|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Эсав]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эсав''' (синод. Исав) ({{lang-he|עֵשָׂו}} (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; {{lang-el|Ἡσαῦ}}) - первенец [[Ицхак]]а (Исаака) и [[Ревекка|Ревекки]], близнец [[Яаков (он же Израиль), праотец еврейского народа|Йакова]] (Иакова).
| + | |
- | == Имена ==
| + | |
- | Имя '''Эсав''' (עֵשָׂו) восходит к слову שֵׂעָר (саар) - "волосы", ведь, родился он "весь [покрытый] волосами, словно одеянием" (Берешит, 25:25).
| + | |
- | | + | |
- | Имя '''Эдом''' (אֱדוֹם) означает не цвет волос (хотя он и был рыжим), а цвет похлёбки (הָאָדֹם), на которую он обменял первородство (см. ниже). Отсюда название эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9).
| + | |
- | == Эсав в Торе ==
| + | |
- | Книга [[Берешит]] описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Йакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Йаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Эсава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Эсава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Эсава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Ицхака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при [[Соломон|Соломоне]] и [[Иорам|Иораме]] (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22).
| + | |
- | | + | |
- | Эсав вознамерился убить Йакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, [[Лаван]]у. Эсав со своими тремя женами, две из которых были [[ханаан]]еянками, а третья — дочерью [[Ишмаэль (Пятикнижие)|Ишмаэля]], с детьми, скотом и имуществом переселился в [[Сеир|Сеир]]. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Эсав вышел ему навстречу и радушно принял брата.
| + | |
- | | + | |
- | В сказаниях об Эсаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Йакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11).
| + | |
- | == Эсав в других источниках ==
| + | |
- | Много внимания уделяется Эсаву в [[Аггада|Аггаде]]. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники ([[Мидраш]] Дварим Раба 1:14; [[Мидраш Танхума]], разд. Кдошим 15) вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Эсаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Эсав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался [[Амалек]], приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник [[Амалекитяне|амалекитян]], злейших врагов Израиля, и ему Эсав наказал отомстить потомкам Йакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764).
| + | |
- | | + | |
- | Ненавистный евреям царь [[Ирод]] был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется [[Эдом]]ом, а ее правители [[Тит, Флавий Веспасиан|Тит]] и [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Таан. 4:8, 68г). И имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, {{Библия|Иер|49:10}}; {{Библия|Авд|6}}; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» ({{Библия|Авд|8:18}}).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев.
| + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | [[Толдот (недельный раздел)]]
| + | |
- | [[Эдом (древнее государство)]]
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11849|ИСАВ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |