“hа-Шахар” (журнал)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Hа-Шахар (ЭЕЭ)» в «Hа-Шахар»)
(Перенаправление на ej:“hа-Шахар” (журнал))
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:“hа-Шахар” (журнал)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''«hа-Шахар»''' (״הַשַּׁחַר״, `заря`), журнал на иврите, выходивший в Вене с осени 1868 г. до 1886 г. Инициатором издания журнала и бессменным издателем и редактором, а также автором значительного числа его материалов был [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскин]]. После его смерти по подготовленным им материалам младший брат И. Л. Смоленскин издал в 1885–86 гг. четыре последних выпуска журнала. «hа-Шахар» был задуман как ежемесячное издание (ежегодный том включал 12 выпусков), однако трудности финансирования привели к тому, что за 17 лет вышло 11 полных томов, а 12-й том состоял из четырех выпусков.
+
-
 
+
-
«hа-Шахар» предназначался для российских [[Маскилим|маскилим]], хотя выпускался за пределами Российской империи. В предисловии («Петах давар») к первому выпуску П. Смоленскин определил программу журнала: распространение просвещения; борьба с ортодоксами, прежде всего с хасидами (см. [[Хасидизм]]); борьба с ассимиляторами и религиозными реформаторами; защита национальных идеалов и языка иврит. Редактор поддерживал репутацию журнала как независимого издания, что способствовало его популярности. Для распространения в России каждый номер представлялся в российскую цензуру. Иногда власти отвергали какую-либо статью, и она вымарывалась в рассылавшихся подписчикам экземплярах; эти статьи доставлялись впоследствии нелегальной почтой. За пределами России журнал получил распространение в [[Австрия|Австрии]] (особенно [[Галиция|Галиции]]) и [[Румыния|Румынии]]. Тираж колебался от 800 до 1300 экземпляров.
+
-
 
+
-
Несмотря на читательскую поддержку, журнал испытывал большие материальные трудности и мог существовать только благодаря пожертвованиям [[Альянс|Альянса]], а впоследствии и [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]]. Многие авторы, учитывая трудности издания, сотрудничали в «hа-Шахар» без гонорара. Журнал стал трибуной молодых ивритских писателей: [[Брандштедтер, Мордехай Давид|М. Д. Брандштедтера]], Р. А. Бройдеса (1851–1902), поэтов [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордона]], [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобера]], [[Левин, Иехуда Лейб|И. Л. Левина]] (Иехаллела), И. Каминера (1834–1901), [[Манделькерн, Шломо|Ш. Манделькерна]], [[Долицкий, Менахем Мендл|М. М. Долицкого]], в нем дебютировал в 1875–76 гг. молодой [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перец]]. Здесь были опубликованы все романы П. Смоленскина: «hа-тоэ бе-дархей hа-хаим» («Блуждающий по путям жизни», 1868–71), «Симхат-ханеф» («Радость лицемера», 1873), «Квурат-хамор» («Ослиное погребение», 1874), «Гмул иешарим» («Воздаяние прямодушным», 1876), цикл его рассказов «Гаон ва-шевер» («Гордыня и погибель», 1874) и знаменитые публицистические статьи «Ам олам» («Вечный народ», 1872), «Эт лаасот» («Время делать», 1873), «Эт латаат» («Время насаждать», 1875–78), вызвавшие бурную полемику и острый интерес многих читателей. В целом журнал ориентировался на радикальных маскилим; социалистическая идеология была представлена лишь в произведениях И. Л. Левина.
+
-
 
+
-
С конца 1870-х гг., с появлением в «hа-Шахар» статей [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуды]], ратовавшего за национальное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка, журнал склоняется к палестинофильству, окончательно примкнув к этому направлению после волны погромов в России 1881 г. Видными публицистами журнала наряду со Смоленскиным стали [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М. Л. Лилиенблюм]] (сторонник практического заселения Эрец-Исраэль, полемизировавший с [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]]), А. Ш. Фрейдберг, А. А. Сироткин и другие.
+
-
 
+
-
Наряду с художественной литературой и публицистикой «hа-Шахар» широко представлял свои страницы [[Наука О Еврействе|науке о еврействе]]. Свои статьи и исследования в «hа-Шахар» печатали Ш. Рубин (1823–1910), Д. Кахана, Я. Рейфман (1818–95), Ш. Бубер (1827–1906), [[Гурлянд, Хаим Иона|Х. И. Гурлянд]], [[Вайс, Ицхак Хирш|И. Х. Вайс]], С. Закс (1815–92), М. Иш-Шалом (Фридман, 1831–1908), [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]], [[Гаркави, Александр|А. Я. Гаркави]], Х. Ц. Лернер (1815–89), А. Крохмаль (см. [[Н. Крохмаль]]), Э. Шульман (1837–1903), Д. Холуб. Публиковались также работы представителей ранней Хаскалы: [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорта]], [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Луццатто]], [[Перл, Иосеф|И. Перла]]. Большинство книжных обзоров и рецензий были написаны Смоленскиным.
+
-
 
+
-
«hа-Шахар» сыграл большую роль в становлении новой литературы на иврите и еврейской национальной мысли.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11084|«hа-ШАХАР»}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Литература на иврите]]
+

Текущая версия на 01:54, 31 мая 2013

  1. redirect ej:“hа-Шахар” (журнал)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация