м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Янко, Марсель]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Янко, Марсель''' (Janco, Marcel; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, – 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в [[Бухарест|Бухаресте]] у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена.
| + | |
- | | + | |
- | Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь.
| + | |
- | | + | |
- | В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с [[Тцара|Т. Тцарой]], Х. Баллом, Эми Хеннингс.
| + | |
- | == Европейский период творчества ==
| + | |
- | === Основатель художественного направления «Дада» ===
| + | |
- |
| + | |
- | Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада».
| + | |
- | | + | |
- | Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина».
| + | |
- | | + | |
- | В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920 г. Янко отправился в [[Париж]]. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.
| + | |
- | === Создатнль нового модернистского движения ===
| + | |
- | | + | |
- | В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. [[Румынская Литература|Румынская литература]]) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой.
| + | |
- | | + | |
- | В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте.
| + | |
- | | + | |
- | В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других.
| + | |
- | | + | |
- | Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, [[Берлин|Берлине]] и других городах.
| + | |
- | | + | |
- | В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.
| + | |
- | === Участник парижской группы абстракционистов ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940».
| + | |
- | == В Эрец-Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1938 г. Янко впервые побывал в [[Эрец-Исраэль]], а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки.
| + | |
- | | + | |
- | В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56).
| + | |
- | === Основатель деревни художников ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1953 г. Янко основал недалеко от [[Хайфа|Хайфы]] деревню художников [[Эйн-Ход]], назвав это событие «последним действием «Дада».
| + | |
- | | + | |
- | В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).
| + | |
- | === Участник международных и израильских выставок ===
| + | |
- | | + | |
- | Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие).
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи.
| + | |
- | | + | |
- | Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго).
| + | |
- | | + | |
- | В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание).
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).
| + | |
- | | + | |
- | В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма.
| + | |
- | | + | |
- | Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается.
| + | |
- | | + | |
- | Так, картины периода [[Война За Независимость|Войны за независимость]] («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм.
| + | |
- | | + | |
- | В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи).
| + | |
- | == Влияние на молодое поколение израильских художников ==
| + | |
- | | + | |
- | Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.
| + | |
- | == Признание таланта ==
| + | |
- | | + | |
- | Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгофа]] за живопись, в 1958 г. — премией [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]], в 1967 г. — [[Государственная Премия Израиля|Государственной премией Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15231|ЯНКО Марсель}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Израиль]]
| + | |
- | [[Категория:Художники по алфавиту]]
| + | |