|
|
(15 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:“hефкер ” (имущество, не имеющее владельца)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хефкер''' (הֶפְקֵר, в древних рукописях [[Мишна|Мишны]] и Иерусалимского [[Талмуд|Талмуда]] также הֶבְקֵר — хевкер — таково, по-видимому, правильное написание этого слова, а его изменение отражает фонетические процессы, которые произошли в языке [[Иврит Язык|иврит]] на рубеже 5–6 вв.), имущество, у которого нет владельца.
| + | |
- | == Первое упоминание в талмудической литературе ==
| + | |
- | | + | |
- | На подобное имущество распространяется [[Хазака|хазака]], и любой человек может стать его обладателем.
| + | |
- | | + | |
- | Этимология слова хефкер неясна, были попытки объяснить его происхождение от аккадского (см. [[Аккад]]) слова с похожим корнем.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые это слово появляется в талмудической литературе. Первоначально этот термин служил для обозначения не всякого имущества, оставшегося без хозяина, а только того, от которого бывший владелец добровольно отказался, объявив его хефкером.
| + | |
- | == Категории имущества ==
| + | |
- | | + | |
- | Краденое или потерянное имущество не попадает в категорию хефкера, даже если владелец уже отчаялся получить назад похищенное или утерянное и таким образом пренебрегает своим правом собственности; такое имущество называется иеуш (`отчаяние`, см. [[Собственность]]).
| + | |
- | | + | |
- | Особая категория — объекты, у которых никогда не было хозяина: пустыни, реки и все, что там находится, случайно обнаруженный клад, дикие животные — они «становятся сами по себе хефкером», а не по воле хозяина (БМ. 2:3, ТБ. БМ. 25б).
| + | |
- | == Закон наследования ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Право Еврейское|праве еврейском]] с древних времен, согласно законам наследования, владелец имущества не может лишить своих наследников [[Право Наследования|права наследования]], а продажа наследного удела строго порицается.
| + | |
- | == Финансовое право ==
| + | |
- | | + | |
- | Этому несколько противоречит наличие в еврейском финансовом праве института хефкера, предполагающего, что хозяин может отказаться от своего имущества.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, это противоречие связано с тем, что хефкер был нововведением, возникшим на определенном этапе развития [[Устный Закон|Устного Закона]].
| + | |
- | | + | |
- | В положениях Устного Закона, которые принято относить к храмовой эпохе (см. [[Храм]]), нет термина хефкер даже в тех случаях, когда речь идет об общественном имуществе и обсуждаются проблемы никому не принадлежащего имущества.
| + | |
- | == Первое упоминание в Мишне ==
| + | |
- | | + | |
- | Первое упоминание хефкера в [[Мишна|Мишне]] (Пеа 6:1) связано со спором между школой [[Гилель|Гилельа]] и школой [[Шаммай|Шаммая]].
| + | |
- | | + | |
- | Школа Шаммая настаивает на том, что бедным допустимо вступить во владение хефкером, таким образом этот вид имущества становится средством благотворительности.
| + | |
- | | + | |
- | Школа Гилельа утверждает, что как [[Субботний Год|субботний год]] аннулирует права истинного владельца на его землю в течение седьмого года и делает урожай этого года доступным для всех, так и любой человек может вступить в обладание хефкером.
| + | |
- | | + | |
- | Проблемы, связанные с хефкером, были предметом споров первых [[Таннаи|таннаев]] и [[Амораи|амораев]] (ТИ., Пеа 6:1); и те и другие относились к хефкеру как к издавна существовавшему институту, но никто из них не сообщал о его происхождении.
| + | |
- | == В период правления хасмонейских царей ==
| + | |
- |
| + | |
- | Ряд исследователей предполагает, что хефкер возник в период правления последних хасмонейских (см. [[Хасмонеи]]) царей и [[Ирод I Великий|Ирода I]]: притеснения и конфискации привели к тому, что некоторые люди стали отказываться от своего имущества (ср. Пс. 57а, где рассказывается о жителях [[Иерихон|Иерихона]], «посвятивших небу» свое имущество, однако там нет упоминания термина хефкер).
| + | |
- | == Посвящение имущества Храму ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Урбах, Эфраим Элимелех|Э. А. Урбах]] считает, что институт хефкера есть порождение института [[Хекдеш|хекдеша]] — посвящения человеком части своего имущества Храму.
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения Храма в еврейском народе бытовала тенденция посвящать имущество небесам, отказываясь от прав на обрабатываемую землю, объясняя это тем, что в мире, в котором нет Храма и приношения [[Биккурим|биккурим]] и [[Трумот У-Маасрот|трумот у-маасрот]], нет места и нормальному образу жизни: обработке земли и сбору урожая.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно этому некоторые люди отказывались от вина и мяса, так как прекратились возлияния вина и [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] в Храме.
| + | |
- | | + | |
- | Мудрецы Устного Закона выступали против этих тенденций, настаивая на возвращении к нормальному образу жизни, однако в целом они приняли институт хефкера, изменив его природу. В отличие от древнего хефкера, предполагавшего, что имущество становится неупотребимым, хефкер впоследствии обозначал имущество, которое должно стать либо общественным, либо частным достоянием.
| + | |
- | | + | |
- | Так, по мнению школы Шаммая (см. выше), цель хефкера, как и цель частей урожая, называемых [[Лекет|лекет, шихеха у-феа]], — обеспечить бедных.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Урбаха, в Эрец-Исраэль во время римского владычества сложилась такая обстановка, что для многих обладание недвижимостью из-за непомерного налогообложения стало невозможным; кроме того, немало владельцев земли разбогатели преступным образом.
| + | |
- | | + | |
- | Все они были заинтересованы в посвящении части своего имущества: первые для облегчения своей участи, вторые видели в этом искупление грехов и общественную реабилитацию (согласно [[Галаха|Галахе]], трумот у-маасрот, а также хекдеш допускались и от вора, и от грабителя /Тос., Трум. 1:6/). Таким образом, хефкер отвечал религиозным и социально-экономическим нуждам жителей Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Помимо хефкера, возникшего по воле хозяина, существует хефкер [[Бет-Дин|бет-дин]] (`хефкер суда`). В Мишне (Шк. 1:1–2) рассказывается о том, что посланцы бет-дина приходят на поля и выкорчевывают [[Кил’аим|кил’аим]]. По поводу этого действия [[Танна|танна]] рабби [[Иехуда Бар Илай|Иехуда бар Илай]] упоминает, что после того, как «возросло число грешников», стали не только выкорчевывать, но и объявлять кил’аим никому не принадлежащим имуществом. В этом случае хефкер подобен [[Херем|херему]] — происходит конфискация имущества с целью наказания владельца, однако в отличие от херема тотчас после того, как имущество переходит в руки бет-дина, любой человек может вступить во владение им. Таким образом хефкер используется как способ наказания одних и поощрения других. В Галахе находит выражение бережное отношение Устного Закона к частной собственности (см. [[Собственность]]), в отличие от отношения к собственности у ессеев (см. [[Мёртвое Море|Мёртвого моря]] секты) и христиан.
| + | |
- | | + | |
- | Имущество, оставленное владельцем, не становится хефкером автоматически, а только в том случае, если владелец выразил свою волю сделать его хефкером (ТБ., Нед. 45а). Владелец не может объявить хефкером все свое имущество (Ар. 8:4; Тос., Ар. 4:23), а только его часть. По мнению некоторых таннаев, имущество становится хефкером тотчас после объявления его таковым, согласно мнению других таннаев — только после того, как нашелся новый хозяин, а все предшествующее время он принадлежит первому (ТИ., Нед. 4:10). По мнению некоторых [[Амораи|амораев]], хозяин может аннулировать свое решение в течение трех дней (ТБ., Нед. 84а). В Мишне говорится, что можно объявить имущество хефкером лишь в присутствии трех свидетелей (Нед. 2:16). После объявления имущества хефкером первый, кто предъявит на него права, может стать его владельцем, в том числе и бывший хозяин.
| + | |
- | | + | |
- | В более позднем галахическом творчестве рамки понятия хефкер были расширены. Так, он был применен к наследству умершего [[Прозелиты|прозелита]], не оставившего наследников-евреев. Подобное имущество, в отличие от имущества бездетного еврея (еврейское право предполагает, что у него обязательно должны быть наследники), становится достоянием первого оказавшегося рядом человека, который может вступить в обладание этим имуществом посредством хазаки (Кид. 16а). В Талмуде этот вид имущества еще не называют хефкером, поскольку отсутствует воля хозяина, однако комментаторы Талмуда объясняли этот закон как подвид хефкера.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11150|ХЕФКЕР}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |