Ast-al (Обсуждение | вклад) |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Яков Йосеф из Полонного]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Яаков Иосеф Бен Цви hа-Кохен Кац Из Полонного''' (умер, по-видимому, в 1782 г., местечко Полонное, Волынское воеводство, Польша, ныне Хмельницкая область, Украина), раввин, хасидский проповедник (см. [[Маггид]]), родоначальник хасидской литературы. Потомок известных раввинов и каббалистов (см. [[Каббала]]) рабби Шимшона бен Песаха из Острополя (умер в 1648 г.), рабби Иом-Това Липмана Хеллера (1579–1654), рабби Иосефа hа-Кохена (17 в., автор «Иесод Иосеф»). Яаков Иосеф бен Цви получил хорошее раввинское и каббалистическое образование. К 1741 г. он попал под влияние учения основоположника хасидизма [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това]] (Бешта) и стал его преданным последователем. Это привело его к конфликту с еврейской общиной г. [[Шаргород]] (второй по величине в [[Подолия|Подолии]]) и к изгнанию (примерно в 1748 г.) с поста раввина.
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем Яаков Иосеф бен Цви был раввином в местечке Рашков (Брацлавское воеводство; до 1752 г.) и в [[Немиров|Немирове]] (до 1770 г.), где открыто проповедовал хасидское учение. В 1750–51 гг. он попытался уехать в [[Эрец-Исраэль]], но лишь его сыну рабби Аврахаму Шимшону (не оставил потомства) впоследствии удалось это. Сын жил в [[Цфат|Цфате]] и [[Тверия|Тверии]], он издал сочинения отца. После смерти в 1770 г. [[маггида]] в местечке Полонном (одном из наиболее крупных центров хасидизма в [[Волынь|Волыни]]) Яаков Иосеф бен Цви стал проповедником, а затем и раввином местной общины.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя рабби Яаков был старейшим и наиболее талмудически образованным из учеников Бешта и после смерти учителя (в 1760 г.) мог претендовать на лидерство, хасидское движение возглавил рабби [[Дов Бер Из Межирича|Дов Бер из Межирича]]. Яаков Иосеф бен Цви не стал главой ([[Цаддик|цаддиком]]) какой-либо хасидской общины, но его сочинение «Толдот Яаков Иосеф» («Повествование Яакова Иосефа», Корец, 1780) было первой книгой хасидизма и оказало большое влияние на становление хасидского движения.
| + | |
- | | + | |
- | Книга состояла из проповедей автора, основанных на изречениях и поучениях Бешта, которые Яаков Иосеф бен Цви записывал при жизни учителя. Каждое такое упоминание предваряется словами: «Слышал я от учителя моего». В этом труде рабби Яаков не только подробно изложил учение Бешта, но также привел свое учение о первенствующей роли цаддика. В книге резкой критике подвергнуто традиционное еврейское общинное руководство (кагальные старшины, раввины, проповедники и т. д.) с его шкалой ценностей. Появление этого сочинения стало одним из факторов, вызвавших противодействие хасидизму (см. [[Митнагдим]]). Резкий тон сочинения и отрицательно-ригористическое отношение к признанным авторитетам еврейских общин, которым оно пропитано, привели к тому, что традиционное еврейское руководство, оскорбленное насмешками и сарказмом автора, скупало книгу и уничтожало ее. Это сочинение даже публично сожгли в [[Броды|Бродах]] перед домом известного галицийского цаддика рабби [[Иехиэль Михаэль Из Злочува|Иехиэля Михаэля из Злочува]]. Противники хасидизма называли книгу «сосудом нечестия, источником мрака, вместилищем всевозможных ядов...», а хасиды в свою очередь восторженно заявляли, что «не было на свете книги, равной этой». Книга имела выдающийся успех и за короткое время была издана трижды (в 1780 г. — два раза и в 1783 г.).
| + | |
- | | + | |
- | В 1781 г. в Корце был издан труд Яакова Иосефа бен Цви «Бен порат Иосеф» («Иосеф — поросль плодоносящего дерева»; ср. Быт. 49:22) и в 1782 г. — «Цафнат пеанеах» («Толкователь сокрытого»), последняя опубликованная при его жизни работа. Кроме этого Яаков Иосеф бен Цви опубликовал основной документ раннего хасидизма — письмо Бешта (начало 1750-х гг.) к шурину рабби Аврахаму Гершону из Кут (умер, по всей вероятности, в 1760 г.), в котором Бешт писал, что [[Мессия]] явится Израилю лишь после того, как все евреи усвоят его новое учение (см. [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов]]). Изданный спустя много лет после смерти рабби Яакова труд «Ктонет пассим» («Разноцветный хитон», Львов, 1866; ср. Быт. 37:3) вызвал споры (например, [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]]) об авторстве, однако ныне в научном мире общепринято мнение, что труд принадлежит Яакову Иосефу бен Цви Предполагается, что остались неопубликованными каббалистические комментарии Яакова Иосефа бен Цви на [[Второзаконие]].
| + | |
- | | + | |
- | Яаков Иосеф бен Цви утверждал, что присутствие Бога проявляется во всем, в том числе и в каждом помысле человека. Он считал, что человек может разрешить вечно существующее противоречие между материальным миром, ведущим его ко злу, и духовным началом, призывающим к добру. Этого можно достичь, сочетая радость от материального с радостью от духовного и получая при этом совершенную радость. Конечная цель еврея — это [[Двекут|двекут]], беспредельная преданность Богу и искренняя привязанность к Нему. Двекут, как считал Яаков Иосеф бен Цви, возможен лишь путем радости и приподнятого настроения, в то время как аскетизм вызывает скорбь, являющуюся источником всякого зла. Поэтому молитвы следует произносить с восторженной радостью. «Молитва, — писал он, — это военный приступ, чтобы разрушить стену, отделяющую нас от Бога из-за нашей греховности. Богатыри духа первыми должны пробить брешь в этой стене, а рядовые пойдут за ними». То же соотношение, которое существует внутри человека, свойственно и всему обществу в целом. Достойным человеком, то есть человеком духовного начала, является лишь цаддик, а «масса» представляет собой материальное начало. Цаддика можно уподобить голове и глазам, а «масса» — это ноги. Община, слушающая проповедь, — это живой организм, в котором цаддик является жизнью и душой. Еврей из «массы» не способен «изучать Тору, а так как это происходит не по его вине, Бог не будет наказывать его», если он подчинится, «прилепится» (см. [[Двекут|Двекут]]) к цаддику. Хасид должен безоговорочно верить цаддику и материально поддерживать его, чтобы он успешно мог выполнять свои обязанности.
| + | |
- | | + | |
- | Яаков Иосеф бен Цви придавал особое мистическое значение третьей субботней трапезе (сеуда шлишит) и подчеркивал обязательность участия хасидов в ней (см. [[Хасидизм. Устройство и обычаи хасидской общины]]).
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Яакова Иосефа бен Цви хасиды создали цикл преданий и легенд, в основе сюжета которых была борьба с личными противниками Бешта и хасидизма в целом.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15178|ЯАКОВ ИОСЕФ БЕН ЦВИ hа-КОХЕН КАЦ ИЗ ПОЛОННОГО}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Хасидизм]]
| + | |