м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Элияhу ( Илия, библейский пророк)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:ElijahByLouisHersent.JPG|250px|right|thumb|Louis Hersent, "Элияhу спасает сына вдовы" (XVIII в)]] | + | |
- | '''Элияhу''' (אֵלִיָּהוּ, אֵלִיָּה, Элияху, Элия; в русской традиции Илия-пророк) - израильский [[Пророки и пророчество|пророк]] времен царя [[Ахав|Ахава]] и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков».
| + | |
- | | + | |
- | Жизни и деятельности Элияhу посвящен в [[Танах]]е цикл историй, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Элияhу так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Элияhу [[Бог]]у и его самоотверженная борьба против [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], процветавшего при [[Ахав]]е (а точнее при его гордой и властолюбивой жене, финикиянке [[Изевель]]), и против царских беззаконий превратили Элияhу в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы. Ожиданием возвращения Элияhу — первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков» (Мал. 3:23–24).
| + | |
- | | + | |
- | == Биография Элияhу ==
| + | |
- | Элияhу, по-видимому, был родом из города Тишбе в [[Гилад]]е. В Библии Элияhу представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8), сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней hа-невиим (буквально `сыновья пророков`), посвятивших себя единому Богу Израиля (II Ц. 2:3, 5, 7, 15) и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Элияhу вступает в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем [[Ахав]]ом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов [[Ваала Культ|Тирского Ваал]]а и [[Ашера|Ашеры]]. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Элияhу вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с [[Финикия|Финикией]]. Элияhу становится выразителем политической оппозиции дому [[Омри]], представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля (ср. имена сыновей Ахава, Ахазия и Иехорам, включающие теофорные элементы -ия и иехо-), толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Элияhу, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Элияhу (I Ц. 18:4, 13; 19:2).
| + | |
- | | + | |
- | Первое открытое столкновение между Элияhуй и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Элияhу заявляет: «Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (I Ц. 17:1). Когда же на третий год Бог велит Элияhу явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Элияhу требует от Ахава собрать «весь Израиль», а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе [[Кармел]] и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Элияhу предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству «с утра до полудня», Элияhу восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает «и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду». Народ, пав ниц, возглашает: «Яхве есть Бог»; Элияhу велит схватить пророков Ваала и заколоть их (I Ц. 18:1, 19–40). Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Элияhу, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до [[Изреельская Долина|Изреельской долины]] (там же, 18:45–46).
| + | |
- | | + | |
- | Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элияhу уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Элияhу приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в [[Неопалимая Купина|неопалимой купине]] (Исх. 3:1–5), Он является и Элияhу, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Ц. 19:11 — 12). Бог велит Элияhу подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, [[Иеху]] — в цари Израиля, а [[Элиша|Элишу]] — преемником Элияhу.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя главной причиной борьбы Элияhу с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Элияhу позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри (I Ц. 21).
| + | |
- | === Чудеса Элияhу ===
| + | |
- | * Навёл голод (3 Цар.17:3)
| + | |
- | * Низвёл огонь на землю (3 Цар.18:36-38)
| + | |
- | * Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинности Богопочитания
| + | |
- | * Воскресил отрока, который предполагается, что был впоследствии пророк [[Йона (Иона), библейская книга|Йона]].
| + | |
- | * Разделял реку Иордан подобно [[Моше]], ударив по ней своей одеждою.
| + | |
- | * Говорил с Богом лицо в лицо, закрыв при этом своё лицо.
| + | |
- | * по его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
| + | |
- | * по Слову Бога пищу ему приносили вороны и [[Ангел]]ы
| + | |
- | * по его слову пища в доме вдовы не кончалась.
| + | |
- | * полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (пророк [[Захария]])
| + | |
- | * был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом
| + | |
- | | + | |
- | === Вознесение и возвращение пророка ===
| + | |
- | Танах рассказывает, что Элияhу был взят на небо живым: {{ВЗ2|вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Элияhу в вихре на Небо|4Цар|2:11}}. Согласно традиции, до него живым на небеса был взят лишь [[Енох, сын Иареда|Енох]], живший до [[Потоп]]а.
| + | |
- | | + | |
- | [[Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова]] описывает это событие так: {{ВЗ2|Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его|Сирах|48:12}}. Согласно ей, Элияhу оставил пророку [[Елисей (пророк)|Элиша]] свою верхнюю одежду, сбросив её тому уже с огненной колесницы.
| + | |
- | | + | |
- | Это чудесное вознесение пророка в огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской [[Эсхатология|эсхатологии]], так и в литературе [[Аггада|Аггады]] и [[Каббала|каббалы]]. Пророчество [[Малахи (Малахия), библейская книга|Малахи]] (3:23), согласно которому Элияhу явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного», стало исходным пунктом для ассоциации Элияhу с мессианской эрой. В хвалебной речи об Элияhу в книге [[Бен-Сиры Премудрость]] (около 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля» (48:10). [[Таннаи]] также считали, что Элияhу предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных» (Эд. 8:7), а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам [[Галаха|Галахи]] и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13).
| + | |
- | == Элияhу в иудаизме ==
| + | |
- | Сказания о явлении Элияhу (гиллуй Элияhу) праведникам и благочестивым, часто встречающиеся в талмудической и [[мидраш]]истской литературе, получили дальнейшее развитие в литературе каббалы и [[хасидизм]]а. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Элияhу появляется в канун [[Песах]], снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы ([[седер]]) и наказывая богатых скупцов, отказывающих беднякам в помощи; в ночь седера Элияhу посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина. В представлении народа Элияhу не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, и раскроет ложь [[Кровавый Навет|кровавых наветов]], обычно угрожающих евреям в [[Песах]].
| + | |
- | | + | |
- | Любовь народа к Элияhу и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход [[Шабат]]а. В наиболее популярной из посвященных ему хвалебных песен «Элияху hа-нави, Элияху hа-тишби», которая содержится уже в молитвеннике, составленном Давидом бен Иосефом Абудархамом (14 в.), перечисляются в алфавитном порядке деяния пророка, сложившиеся о нем предания и легенды и возлагаемые на него надежды.
| + | |
- | [[Файл:Chair of Elijah.JPG|200px|right|thumb|кресло Элияhу]]
| + | |
- | Известен с 8 в. обычай отводить при [[Обрезание|обрезании]] рядом с креслом [[сандак]]а почетное место Элияhу (так называемое кресло Элияhу), на которое кладут младенца перед совершением обряда. При этом [[Моhель|лицо, совершающее обрезание]], возглашает: «Вот кресло пророка Элияhу, да будет помянут он добром». Обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Элияhу при каждом акте приобщения младенца к союзу (брит) еврейского народа с Богом (ср. «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете», Мал. 3:1, а также ПдрЭ.29 и Зохар, Лех Леха 93а). В синагогах кресло, отведенное Элияhу, обычно выделяется нарядностью.
| + | |
- | | + | |
- | С именем Элияhу связана находящаяся на северо-западном склоне горы [[Кармель]] у Хайфы так [[Файл:Elijah.jpg|190px|left|thumb|Русская икона "Илия-пророк", 18-ый век]]
| + | |
- | называемая пещера Элияhу, в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с пророками Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце [[ав]].
| + | |
- | | + | |
- | == Элияhу в христианстве ==
| + | |
- | В христианской традиции Элияhу (Илия) отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Элияhу [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса Элияhу вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).
| + | |
- | | + | |
- | По названию родного города в синодальном переводе иногда Элияhу называют "Илия Фесвитянин"
| + | |
- | | + | |
- | == Элияhу в исламе ==
| + | |
- | [[Файл:Mir Sayyid Ali Ilia prorok.jpg|190px|right|thumb|Ильяс спасает тонущего Нур ад-Дахра. Хамзанаме.]]В исламе соответствующий библейскому Элияhу Ильяс (Коран, сура 8:65) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным.
| + | |
- | Некоторые комментаторы отождествляют с ним «раба Божьего» (там же, сура 18:64), испытывающего силу веры Мусы (Моше). Он также считается покровителем путешествующих по суше.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Влияние на современную культуру ==
| + | |
- | Сюжет фильма "Укрощение строптивого" (1980 г) содержит множество аллюзий на историю. Имя главного героя Элиа соответствует имени библейского пророка, смысл деяний которого перекликается со многими эпизодами в фильме. Так, например, сцена, в которой Элиа разговаривает с воронами, соответствует истории о том, как пророка накормили вороны. Разговор со священником, где Элиа спрашивает о видах на урожай, содержит намёк на эпизод, в котором пророк Элияhу предсказывал голод.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Пятая Гора.jpg|190px|right|thumb|Обложка книги в издании "Гелиос", София]]
| + | |
- | История жизни Элияhу легла в основу книги популярного бразильского писателя Пауло Коэльо "Пятая гора", написанной в 1991 году. На русском языке книга вышла в 2001 году.
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11779|ЭЛИЯHУ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |
- | {{Библейские пророки|Письменные}}
| + | |