Eytil2 (Обсуждение | вклад) |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Однофамильцы|Юдовин}}
| + | #redirect [[:ej:Юдовин, Соломон Борисович]] |
- | {{Художник
| + | |
- | |фон =
| + | |
- | |имя = Юдовин, Соломон Борисович
| + | |
- | |оригинал имени = {{lang-yi|'''שלמה יודאווין'''}}
| + | |
- | |имя при рождении = Юдовин, Шлойме Борухович
| + | |
- | |портрет = Yudovin_Solomon_a2.jpg
| + | |
- | |ширина =
| + | |
- | |заголовок =
| + | |
- | |дата рождения = 27.10.1892
| + | |
- | |место рождения = [[Бешенковичи]]<br>[[Витебская губерния]]
| + | |
- | |дата смерти = 5.12.1954
| + | |
- | |место смерти = {{место смерти|Ленинград||Санкт-Петербург|в Санкт-Петербурге}}
| + | |
- | |происхождение = из мещан
| + | |
- | |подданство = {{Флагификация|Российская империя}}
| + | |
- | |гражданство = {{Флагификация|СССР}}
| + | |
- | |жанр = графика, книжная графика
| + | |
- | |учёба = у [[Пэн, Юдель Моисеевич|Ю. М. Пэна]],<br>в Петербургской Рисовальной школе [[Императорское общество поощрения художеств|Общества поощрения искусств]],<br>в частных петербургских студиях М. Бернштейна и [[Добужинский, Мстислав Валерианович|М. В. Добужинского]]
| + | |
- | |стиль = «Еврейский ренессанс»,<br>[[модерн]]
| + | |
- | |работы =
| + | |
- | |покровители =
| + | |
- | |влияние = [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагал]], [[Лисицкий, Лазарь Маркович|Э. Лисицкий]], [[Альтман, Натан Исаевич|Н. Альтман]]
| + | |
- | |влияние на =
| + | |
- | |награды =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | |викисклад =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Соло́мон Бори́сович Юдо́вин''' (Шло́йме Бо́рухович)<ref name=autogenerated1>[http://bahaltener.livejournal.com/9348.html Фотографии Шлойме Юдовина]</ref><ref>[http://english.migdal.ru/times/90/16215/ Соломон Юдовин]</ref> ([[27 октября]] [[1892]] г., [[Бешенковичи]] [[Лепель]]ского уезда [[Витебская губерния|Витебской губернии]] — [[5 декабря]] [[1954]] г., [[Ленинград]]) — русско-еврейский и советский [[Графика|график]], художник, [[Этнография|этнограф]], представитель «Еврейского ренессанса» («Еврейского возрождения») и [[Модерн|модерна]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | === Детство и юность ===
| + | |
- | Соломон Борисович Юдовин (урождённый ''Шлойме Борухович'') родился в [[Местечко|местечке]] Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу) в [[еврей]]ской семье. Отец будущего художника был ремесленником, мать — домохозяйкой.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1906]] г., в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в [[витебск]]ую Школу рисования и живописи [[Пэн, Юдель Моисеевич|Ю. М. Пэна]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1910]] г. благодаря помощи своего дяди [[Ан-ский, Семён Акимович|С. Ан-ского]] переехал в [[Петербург]], учился в Рисовальной школе [[Императорское общество поощрения художеств|Общества поощрения искусств]] (возглавляемое [[Рерих, Николай Константинович|Н. К. Рерихом)]], и одновременно с [[1911]] г. до [[1913]] г. обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем [[Добужинский, Мстислав Валерианович|М. В. Добужинского]].
| + | |
- | | + | |
- | Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств»<ref>[http://artru.info/ob/50/ Еврейское общество поощрения художеств]</ref> (действовавшего в 1915-19 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | === Участие в экспедициях С. Ан-ского ===
| + | |
- | Юдовина с юности привлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего [[Авангард (искусство)|авангардного]] движения в искусстве России. Оно же во многом и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» видели свою главную задачу в изучении и художественном осмыслении еврейского национального наследия: еврейских обычаев и традиционного еврейского быта. Разделяя цели движения, Юдовин с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской [[Черта оседлости|черте оседлости]] по городам и местечкам юго-западной Украины ([[Подолье|Подольская]], [[Волынь|Волынская]] и [[Киевская губерния|Киевская]]) губернии, организованных в 1912-14 гг. Еврейским историко-этнографическим обществом (ЕИЭО)<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11524 ЕИЭО]</ref> под руководством [[Ан-ский, Семён Акимович|С. Ан-ского]] на средства Владимира Гинцбурга<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11190#2 Семья Гинцбургов]</ref> — сына барона [[Гинцбург, Гораций Осипович|Г. Гинцбурга]].
| + | |
- | | + | |
- | Сохранение традиций народного искусства евреев [[Российская империя|Российской империи]] было основной целью этих экспедиций, в которых Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к [[иудаика |иудаике]] — предметы еврейского быта, [[Ритуал (вид обряда)|ритуальные]] принадлежности, [[Надгробие|надгробия]] (мацевы), росписи [[синагога|синагог]], еврейских [[Орнамент|орнаментов]], изучал художественные особенности еврейского ритуального и [[Декоративно-прикладное искусство|декоративно-прикладного]] искусства<ref name=autogenerated5>[http://mishpoha.org/library/04/0426.shtml Старые фотографии]</ref>. Как фотохудожник Юдовин работал в в технике [[Пикториализм|пикториализма]] ([[фотоимпрессионизм]]а), стремясь превратить фотографии в произведения искусства путём воздействия на них в процессе съёмки и проявления.
| + | |
- | | + | |
- | Отдельную историко-художественную ценность представляет целая череда запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также различных форм еврейского коллективного труда: [[Артель|артели]] веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в [[Ровно]] и многое другое<ref>[http://www.jew.spb.ru/ami/A359/A359-031.html Братья и сестры во имя труда!]</ref>. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях особенно высока, поскольку его фотографии<ref name=autogenerated1 /> оказались практически последними, на которых можно увидеть традиционный мир еврейской общины черты оседлости, вскоре полностью исчезнувший в огне [[Первая мировая война|Первой мировой войны]], при [[Советская власть|советской власти]] и окончательно — во время .
| + | |
- | | + | |
- | В [[1920]] г. на основе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 [[Линогравюра|линогравюр]].
| + | |
- | | + | |
- | === Возвращение в Витебск ===
| + | |
- | В [[1918]] г. вернулся в Витебск, где окончил Художественно-практический институт (ВХПИ), а в [[1922]] г. был избран там проректором по хозяйственной части.
| + | |
- | | + | |
- | С 1922 г. по сентябрь [[1923]] г. Юдовин преподавал специальные дисциплины в графической мастерской этого института, в Художественном народном училище (ВНХУ) и в Еврейском педагогическом техникуме.
| + | |
- | | + | |
- | Руководил художественным кружком<ref>[http://nasledie-rus.ru/podshivka/7518.php Витебск моей юности]</ref> в витебском юношеском клубе имени [[Перец, Ицхок Лейбуш|И. Л. Переца]].
| + | |
- | | + | |
- | В августе-сентябре 1923 г. Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ), что было ознаменовано сильным конфликтом педагогов с новым директором. Во-первых, комиссия учителей, в которую входил и Юдовин, не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из особняка ("дом Вишняка") на ул. Бухаринской в неприспособленное здание бывшей [[Хабад|Любавичской]] синагоги на ул. Володарского, 15. Затем новый директор принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и вообще единолично решал вопросы организации обучения — сочтя это унизительным, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт<ref>''Г. П. Исаков.'' Формирование и становление художественных школ на витебщине в конце XIX в. — 1941 г. Витебск, УО «ВГУ», 2009., с. 49-54 ISBN 978-985-517-092-2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Ленинградский довоенный период ===
| + | |
- | В 1923 г. Юдовина пригласили в [[Петроград]] на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества, основанного ЕИЭО, который располагался в здании Еврейской богадельни А. М. Гинзбурга ([[История названия Васильевского острова|Васильевский остров]], 5 линия, д. 50<ref>[http://jhistory.nfurman.com/russ/russ000_07.htm ''Михаил Безер'' «Дом на Пятой линии»]</ref>).
| + | |
- | | + | |
- | Приглашение именно Юдовина на эту должность не было случайным: музей создавался для обработки, систематизации и исследований материалов экспедиций Ан-ского, в которых Юдовин был одним из главных участников. Художник проработал в музее до [[1928]] г., когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт.
| + | |
- | | + | |
- | До [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] во время жизни в Ленинграде Юдовиным были созданы циклы [[гравюра|гравюр]] «Гражданская война» (1928) и «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича» (1933).
| + | |
- | | + | |
- | === Во время войны ===
| + | |
- | Во время войны до середины [[1942]] г. Юдовин прожил в [[Блокада Ленинграда|блокадном Ленинграде]], в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осаждённого города и его защитников<ref>[http://www.chernorukov.ru/articles/?article=306 Художники осажденного Ленинграда]</ref>. Затем художник был эвакуирован в деревню [[Карабиха (Ярославский район)|Карабиха]] под [[Ярославль|Ярославлем]].
| + | |
- | | + | |
- | Там, в [[Карабиха (музей-заповедник)|музее-заповеднике Н. А. Некрасова]], Юдовин работал над серией «Некрасовские места», а в [[1944]] г. вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в [[1948]] г. Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда явно выделяются среди них своим суровым трагизмом<ref>[http://blog.imhonet.ru/author/sni356/post/1697100/ Художники блокадного Ленинграда.]</ref><ref>[http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/5097 линогравюра «На улицах Ленинграда зимой 1941—1942»]</ref>. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника<ref name=autogenerated2>[http://www.mishpoha.org/n22/22a38.shtml Журнал «Мишпоха», «Ленинград на открытках Юдовина»]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться [[Почтовая открытка|почтовые открытки]]. Всего за 1941—1945 годы было издано почти 400 иллюстрированных почтовых открыток, среди которых 26 — с произведениями Юдовина<ref name=autogenerated2 />. Военная серия открыток с его произведениями стала достаточно редкой и ценится в советской [[Филокартия|филокартии]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[1945]] г. Соломон Борисович выпустил альбом [[Автолитография|автолитографий]] «Ленинград»<ref name=autogenerated3>[http://gallery.ru/watch?ph=VMI-bIU9x Ленинград. С. Б. Юдовин. Автолитографии. 1945]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | После войны Юдовиным были также создана серия открыток «Виды Ленинграда», 1946 г. и «Ленинград сегодня» 1949 г.
| + | |
- | | + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | === Формирование стиля ===
| + | |
- | Направление творчества и художественный стиль Юдовина формировались как благодаря его деятельности в экспедициях Ан-ского, так и под влиянием русско-еврейского авангарда Витебской и, в меньшей степени, Киевской художественных школ. В первую очередь это — [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагал]], [[Лисицкий, Лазарь Маркович|Э. Лисицкий]] и [[Альтман, Натан Исаевич|Н. Альтман]], которые мечтали создать новый еврейский стиль путём органичного синтеза авангарда с еврейским народным искусством. Но при всех творческих исканиях и новациях в их произведениях, в том числе и Юдовина, всегда будет совершенно явно чувствоваться ностальгия по исчезающему миру еврейского [[Местечко|местечка]], изначально являющегося для них источником вдохновения и давшему жизнь целой плеяде талантливых художников.
| + | |
- | | + | |
- | В свою очередь, творчество самого Юдовина также оказало влияние на художников Витебской школы, характерной чертой которых было виртуозное сочетание обобщённости с документальной конкретностью. У Юдовина эта особенность получила заметное дальнейшее развитие, и конкретные подробности в его работах не снижают, а наоборот, — подчёркивают глубокий символизм произведений.
| + | |
- | | + | |
- | === Книжная графика ===
| + | |
- | Большое место в творчестве Юдовина занимала книжная [[графика]], а в 1930-1940-е гг. иллюстрирование книг стало занимать главное место в его творчестве. Юдовин работал, в основном, в технике [[ксилография|ксилографии]] и [[Линогравюра|линогравюры]]. В этот период его творчество поднялось на новый уровень — он научился передавать иллюзию глубины гораздо более скупыми средствами, не используя необычные [[Ракурс|ракурсы]], предельно высокие горизонты и сильно искажённую [[Перспектива|перспективу]].
| + | |
- | [[Файл:Yudovin Moisey 1b.jpg|thumb|left|Обложка сборника стихов «Кнойлн» («Клубки»), 1922 год.]]
| + | |
- | Первыми работами в этой области стали обложки к сборнику стихов [[Юдовин, Моисей Исакович|М. Юдовина]] «Кнойлн» («Клубки») (1922)<ref>[http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer5/Fljat1.php Был такой еврейский поэт]</ref>, к книге П. Амп «Песнь Песней» (1925). В дальнейшем Юдовин иллюстрировал такие книги, как «Старинная повесть» [[Розенфельд, Семён Ефимович|С. Е. Розенфельда]], «Блудный бес» (1931) Л. Раковского, «У Днепра» (1933) [[Бергельсон, Давид Рафаилович|Д. Р. Бергельсона]], «История моей жизни» (1934) А. Свирского, «Путешествие Вениамина III» (1935) [[Мойхер-Сфорим, Менделе|Менделе Мойхер-Сфорима]], «Рассказы о семи гетто» Э.-Э. Киша, «[[Еврей Зюсс]]» [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]] (1938—1939), «Стихотворения» [[Некрасов, Николай Алексеевич|Н. А. Некрасова]], «Исторические романы» (1949) [[Форш, Ольга Дмитриевна|О. Д. Форш]] и другие. Всего за свою творческую жизнь Юдовин создал иллюстрации к 60-ти книгам, семь из которых, по тем или иным причинам, не увидели света. В числе неизданных оказались и его лучшие работы на еврейскую тему: «Еврейский народный орнамент», «Еврей Зюсс» и «Путешествие Вениамина 3-го».
| + | |
- | | + | |
- | Лион Фейхтвангер высоко оценил талант Юдовина как иллюстратора, написав ему в личном письме: ''«Сердечно благодарю Вас за письмо и особенно за прекрасный подарок, сделанный Вами, — за Ваши гравюры. Я уже написал издательству, какими исключительно талантливыми я считаю Ваши гравюры…»''<ref>[http://evreimir.com/article.php?id=29180 Соломон Юдовин «воскрес» в Израиле]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Еврейская тема ===
| + | |
- | Прожив бо́льшую часть жизни во времена сталинизма, Юдовин страдал, наблюдая уничтожение [[идиш]]ской культуры и проявления государственного [[Антисемитизм в СССР|антисемитизма]]. Он дорожил дружбой с М. Шагалом, Э. Лисицким, литературоведом Израилем Цимбергом, [[Маркиш, Перец Давидович|Перецем Маркишем]].
| + | |
- | | + | |
- | Юдовин с рождения впитал в себя культуру [[Штетл (еврейское местечко)|штетла]] (идишкайт) и всё его творчество большей частью было обращено к еврейской тематике. Сцены из жизни еврейского местечка Юдовин начал создавать уже в 1920-х гг. Детские впечатления жизни в [[Бешенковичи|Бешенковичах]] стали для художника основой для создания особого и очень печального мира своих гравюр — «Шабат», около 1920-26 гг., «Похороны», 1926; «Жертвы погрома», 1927. Он искал объекты для своего творчества на фабриках и заводах («Еврей-кузнец», 1930-е гг.; «Сцена в типографии», 1932; «Продавец бубликов», 1938-40 гг.), ездил в еврейские колхозы («В колхоз», 1940). И ни в одной из работ Юдовина на еврейскую тему нет той холодной отстранённости, которая неизбежно проявляется при изображении чего-то чужого. Он создавал еврейский мир в своих картинах, находясь внутри него и оставаясь с ним неразрывно связанным.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920-30-е гг. годы Юдовин работал над монументальной ксилографической серией «Былое», пытаясь сохранить память об исчезающем мире штетла. Он создал множество пейзажей еврейского местечка, видов Бешенковичей и старого Витебска («Музыканты, возвращающиеся со свадьбы» 1939, и др.), делал гравюры по мотивам еврейского народного искусства («Два медведя, несущие гроздь винограда», 1940), подготовил полный макет книги «Еврейский народный орнамент» (1940, не была издана).
| + | |
- | | + | |
- | Часть еврейской темы у Юдовина — это также [[портрет]]ные и [[Жанровая живопись|жанровые]] работы («Старик в ермолке» 1925, «Сапожник» 1929). В них ярко проявляется унаследованное от Ю. М. Пэна редкое умение художника совмещать в одном произведении психологизм конкретного образа с его типологической обобщённостью.
| + | |
- | | + | |
- | == Выставки ==
| + | |
- | Юдовин являлся участником множества всесоюзных, республиканских и городских выставок.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые выставил свои работы в [[1916]] г. на «Выставке еврейских художников» в [[Москва|Москве]], а в [[1917]] г. — на «Выставке живописи и скульптуры еврейских художников» в Петрограде. Затем Юдовин участвовал в витебских выставках: «Еврейское народное искусство» (1918 г.) и «1-я Государственная выставка картин местных и московских художников» ([[1919]] г.).
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с [[1920]] г., художник представлял на выставки только рисунки и гравюры.
| + | |
- | | + | |
- | Персональные выставки состоялись в Витебске: в [[1926]] и [[1992]] г. (к 100-летию со дня рождения), в Ярославле (1944), в Ленинграде ([[1956]]), в [[Иерусалим]]е ([[Музей Израиля]], [[1991]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Местонахождение работ ==
| + | |
- | Работы Юдовина хранятся в [[Государственная Третьяковская галерея|Государственной Третьяковской галерее]], [[Государственный Русский музей|Государственном Русском музее]], [[Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина|Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина]], в [[Российский этнографический музей|Российском этнографическом музее]], в [[Национальный художественный музей Республики Беларусь|Национальном художественном музее Республики Беларусь]], в [[Витебский областной краеведческий музей|Художественном музее Витебска]], в [[Израиль|Израиле]], в частных коллекциях<ref>[http://www.rujen.ru/index.php/%D0%AE%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%9D_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Статья ''«Юдовин Соломон Борисович»'' в электронной версии Российской Еврейской Энциклопедии]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Судьба фотографий из экспедиций С. Ан-ского ===
| + | |
- | Фотоархив экспедиций Ан-ского, практически полностью созданный Юдовиным, насчитывал около 1500 фотографий. Вначале он хранился в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, а после его хаотичной ликвидации фотоколлекция частью пропала, а частью была рассеяна по музеям и архивам России, Израиля и США.
| + | |
- | | + | |
- | Сам Юдовин, будучи главным хранителем музея, сумел сберечь у себя сколько-то фотографий. Часть из них он передал в Российский этнографический музей, а часть была продана его наследниками в различные собрания. Сейчас наибольшая часть из сохранившегося (320 фотографий) находится в фондах Центра «Петербургская иудаика»<ref>[http://www.judaica-spb.com/publ.html Фотоархив экспедиций Ан-ского]</ref>. Где они находились между 1929 г. и до середины 1950 гг., неизвестно.
| + | |
- | | + | |
- | Какая-то часть экспедиционного фотоархива оставалась у Юдовина в его ленинградской квартире, а после его смерти в 1954 году они попали к Н. Альтману, который в 1957 г использовал их для иллюстраций к «Избранному» Шолом-Алейхема. В 1970 году после смерти Н. Альтмана его мастерская перешла к театральному художнику Александру Пастернаку, который в начале 1990 гг. передал их Валерию Дымшицу — знатоку еврейской истории и культуры<ref name=autogenerated5 />.
| + | |
- | | + | |
- | == Издания ==
| + | |
- | * ''С. Юдовин.'' «Еврейский народный орнамент», Киев, 1920 г., линогрвюра;
| + | |
- | * «Витебск в гравюрах С. Б. Юдовина» (на белорусском языке; 1926);
| + | |
- | * ''С. Юдовин.'' «Гравюры на дереве», 1928 г.;
| + | |
- | * ''С. Юдовин.'' Серия «Еврейский народный орнамент», 1920—1941 гг., ксилография;
| + | |
- | * Ленинград. С. Б. Юдовин. Автолитографии. 1945<ref name=autogenerated3 />;
| + | |
- | * ''Юдовина С. П., Цинберг Т. С.'' «Юдовин С. Б.» Каталог выставки. Ленинград. 1956
| + | |
- | * Опыты «молодого человека для фотографических работ». Соломон Юдовин и русский пикториализм. Фотоархив экспедиций Ан-ского. СПб.: Петербургская иудаика, 2005
| + | |
- | | + | |
- | ''(подробный перечень изданий см.)''<ref name=autogenerated4>[http://www.pv-gallery.ru/artist.php?i=322&letter=Ю Прошлый век. Галерея искусства XX века]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * ''Бродский В. Я., Земцова А. М.'' монография «Соломон Борисович Юдовин». Л., 1962;
| + | |
- | * «Гравюра на дереве» ''Гр. Сорокина'', 1941. Издательство «Изокомбинат»;
| + | |
- | * ''Александрова И. А.'' Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников. Каталог выставки. Ленинград. Художник РСФСР. 1980
| + | |
- | * ''Шматаў В. Ф.'' Белоруская станковая графiка. Мiнск. Беларусь. 1978
| + | |
- | * ''Никифоровская И. В.'' Художники осаждённого города. Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Л. Искусство. 1985
| + | |
- | * ''Matthew Cullerne Bown.'' A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900-1980s. Izomar Limited. London. 1998
| + | |
- | * ''Галушкина А. С. и др.'' Выставки советского изобразительного искусства. 1917—1932 гг. Справочник. Т.1-3. М. Советский художник. 1965—1973
| + | |
- | * ''Яков Бердичевский.'' Народ книги. К истории еврейского библиофильства в России. Киев. Дух и литера. 2009
| + | |
- | | + | |
- | ''(подробную библиографию см.)''<ref name=autogenerated4 />
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|15156|Юдовин Соломон}}
| + | |
- | * [http://www.ibiblio.org/yiddish/EK/ek980102.html Исаак Юдовин. «Он жил в трагическое время».]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{рецензия}}
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Еврейские художники]]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |