|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шехтер, Шломо]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Персона
| + | |
- | |имя = Шломо Шехтер
| + | |
- | |оригинал имени = שניאור זאלמאן שעכטער
| + | |
- | |портрет = Solomon Schechter.jpg
| + | |
- | |размер = 200px
| + | |
- | |описание = Шломо Шехтер за изучением старинных документов
| + | |
- | |имя при рождении = Шнеур Залман Шехтер
| + | |
- | |род деятельности = ориенталист-гебраист, исследователь талмудической и раввинистической литературы, теолог
| + | |
- | |дата рождения = 7.12.1847
| + | |
- | |место рождения = Фокшани, [[Румыния]]
| + | |
- | |гражданство = [[США]]
| + | |
- | |подданство =
| + | |
- | |дата смерти = 19.11.1915
| + | |
- | |место смерти = [[Нью-Йорк]]
| + | |
- | |отец =
| + | |
- | |мать =
| + | |
- | |супруг =
| + | |
- | |супруга =
| + | |
- | |дети =
| + | |
- | |награды и премии =
| + | |
- | |сайт =
| + | |
- | |разное =
| + | |
- | }}
| + | |
- | <!--
| + | |
- | [[File:Solomon Schechter.jpg|thumb|right|Solomon Schechter]]
| + | |
- | -->
| + | |
- | Шехтер Шломо (Шнеур Залман; '''שניאור זלמן שכטר'''; Schechter, Solomon; 1847, Фокшани, ныне Румыния, – 1915, [[Нью-Йорк]]), ориенталист-гебраист, исследователь [[талмуд]]ической и [[раввин]]истической литературы, теолог, деятель [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] в [[США]].
| + | |
- | | + | |
- | == Ранние годы ==
| + | |
- | Родился в [[хасид]]ской семье приверженцев движения [[Хабад]]. Отец Шехтера был [[шохет]]ом (резником). В юности Шехтер уехал во Львов, где учился у выдающегося талмудиста рабби И. Ш. Натансона (1808–75).
| + | |
- | | + | |
- | В 1871 г. переехал в Вену и вскоре поступил в семинарию Бейт hа-мидраш, где учился до 1879 г. у [[раввин]]а А. Я. Вейса (1815–1905) и [[раввин]]а М. Фридмана (1831–1910). Здесь он приобрел интерес к научному изучению [[талмуд]]ических и [[раввин]]истических источников и научному подходу к еврейской традиции.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в семинарии он сформулировал одну из своих основных идей о еврейской общине, играющей решающую роль в образе жизни и мышлении евреев. С 1879 г. Шехтер учился в берлинской Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс (Высшая школа иудаистики), а также в Берлинском университете.
| + | |
- | | + | |
- | == Научная и преподавательская работа ==
| + | |
- | В 1882 г. Шехтер принял приглашение [[Монтефиоре, Мозес|К. Д. Г. Монтефиоре]] и приехал в [[Лондон]] в качестве преподавателя языка [[иврит]] и раввинистической литературы. В Англии он приобрел известность как исследователь [[талмуд]]ической литературы, особенно после выхода в свет в 1887 г. его комментированного издания Авот де-рабби Натан (см. [[Талмуд]]. Малые трактаты).
| + | |
- | | + | |
- | В 1890 г. Шехтер стал преподавать на кафедре [[Талмуд]]а в Кембриджском университете, в 1891 г. университет присвоил ему степень доктора «hонорис кауза» (за научные заслуги), а в 1892 г. он был принят в штат как лектор. В 1894 г. Шехтер начал читать курс по богословию в Лондонском университете.
| + | |
- | | + | |
- | В мае 1896 г. он сделал сенсационное сообщение о том, что большая часть обнаруженного им неизвестного оригинала на [[иврит]]е апокрифической книги притч [[Бен-Сиры Премудрость|«Премудрость Бен-Сиры»]], по его мнению, происходит из [[Каирская гениза|генизы древней каирской синагоги «Бен-Эзра»]]. (Шехтер выпустил комментированное издание, Кембридж, 1899 г.)
| + | |
- | | + | |
- | == Каирская гениза ==
| + | |
- | В декабре 1896 г. Шехтер был командирован Кембриджским университетом в Каир для разбора материалов [[Каирская гениза|генизы синагоги «Бен-Эзра»]]. Шехтер, по сути, открыл для науки сокровища генизы — рукописи и документы VIII–XIX вв. Это открытие вызвало сенсацию в научном мире, оно оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования по еврейской истории (в особенности средневековой — X–XIII вв.) и культуре.
| + | |
- | | + | |
- | В 1897 г. Шехтер привез в Англию более ста тысяч манускриптов (около 140 тыс. фрагментов), которые он получил от еврейской общины Каира в дар для знаменитого университета (часть из них он приобрел у антикваров). Эту коллекцию Шехтер и руководитель Сен-Джон колледжа Ч. Тейлор (он финансировал поездку Шехтера для поиска и разбора рукописей) передали Кембриджскому университету.
| + | |
- | | + | |
- | Многие рукописи и документы генизы Шехтер опубликовал со своими комментариями (в том числе труды [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] и материалы о его жизни, источники, касающиеся жизни евреев в [[Страна Израиля|Страны Израиля]] в XI в., документы по истории еврейских сект и многое другое). В 1899 г. Шехтер был назначен профессором языка [[иврит]] в университетском колледже Лондона.
| + | |
- | | + | |
- | == Работа в США ==
| + | |
- | В 1901 г. Шехтер принял предложение занять пост президента [[Еврейская теологическая семинария|Еврейской теологической семинарии]] в [[Нью-Йорк]]е. На этом посту он проработал с 1902 г. до последних дней жизни. Под его руководством семинария была реорганизована и получила академический статус. Она стала одним из ведущих в мире еврейских учебных заведений и важнейшим центром еврейского духовного возрождения в США.
| + | |
- | | + | |
- | По инициативе Шехтера в 1913 г. была создана [[Объединенная синагога Америки]] — основное учреждение [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] в [[США]], включившее все консервативные конгрегации. Шехтер, по сути, заложил в США основы философии консервативного иудаизма. Еврейская национальная идея и [[сионизм]] — неотъемлемая часть его концепции [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]]. Он подчеркивал, что [[иудаизм]] является неделимым целым, в котором религиозное и национальное тесно связаны между собой.
| + | |
- | | + | |
- | == Участие в сионистском движении ==
| + | |
- | Шехтер не сразу присоединился к политическому [[сионизм]]у, так как считал его основателей недостаточно религиозными, «далекими от веры и души еврейского народа». Он утверждал, что [[Страна Израиля]] станет центром [[иудаизм]]а, а не «национальным домом». Шехтер в этом вопросе до некоторой степени разделял взгляды [[Ахад-hа-Ама]]. Тем не менее в 1905 г. он вошел в [[Федерация американских сионистов|Федерацию американских сионистов]], убедившись, что сионизм — «истинное проявление глубинного еврейского сознания».
| + | |
- | | + | |
- | Он провозгласил [[сионизм]] «важнейшим бастионом, противостоящим ассимиляции». Шехтер примыкал к религиозному течению в [[сионизм]]е, заявляя, что ему ближе всего взгляды представителей [[Мизрахи]]. Он энергично боролся с идеями [[территориализм]]а:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | «Сионизм с Палестиной — это идеал, ради которого стоит жить и умереть. Без Палестины сионизм не значит ничего. Любое автономное еврейское государство вне Палестины означает разрушение иудаизма и полный разрыв с нашими традициями».
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В 1913 г. Шехтер участвовал в [[Сионистские конгрессы|11-м Сионистском конгрессе]] в Вене.
| + | |
- | | + | |
- | == Теологические воззрения Шехтера ==
| + | |
- | Придерживаясь избранного им направления между [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксией]] и [[Реформистский иудаизм|реформизмом]], Шехтер сочетал научную объективность с глубокой верой, а также с гибкостью и новаторством в теории и практике [[иудаизм]]а. В то же время Шехтер возражал против твердой фиксации реформ в иудаизме, считая, что изменения должны происходить естественно, а не приниматься «неким синодом».
| + | |
- | | + | |
- | Перу Шехтера принадлежат работы, в которых излагается концепция американского [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]]: «Исследования по иудаизму» (тт. 1–3, 1896–1924), «Некоторые аспекты раввинистической теологии» (1909), «Выступления в семинарии и другие доклады» (1915).
| + | |
- | | + | |
- | == Память о Шломо Шехтере ==
| + | |
- | Одно из фундаментальных изданий памятников [[Каирская гениза|Каирской генизы]] носит название «Гинзей Шехтер» («Сокровищницы Шехтера»; тт. 1–3, 1928), а открытый в 1953 г. филиал [[Еврейская теологическая семинария|Еврейской теологической семинарии]] в [[Иерусалим]]е в память Шехтера назван «Неве Шехтер».
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 10, кол. 186–188
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14812|Шехтер Шломо}}
| + | |