|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Эренкранц, Биньямин]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эренкранц, Биньямин Вольф''' (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье резника, учился в [[Хедер|хедере]], затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 [[Мицвот|мицвот]] — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад.
| + | |
- | | + | |
- | Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних [[Тернополь|Тернополе]] и [[Броды|Бродах]] [[Маскилим|маскилим]] увлекся чтением Библии и литературы [[Хаскала|Хаскалы]] на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения. | + | |
- | | + | |
- | Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и [[Бадхан|бадханов]] на идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов.
| + | |
- | | + | |
- | Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла.
| + | |
- | | + | |
- | Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал [[Меламед|меламедом]]. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря.
| + | |
- | == Певец ==
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения.
| + | |
- | | + | |
- | Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам.
| + | |
- | | + | |
- | Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы.
| + | |
- | | + | |
- | Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла.
| + | |
- | | + | |
- | Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах.
| + | |
- | | + | |
- | В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]].
| + | |
- | | + | |
- | Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале [[«hа-Шахар»]].
| + | |
- | | + | |
- | Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству.
| + | |
- | | + | |
- | Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды.
| + | |
- | | + | |
- | Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям.
| + | |
- | | + | |
- | Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.
| + | |
- | == Поэт ==
| + | |
- | | + | |
- | Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена).
| + | |
- | | + | |
- | В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»).
| + | |
- | | + | |
- | В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове).
| + | |
- | | + | |
- | В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»).
| + | |
- | | + | |
- | Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене.
| + | |
- | | + | |
- | Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны.
| + | |
- | | + | |
- | В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15106|ЭРЕНКРАНЦ Биньямин Вольф}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |