семьей отмечал Лаг ба-омер на могиле Шимона бар Иохая и совершил там обряд первой стрижки волос своего трехлетнего сына (халака).
| + | |
- | | + | |
- | Вечером, с началом хиллулы на горе Мерон, участники празднества в экстатическом танце часто бросали в огонь дорогие вещи, одежду и деньги (в конце 19 в. раввины выступили с протестом против этого обряда, не видя в нем никакого духовного смысла).
| + | |
- | | + | |
- | На следующий день проводилась церемония халаки, и волосы детей также бросали в огонь. В хиллуле де-рабби Шимон бар Иохай принимают участие десятки тысяч людей.
| + | |
- | | + | |
- | Обычай проведения хиллулы вызвал недовольство некоторых раввинских авторитетов (например, [[Софер, Моше|М. Софера]] в «Хатам Софер»; рабби А. Л. Болховера /Лифшиц; 1801–81/ в «Шем Арье», Вильна, 1873).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11175|ХИЛЛУЛА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |