|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шуб, Эсфирь]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шуб, Эсфирь Ильинична''' (1894, Черниговская губерния, – 1959, Москва), советский режиссер документально-исторических фильмов.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1919 г. окончила московские Высшие женские курсы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1918–21 гг. работала секретарем Театрального отдела (ТЕО) Народного комиссариата просвещения.
| + | |
- | | + | |
- | Шуб была также личным секретарем В. Мейерхольда, который тогда заведовал ТЕО.
| + | |
- | | + | |
- | В 1922–42 гг. была монтажером на фабрике «Госкино» (позднее «Мосфильм»), где монтировала советские художественные фильмы и занималась перемонтажом дореволюционных и зарубежных игровых фильмов.
| + | |
- | == Режиссер ==
| + | |
- | | + | |
- | Свой первый документальный полнометражный фильм «Падение династии Романовых» Шуб создала в 1927 г.
| + | |
- | | + | |
- | Он был полностью смонтирован из дореволюционной кинохроники, которую Шуб собрала в различных киноархивах, и материалов дворцового киноархива Николая II.
| + | |
- | | + | |
- | Фильм «Падение династии Романовых» положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии — документально-историческому кино.
| + | |
- | | + | |
- | На основе монтажа архивной кинохроники Шуб создала также фильмы «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928).
| + | |
- | | + | |
- | Однако Шуб переосмысляла исторические кинодокументы, тенденциозно преследуя советские пропагандистские цели. Авторская трактовка изображения проявлялась в сатирическом характере титров, придающих определенный идеологический смысл документальному материалу.
| + | |
- | | + | |
- | В ранних работах и статьях Шуб отразились воззрения литературно-художественного объединения ЛЕФ (Левый фронт искусств), отрицавшего игровую кинематографию.
| + | |
- | | + | |
- | В одной из первых своих статей «Неигровая фильма» Шуб писала: «Нам не нужны ателье, не нужны актеры, нам не нужны декораторы и бутафорские мастерские, не нужны сценарии. Нас ничему не учит художественная литература, цветовые и композиционные приемы живописных мастеров».
| + | |
- | | + | |
- | Однако к концу 1920-х гг. Шуб вышла из ЛЕФа, отказалась от подобных принципов и признала необходимость сценариев и драматургии при создании документальных фильмов.
| + | |
- | === Современная тематика ===
| + | |
- | | + | |
- | С начала 1930-х гг. Шуб обратилась к современной тематике. Ее фильмы стали еще более тенденциозными и приобрели еще более пропагандистский характер.
| + | |
- | | + | |
- | В фильме «Сегодня» (1930; сценарий совместно с М. З. Цейтлиным, 1901–71) она использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя.
| + | |
- | | + | |
- | В 1932 г. Шуб сняла по собственному сценарию пропагандистский документальный фильм «КШЭ» («Комсомол — шеф электрификации»), где впервые в Советском Союзе была использована синхронная звуковая съемка.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 1934 г. Шуб работала по контракту в Турции над фильмом «Турция на подъеме» (был завершен в 1937 г. ее ассистентом — турецким режиссером К. Чакушем).
| + | |
- | В 1939 г. на основе кадров, снятых во время гражданской войны в [[Испания|Испании]] (1935–37) операторами Р. Карменом и Б. Макасеевым, Шуб создала фильм «Испания» (автор дикторского текста Вс. Вишневский). В 1930–40-х гг. Шуб сняла также документальные фильмы: «Москва строит метро» (1934), «Страна Советов» (1937, сценарный план совместно с Б. Агаповым), «Лицо врага» (1941, «Фашизм будет разбит»), «Кино за 20 лет» (1940, совместно с В. Пудовкиным), «Страна родная» (1942), «Судебный процесс в Смоленске» (1946), «По ту сторону Аракса» (1947), «От чистого сердца» (1949). Шуб была автором сценариев большинства снятых ею картин.
| + | |
- | В 1943–53 гг. она работала на Центральной студии документальных фильмов и была режиссером документального киножурнала «Новости дня».
| + | |
- | Шуб написала книгу воспоминаний «Крупным планом» (М., 1959, переиздана с дополнениями в 1972 г. под названием «Жизнь моя — кинематограф»), в которой обобщила свой кинематографический опыт, создала выразительные литературные портреты знаменитых современников — деятелей искусства. Творческие находки Шуб, в частности принципы так называемого монтажного фильма, оказали значительное влияние на развитие мирового [[Киносодержание|кино]], особенно на включение документальных кадров в художественно-публицистические фильмы. В 1935 г. Шуб было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14953|ШУБ Эсфирь Ильинична}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |