|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Штампфер, Иеhошуа]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Штампфер, Иеhошуа''' (Stampfer, Jehoshua; 1852, местечко Сомбатели, Западная Венгрия, – 1908, Петах-Тиква, Израиль), один из первых [[Халуцим|халуцим]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Сын [[Раввин|раввина]], Штампфер получил традиционное религиозное образование наряду с общим: окончил «народную школу», а потом и гимназию.
| + | |
- | | + | |
- | Учился в городе Айзенштадт в [[Иешива|иешиве]] (бет-мидраш ле-морим) раввина [[Хильдесхаймер, Азриэль|А. Хильдесхаймера]], в программу которой были включены светские дисциплины.
| + | |
- | | + | |
- | Увлекся идеями [[Хаскала|Хаскалы]], а также национально-освободительным движением венгерского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В одном из писем домой сообщил, что мечтает посвятить себя служению «родной стране — Венгрии».
| + | |
- | | + | |
- | Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву.
| + | |
- | | + | |
- | Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Э. Рааба (см. [[Рааб|И. Рааб]]), с которым впоследствии участвовал в основании [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]].
| + | |
- | | + | |
- | Э. Рааб переписывался с [[Неттер, Ицхак|И. Неттером]], [[Калишер, Цви Хирш|Ц. Х. Калишером]] и [[Гутмахер, Элияху|Э. Гутмахером]], дружил с венгерским раввином И. Натонеком (1813–92); все они считали актуальной идею заселения и хозяйственного освоения евреями Эрец-Исраэль. Э. Рааб был казначеем одной из организаций [[Ховевей Цион]] — Общества заселения Эрец-Исраэль — и оказал большое влияние на Штампфера. Когда в ходе выборов в венгерский парламент в 1867 г. обнаружилась юдофобия многих венгерских националистов, Штампфер, разочаровавшись в своих былых устремлениях, решил переселиться в Эрец-Исраэль, чтобы участвовать в создании еврейских сельскохозяйственных поселений рядом с четырьмя святыми городами — [[Иерусалим|Иерусалимом]], [[Хеврон|Хевроном]], [[Цфат|Цфатом]] и [[Тверия|Тверией]]. По замыслу Штампфера, половину времени жители этих поселений должны были проводить в изучении [[Тора|Торы]], а вторую половину — в занятиях сельским хозяйством. Весной 1869 г. он отправился в путь и пешком дошел до города [[Салоники]], где местный раввин помог ему добраться морем до города [[Измир]]. За пять месяцев Штампфер добрался до Иерусалима, где начал учиться в одной из иешив.
| + | |
- | | + | |
- | Штампфер примкнул к группе [[Саломон, Иоэль Моше|И. М. Саломона]], поставившей целью основать сельскохозяйственное поселение. В 1872 г. попытка приобрести участок земли близ [[Иерихон|Иерихона]] не удалась из-за противодействия турецких властей. В 1878 г. Штампфер был в составе первой группы халуцим, основавших сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква. Из-за тяжелых условий жизни в поселении и опасности заболеть малярией Штампфер вернулся в Иерусалим. В 1882 г. он ездил в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенные Штаты Америки]] с целью сбора средств для выходцев из Венгрии в Эрец-Исраэль. Вернувшись, Штампфер вновь поселился в Петах-Тикве. В 1885 г. отправился для сбора средств в [[Лондон]], [[Париж]] и города [[Россия|России]]. В Париже встречался с [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Ротшильдом]] и убедил его оказать поддержку поселенцам Петах-Тиквы. В России встречался с руководством Ховевей Цион.
| + | |
- | | + | |
- | Избранный председателем совета поселения Петах-Тиква, Штампфер до конца жизни руководил им в духе строгой ортодоксии. В 1903 г. он участвовал в съезде представителей поселений Эрец-Исраэль, где примкнул к консервативной фракции, возражавшей против предоставления избирательного права женщинам. Отношение Штампфера к поселенцам второй [[Алия|алии]] было двойственным. С одной стороны, он старался помочь их интеграции в новых условиях и освоению ими навыков ведения сельского хозяйства. С другой стороны, Штампфер строго осуждал [[Оле|олим]] за отход от религии, опасался их влияния на молодежь из первопоселенцев.
| + | |
- | | + | |
- | Сын Штампфера, Шломо Ицхак Штампфер (1877–1961), после окончания Первой мировой войны был избран председателем совета Петах-Тиквы, а когда в марте 1937 г. поселение получило статус города, стал его первым мэром.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14910|ШТАМПФЕР Иехошуа}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |