|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Юлиан Отступник]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Юлиан Отступник''' (Iulianus Apostata; Флавий Клавдий Юлиан, Flavius Claudius Iulianus; 331–363), император Рима в 361–363 гг.; прозвище Отступник получил от христианской церкви.
| + | |
- | | + | |
- | Ребенком он случайно избежал гибели, когда вся его семья была уничтожена в ходе разгоревшейся после смерти его дяди, императора Константина, борьбы за трон.
| + | |
- | | + | |
- | В юности Юлиан Отступник получил христианское воспитание под руководством [[Евсевий|Евсевия]] (тогдашнего епископа Никомедии), однако позднее увлекся греческой языческой философией.
| + | |
- | | + | |
- | В 355 г. император Констанций назначил Юлиана Отступника наместником Галлии, где он выказал незаурядный административный и военный талант, отразив вторжение германцев и укрепив управленческий аппарат провинции.
| + | |
- | | + | |
- | В 360 г., получив приказ передислоцироваться на восток для участия в кампании Констанция против Персии, легионы, находившиеся под командованием Юлиана Отступника, восстали и провозгласили его императором. Когда в следующем году Констанций неожиданно умер, Юлиан Отступник стал правителем Римской империи.
| + | |
- | == Оппозиция к христианству ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Христианство|христианстве]], которое в течение одного поколения превратилось из гонимой секты в официальную и воинствующую религию, Юлиан Отступник не только видел губительную болезнь, подрывающую устои государства, но и испытывал глубокое отвращение к христианскому вероучению и морали.
| + | |
- | | + | |
- | Оппозиция Юлиана Отступника к христианству выразилась как в издании им эдикта о веротерпимости, так и в основании языческого культа, в котором он служил верховным жрецом (понтифекс максимус).
| + | |
- | | + | |
- | Юлиан Отступник принял постановления, регулирующие поведение и образ жизни языческих жрецов, сформулировал этические нормы языческой веры и наложил запрет на ряд книг, содержащих нападки на язычество.
| + | |
- | === Полемические сочинения ===
| + | |
- |
| + | |
- | Полемические сочинения Юлиана Отступника против христианства обнаруживают глубокое знание [[Библия|Библии]] и [[Новый Завет|Нового завета]].
| + | |
- | == Отношение к иудаизму ==
| + | |
- | Многие темы, затронутые Юлианом Отступником в сочинении «Против галилеян» (как называли тогда христиан), касаются [[Иудаизм|иудаизма]].
| + | |
- | | + | |
- | Юлиан Отступник обвиняет христианство в том, что оно заимствовало худшие черты иудаизма и язычества, и порицает его за разрыв с иудаизмом.
| + | |
- | | + | |
- | Он утверждает, что верования евреев не отличаются от верований других народов, за исключением веры в одного Бога, а также отвергает христианское аллегорическое толкование Библии.
| + | |
- | | + | |
- | Юлиан Отступник рассматривает еврейский [[Монотеизм|монотеизм]] в двух аспектах.
| + | |
- | | + | |
- | Во-первых, он указывает, что христианская вера в божественность [[Иисус|Иисуса]] несовместима с Библией, которая признает только одного Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Во-вторых, он пытается представить иудаизм как одну из языческих вер с тем, чтобы противопоставить христианство всем принятым религиозным верованиям.
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому он доказывает, что евреи — избранный народ их Бога, который является местным национальным божеством и в этом отношении ничем не отличается от богов других земель и городов.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем нетерпимость евреев к другим богам и соблюдение ими [[Суббота|субботы]] вызывают у Юлиана Отступника неудовольствие.
| + | |
- | | + | |
- | Он сравнивает сюжеты книги [[Бытие|Бытия]] с эпосом Гомера и космогонией Платона и доказывает, что языческая идея божества стоит выше иудаистической концепции.
| + | |
- | | + | |
- | Подтверждение этому он видит в еврейской истории, изобилующей эпохами порабощения, а также в том, что евреи, сравнительно с их численностью, дали очень мало великих полководцев, философов, ученых, юристов, врачей, музыкантов и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | == Отношение к евреям ==
| + | |
- | | + | |
- | Отношение Юлиана Отступника к евреям определялось через его полемику против христианства. Перед походом на войну с Персией (на которой он погиб) Юлиан Отступник обещал отменить антиеврейские законы и позволить евреям восстановить Иерусалимский [[Храм|храм]], в службе в котором собирался лично участвовать («Послание к еврейскому обществу»).
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после этого он писал, что «уже сейчас храм возводится заново» («Послание священнослужителю»).
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские источники содержат лишь весьма неопределенные намеки на это. Историк-язычник Аммиан Марцеллин (см. [[Римская Литература|Римская литература]]) пишет, что, по-видимому, Юлиан Отступник хотел, чтобы восстановленный Храм стал памятником его правления.
| + | |
- | | + | |
- | Он распорядился о выделении необходимых средств и строительных материалов и возложил ответственность за проект на Алипия Антиохийского, однако, согласно сообщениям римских историков, попыткам начать строительство положил конец пожар, охвативший руины Храма.
| + | |
- | | + | |
- | [[Отцы Церкви|Отцы церкви]] повествуют об этом в приукрашенной форме и добавляют, что евреи с энтузиазмом приняли предложение Юлиана Отступника и тысячами стекались к Храмовой горе, неся камни для строительства, однако, когда были положены первые камни, в предупреждение евреям начались землетрясения и ураганные бури, а затем евреи были обращены в бегство небесным огнем и видением Христа.
| + | |
- | | + | |
- | Из всего этого можно заключить, что Юлиан Отступник намеревался восстановить Храм, чтобы укрепить язычество в противовес христианству (с его точки зрения, иудаизм был одной из форм языческой религии, характерной чертой которой служат ритуалы [[Жертвоприношение|жертвоприношения]]), а также чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (Лука 21:6; Матф. 24:2).
| + | |
- | | + | |
- | Позднейшие христианские авторы (Амвросий Медиоланский, Послания, 4 в.; Созомен Саламанский, «Церковная история», 5 в.) утверждали, что после опубликования распоряжения Юлиана Отступника о восстановлении Храма евреи избивали христиан и сожгли церкви в [[Ашкелон|Ашкелоне]], [[Дамаск|Дамаске]], [[Газа|Газе]] и [[Александрия|Александрии]].
| + | |
- | | + | |
- | Однако большинство исследователей скорее склонны верить сообщению Бар Хебреуса («Хронография», 13 в.), согласно которому разъяренные императорским декретом христиане убили евреев Эдессы.
| + | |
- | | + | |
- | Обнаруженная в 1969 г. на [[Западная Стена|Западной стене]] надпись с цитатой из Ис. 66:14, возможно, относится к этому периоду возрождения мессианских надежд.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15158|ЮЛИАН ОТСТУПНИК}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры]]
| + | |