м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Эпельбаум, Михаил]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эпельбаум, Михаил Иосифович''' (1894, Одесса, – 1957, Ленинград), еврейский певец и актер.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте.
| + | |
- | | + | |
- | С 1911 г. принимал участие в организованной [[Ан-Ский С|С. Ан-ским]] этнографической экспедиции по местечкам [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]], где записывал образцы еврейской народной музыки.
| + | |
- | == Творческий путь ==
| + | |
- | === Дореволюционный период ===
| + | |
- | | + | |
- | Много выступал в составе еврейских театральных (преимущественно музыкально-драматических) коллективов: в 1910-м и 1912-м гг. в труппе И. Корика (1876–1947) и А. Вайнштейна, в 1911 г. — в труппе С. Генфера (1874–1913), в 1913 г. и 1915–16 гг. — в коллективе Л. Раппеля, в 1914–15 гг. — [[Фишзон, Авраhам Алтер|А. Фишзона]], в 1916–17 гг. — Н. Липовского (1874–1928).
| + | |
- | === После октябрьского переворота ===
| + | |
- | | + | |
- | После октябрьского переворота некоторое время выступал в русском Театре музыкальной комедии и драмы под руководством И. П. Брандеско (Москва), неоднократно работал с выдающейся еврейской артисткой [[Юнг, Клара|Кларой Юнг]].
| + | |
- | | + | |
- | Сильный голос певца (драматический баритон) позволял ему исполнять оперные арии.
| + | |
- | | + | |
- | Среди часто исполнявшихся Эпельбаумом ролей: Авессалом в «Шуламис» [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]], Бар-Кохба в одноименной оперетте Гольдфадена, Бартелло в «Кол Нидрей» (см. [[Кол Нидре]]) И. Латайнера, Дейф в «Шир hа-Ширим» («Песнь Песней») А. Шора (1876–1942), доктор Шац в «Лебедик ун Лустиг» И. Л. Баумволя (см. в статье [[Баумволь, Рахель|Рахель Баумволь]]).
| + | |
- | | + | |
- | По приглашению Киевского оперного театра он неоднократно и с неизменным успехом исполнял партию Демона в одноименной опере [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|Антона Рубинштейна]].
| + | |
- | | + | |
- | Эпельбаум играл и в драматических спектаклях, особенно удачной была роль Де Сильвы в «[[Акоста|Уриэле Акоста]]» К. Гуцкова. | + | |
- | | + | |
- | Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций.
| + | |
- | === Двадцатые – тридцатые годы ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах.
| + | |
- | | + | |
- | По возвращении с гастролей Эпельбаум поселился в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), работал в Театре музыкальной комедии, в областной филармонии, в Ленгосэстраде, гастролировал по городам Советского Союза; его деятельность была отмечена званием народного артиста РСФСР.
| + | |
- | === Военное время ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1941–45 гг. Эпельбаум жил в эвакуации в Сибири, работал в Новосибирском концертном объединении.
| + | |
- | === Послевоенный период ===
| + | |
- | | + | |
- | После войны вернулся в Ленинград, выступал с концертами еврейских песни в различных городах Советского Союза.
| + | |
- | === Преследования ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1949 г., в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Была осуждена также его жена Розалия Эпельбаум.
| + | |
- | | + | |
- | Реабилитирован в 1954 г., вернулся в Ленинград. Хотя почетное звание артисту было возвращено, министерство культуры РСФСР не позволило руководству Ленконцерта принять Эпельбаума на постоянную работу, разрешив только выступления на договорной основе.
| + | |
- | | + | |
- | Репертуар еврейской песни, с которым выступал певец, подвергался жесткой цензуре; зачастую ему не разрешали выступать только с «еврейской» программой, предписывая в первом отделении концерта исполнять русские песни.
| + | |
- | == Значение творчества Эпельбаума ==
| + | |
- | | + | |
- | Эпельбаум в условиях хрущевской «оттепели» триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Украины, Белоруссии, Прибалтики.
| + | |
- | | + | |
- | Его творчество оказало большое влияние на исполнительскую манеру других еврейских певцов, в частности З. Шульмана (см. [[Шульман, семья]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15093|ЭПЕЛЬБАУМ Михаил Иосифович}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Певцы и певицы России]]
| + | |
- | [[Категория:Актёры по алфавиту]]
| + | |