м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Элазар бен Иеhуда из Вормса]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Элазар Бен Иехуда Из Вормса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения [[Хасидей Ашкеназ]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Сын Иеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Элазар бен Иеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником [[Иеhуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида]]. Элазар бен Иеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских [[Погромы|погромов]] в конце 12 в. – начале 13 в.
| + | |
- | | + | |
- | В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Элазар бен Иеhуда неоднократно упоминает трагические события в [[Вормс|Вормсе]], в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами [[Иерусалим|Иерусалима]].
| + | |
- | | + | |
- | Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Элазара бен Иеhуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Элазара бен Иеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях.
| + | |
- | | + | |
- | Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
| + | |
- | == Ученый и поэт ==
| + | |
- | | + | |
- | Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. [[Галаха]]), литургическую поэзию (см. [[Пиют]]), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера.
| + | |
- | | + | |
- | В своих галахических сочинениях Элазар бен Иеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. [[Тосафот]]), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. [[Обычаи]], [[Обряды]]).
| + | |
- | | + | |
- | В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений.
| + | |
- | | + | |
- | Центральный мотив пиютов Элазара бен Иеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. [[Ашкеназы]]), — преданность и поклонение Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на [[Искупление|искупление]] и кару его мучителям.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь некоторые произведения Элазара бен Иеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены.
| + | |
- | === Теологические сочинения ===
| + | |
- | | + | |
- | Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»).
| + | |
- | | + | |
- | Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. [[Каббала|Каббала. Происхождение и источники каббалы]]).
| + | |
- | | + | |
- | Здесь Элазар бен Иеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
| + | |
- | | + | |
- | Вторая часть книги посвящена таинствам [[Ангелы|ангелов]], Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также [[Пророки И Пророчество|пророчеству]] и [[Откровение|откровению]] в целом.
| + | |
- | | + | |
- | В этой части книги Элазар бен Иеhуда широко пользуется учениями [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]].
| + | |
- | | + | |
- | Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.
| + | |
- | | + | |
- | Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
| + | |
- | | + | |
- | Пятая и последняя часть содержит комментарий на [[«Сефер-Иецира»|«Сефер-иецира»]] и подробные инструкции по созданию [[Голем|голема]] и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал.
| + | |
- | | + | |
- | Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
| + | |
- | === Вклад в этическую литературу ===
| + | |
- | | + | |
- | Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает
| + | |
- | | + | |
- | центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути [[Раскаяние|раскаяния]].
| + | |
- | === Комментарии ===
| + | |
- | | + | |
- | Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к [[Хаггада Пасхальная|Хаггаде пасхальной]] и к различным пиютам.
| + | |
- | | + | |
- | Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иеhуды приводятся в труде его ученика Авраhама бен Азриэля.
| + | |
- | | + | |
- | В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем [[Гематрия|гематрии]].
| + | |
- | == Восприятие потомков ==
| + | |
- | | + | |
- | Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иеhуда превратился в легенду.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иеhуда путешествовал с места на место на туче.
| + | |
- | | + | |
- | Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|15044|ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Учёные по алфавиту]]
| + | |