- | Согласно традиции, Шимон бен Шетах и Иехуда бен Таббай составляли третью по счету пару законоучителей (Авот 1:8; Хаг. 2:2; см. [[Зугот]]). По одной версии, Шимон бен Шетах был председателем [[Бет-Дин|бет-дина]] (ав бет-дин; Хаг. 2:2), по другой — [[Наси|наси]], то есть главой [[Синедрион|Синедриона]] (Тосеф., Хаг. 2:8). Утверждается, что при нем из Синедриона были удалены [[Саддукеи|саддукеи]], и он превратился в чисто фарисейский орган (Мег. Т. 10; см. [[Фарисеи]]). Согласно [[Талмуд|Талмуду]], после массовой резни законоучителей, учиненной [[Александр Яннай|Александром Яннаем]], именно Шимон бен Шетах «вернул Закону его прежнюю славу» (Кид. 66а): при помощи царицы [[Саломея-Александра|Саломеи-Александры]], которая была его сестрой, он помирился с царем (Бр. 48а) и добился возвращения в [[Иудея|Иудею]] фарисейских лидеров, бежавших в [[Египет]] (Сота 47а). По всей видимости, в этих преданиях нашли отражение реальные события, такие как междоусобная война, вспыхнувшая в Иудее при Александре Яннае (ср. Древ. 13:372–383), и возвышение фарисеев после воцарения Саломеи-Александры (76 до н. э.; ср. Древ. 13:399–416); в то же время в них немало анахронизмов: так, Синедрион был учрежден не ранее второй половины 1 в. до н. э., должность наси — не ранее 1 в. н. э. Некоторые упоминания о Шимоне бен Шетахе носят сугубо легендарный характер: Талмуд сообщает, например, что даже парфяне знали его как великого мудреца (ТИ., Бр. 7:2,11б) и что Иудея достигла при нем невиданного процветания: «Во времена Шимона бен Шетаха дождей выпадало так много... что пшеничные зерна были величиной с почку, ячменные — с оливковую косточку, а чечевица — с золотой денарий» (Таан. 23а).
| + | |
- | Шимон бен Шетах изображается в Талмуде как суровый, но справедливый судья: рассказывается, что он вызвал Александра Янная в суд в качестве свидетеля и приказал ему давать показания стоя (Санх. 19а-б; ср. сходный эпизод в Древ. 14:168–178, где вместо Александра Янная фигурирует [[Ирод I Великий|Ирод I]]); повесил 80 ведьм за один день (Санх. 6:4); приговорил к смерти собственного сына (ТИ., Санх. 6:3, 23б). Шимон бен Шетах настаивал на точном выполнении содержащегося в [[Тора|Торе]] (Втор. 17:6) фундаментального правила судопроизводства, согласно которому смертный приговор может быть вынесен только на основании показаний двух очевидцев преступления (Тосеф., Санх. 8:3); он призывал судей тщательно допрашивать свидетелей, формулируя свои вопросы так, чтобы они не способствовали даче ложных показаний (Авот 1:9). [[Мидраш]] превозносит честность Шимона бен Шетаха: купив у нееврея осла и обнаружив, что к его шее привязан драгоценный камень, он вернул этот камень продавцу (Втор. Р. 3:3).
| + | |
- | Известны три галахических постановления Шимона бен Шетаха (см. [[Галаха]]). Он объявил нечистыми стеклянные (по др. версии — металлические) сосуды (ТИ., Кт. 8:14, 32в; ср. Шаб. 14б); предполагается, что целью этого постановления была защита иудейских ремесленников от конкуренции со стороны зарубежных производителей, которые не имели возможности провести обряд очищения своих изделий (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]). Кроме того Шимон бен Шетах внес изменения в стандартную формулу [[Ктубба|ктуббы]] (Тосеф., Кт. 12:1; Кт. 82б; ср. ТИ., Кт. 8:11, 32в) и положил начало развитию системы традиционного [[Образование Еврейскоесодержание|еврейского образования]], открыв в [[Иерусалим|Иерусалиме]] и в других крупных городах начальные школы и обязав родителей посылать в них детей соответствующего возраста (ТИ., Кт. 8:1, 32в); в ББ. 21а это нововведение приписывается первосвященнику Иехошуа бен Гамле, жившему в середине 1 в. н. э.
| + | |