м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:“hаскама” (согласие, утверждение)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хаскама''' (הַסְכָּמָה, אַסְכָּמָה, согласие, одобрение; мн. число хаскамот), термин, одно из главных значений которого — одобрение издания книги раввинскими авторитетами, а если книга касалась галахических вопросов (см. [[Галаха]]), то и утверждение правовых выводов автора. В отличие от католической цензуры, хаскама не являлась обязательным условием публикации сочинений какого-либо [[Талмид-Хахам|талмид-хахама]]. Лишь в первое столетие после изобретения книгопечатания и особенно в период борьбы с саббатианством (см. [[Саббатай Цви]]) некоторые общины принимали решение не печатать книги без хаскамы. Однако обычно борьба с [[Ересь|ересью]] велась после публикации еретических сочинений, а не до нее (это справедливо и в отношении первых произведений литературы [[Хаскала|Хаскалы]]. Хаскама выдающихся раввинских авторитетов служила как бы знаком поощрения автора. Стремление снискать хаскаму высмеивалось в многочисленных произведениях народного [[Юмор Еврейскийюмор В Библии|юмора]]. Относительно происхождения термина мнения исследователей расходятся. Первая хаскама появилась в 15 в. в сочинении Яакова Ландау «Агур» (Неаполь, 1490) — с книгой ознакомились и подписали хаскаму семь раввинов. В 16 в. с введением титульных страниц хаскама стала печататься в начале, а не, как это было принято ранее, в конце книги (см. также [[Книгопечатание]]).
| + | |
- | | + | |
- | Наряду со своей прямой функцией хаскама также нередко выполняла функцию гарантии авторских прав, обычно на 5–25 лет со времени первого издания книги. Так, подписанная раввином Рима хаскама на сочинение [[Левита, Элияху|Э. Левита]] «hа-бахур» (Рим, 1518) угрожает [[Херем|херемом]] за переиздание книги в течение последующих десяти лет. В конце 16 в., в особенности во время борьбы с [[Мессианские Движения|мессианскими движениями]] (главным образом, с саббатианством) хаскама служила также внутренней еврейской [[Цензура|цензурой]], использовавшейся для предупреждения запретов церковной цензуры на еврейские книги, для противодействия распространению псевдо-мессианских (см. [[Мессия]]) идей. Так, на раввинском собрании в [[Феррара|Ферраре]] в 1554 г. было принято постановление, согласно которому первое издание книги должно получить хаскаму трех местных раввинов. Аналогичные постановления, принятые в польских землях между 1594–1682 гг., были направлены частично против распространения саббатианской ереси, частично должны были защищать права типографов, печатавших дорогостоящие издания [[Талмуд|Талмуда]].
| + | |
- | | + | |
- | Большинство хаскамот 17–18 вв. было выдано в центрах еврейского книгопечатания — в [[Венеция|Венеции]], [[Амстердам|Амстердаме]] и [[Стамбул|Стамбуле]]. Хаскамот обычно писались на арамейском языке, нередко — в цветистом раввинистическом стиле. Иногда они содержали библиографические, географические и хронологические данные, которые, хотя они и не всегда точны, служат важным источником для исследователей. Нередко хаскамот подделывались — либо из-за желания авторов воспользоваться чужой славой, либо для облегчения публикации, либо, наконец, с прямой целью ввести читателей в заблуждение. Известны случаи, когда некоторые из зачинателей движения Хаскалы не довольствовались имитацией стиля раввинистической литературы, чтобы придать своим сочинениям благочестивый облик, но и снабжали их поддельными хаскамот. Некоторые авторы печатали только часть книги, которая получила хаскаму, и т. п. Вследствие таких злоупотреблений в хаскаму стали вводиться ограничительные оговорки, а многие раввины просто отказывались давать свою хаскаму под предлогом, что у них нет времени внимательно прочесть книгу или что они недостаточно владеют предметом. Некоторые раввины соглашались давать хаскаму только на книги, которые трактуют правовые вопросы (см. [[Право Еврейское|Право еврейское]]), другие соглашались поставить свое имя, только если книга уже получила хаскаму известного раввина. Некоторые авторы, например [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]], не стремились получить хаскаму.
| + | |
- | | + | |
- | Между 1499 г. и 1850 г. известны 3662 хаскамот. И в наши дни авторы религиозных сочинений стремятся издать свою книгу с хаскамой выдающегося раввинистического авторитета.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11074|ХАСКАМА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книгоиздание]]
| + | |