|
|
(22 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Шемот (Исход), библейская книга]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{другое значение|Это статья о второй книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. Об Исходе из Египта см. статью [[Исход]].}}
| + | |
- | {{Издание
| + | |
- | | Название = Исхо́д
| + | |
- | | Оригинал названия = שְׁמוֹת (Шмот ''— «Имена»)'
| + | |
- | | Изображение =Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079.jpg
| + | |
- | | Ширина = 200px
| + | |
- | | Подпись = Моисей разбивает [[Скрижали Завета]]
| + | |
- | | Автор = [[Моисей]]
| + | |
- | | Жанр = [[Священное Писание]]
| + | |
- | | Язык = [[древнееврейский]]
| + | |
- | | Серия = [[Библия]] / [[Ветхий Завет]] / [[Пятикнижие]]
| + | |
- | | Выпуск = около [[XIV в. до н. э.]]
| + | |
- | | Предыдущая = [[Книга Бытие|Бытие]]
| + | |
- | | Следующая = [[Книга Левит|Левит]]
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Книга Исхо́д''' ({{lang-he|שְׁמוֹת}}, '''''Шмот''''' — «Имена»; {{lang-la|Exodus}}; {{lang-grc|Ἔξοδος}}) — вторая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]), [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] и всей [[Библия|Библии]]. В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Сота 36б</ref> встречается название «''Хомеш шени''» (букв. `Вторая пятина`) или «''Сефер а-шени''» (`Вторая книга`)<ref>«Галахот гдолот», «Мишна Брура»</ref>, поскольку она следует за книгой Бытия. В средневековых источниках иногда также называется «''Сефер йециат Мицраим''» (`Книга Исхода из Египта`). Книга описывает период времени от начала порабощения [[евреи|евреев]] в [[Древний Египет|Египте]] [[фараон]]ом, «''не знавшим Иосифа''» (1:8), до первого месяца второго года по [[Исход]]у их из Египта (40:17), всего около 130 лет<ref>Согласно традиционной точке зрения.</ref>. Состоит из сорока глав.
| + | |
- | | + | |
- | == Содержание книги ==
| + | |
- | Содержание книги Исход излагает историю еврейского народа «от той минуты, когда евреи под давлением фараонов начинают чувствовать взаимную солидарность, сближаются всё теснее и теснее чувством общей опасности и чудесами, сопровождавшими Исход из страны порабощения — до дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной около главного святилища — Скинии».<ref name="Лопухин">[http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина.]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Заключённое в эти рамки, содержание книги Исход может быть разделено на три части:
| + | |
- | # первая после краткого вступления (1:1-7), связывающего повествование Книги Исход с [[Книга Бытие|Книгой Бытие]], рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (1:8 — 13:16); | + | |
- | # вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (13:17-18:27);
| + | |
- | # третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (19:1-40:38).
| + | |
- | | + | |
- | === Рождение Моисея (главы 1—4) ===
| + | |
- | Евреи живут в Египете как рабы. Фараон приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Чтобы спасти Моисея, мать помещает его в корзину из тростника и отправляют по реке Нил. Дочь фараона его нашла и усыновила.
| + | |
- | | + | |
- | Моисей растёт среди египтян, но чувствует себя евреем. Убив однажды надсмотрщика над израильтянами-рабами, он вынужден бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Хорев. Там ему является небесный голос, который повелевает Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.
| + | |
- | | + | |
- | === Десять казней египетских (главы 5—13) ===
| + | |
- | {{main|Десять казней египетских}}
| + | |
- | Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона [[Отпусти народ мой!|отпустить его народ]], демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.
| + | |
- | | + | |
- | Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как [[Пасха]] ([[Песах]]) — казнь всех египетских первенцев и спасение первенцов израилевых, ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются к северо-восточной границе Египта.
| + | |
- | {{ВЗ|И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.|Исх|12:1|-12}}
| + | |
- | | + | |
- | === Переход через Чермное море (главы 13—15) ===
| + | |
- | {{main|Исход}}
| + | |
- | [[Файл:Torah.jpg|thumb|Свиток Торы, открытый на книге Исход (15:1-19)]]
| + | |
- | Вопль народа дошёл до слуха Господа, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасённый и воспитанный при дворе, [[Моисей]], получив поручение освободить народ, повёл борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну бедствия ([[казни египетские]]), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на северо-восток был преграждён сплошной стеной пограничных укреплений, то Моисей повёл народ к юго-востоку, чтобы, обогнув западный залив [[Чермное море|Чермного (Красного) моря]], проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой [[рабочая сила|рабочей силы]], он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но, по чудесному мановению жезла Моисеева, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Богу и плясками. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне, евреи вступили в [[Ханаан]].
| + | |
- | | + | |
- | === Синайское Откровение (главы 19—20) ===
| + | |
- | {{main|Десять заповедей}}
| + | |
- | Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет были даны предписания, десять основных законов, которые, согласно библейскому тексту, были даны самим Богом Моисею на горе Синай в виде каменных таблиц — [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]].
| + | |
- | | + | |
- | Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых [[Скрижали Завета|скрижалях]], а вариант [[Второзаконие|Второзакония]] — на вторых. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.
| + | |
- | === Законы (главы 21—24) ===
| + | |
- | === Приказ о построении скинии (главы 25—29) ===
| + | |
- | === Грех золотого тельца (главы 32—34) ===
| + | |
- | {{main|Золотой телец}}
| + | |
- | | + | |
- | === Построениие скинии (главы 35—40) ===
| + | |
- | == Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] ==
| + | |
- | # Шмот (1:1-6:1)
| + | |
- | # Ваэра (6:2-9:35)
| + | |
- | # Бо (10:1-13:16)
| + | |
- | # Бешалах (13:17-17:16)
| + | |
- | # Итро (18:1-20:26)
| + | |
- | # Мишпатим (21:1-24:18)
| + | |
- | # Трума (25:1-27:19)
| + | |
- | # Тецавэ (27:20-30:10)
| + | |
- | # Тиса (30:11-34:35)
| + | |
- | # Ваякһель (35:1-38:20)
| + | |
- | # Пкудей (38:21-40:38)
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение книги ==
| + | |
- | === Авторство книги ===
| + | |
- | Автором книги Исход, как видно из её содержания, является Моисей. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: {{ВЗ2|напиши сие для памяти в книгу|Исх|17:14}}. Подобное же повеление дано было Моисею после восстановления нарушенного Израилем завета: {{ВЗ2|И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии|Исх|34:27}}. Равным образом перед торжественным заключением Завета после Синайского законодательства Моисей, пересказав народу все слова Господни и все законы, {{ВЗ2|написал Моисей все слова Господни|Исх|24:4}}.
| + | |
- | | + | |
- | === Библейская критика ===
| + | |
- | В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея (15:1-18); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20-23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи. Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.
| + | |
- | | + | |
- | === Опровержение критики ===
| + | |
- | Тем не менее, мнение о разновременном происхождении содержания книги Исход ничем не обосновано. Множество деталей без сомнений подтверждают тот факт, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое книгой Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, например, при Соломоне.
| + | |
- | * В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Питоме (I) и Этаме (13:20), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора.
| + | |
- | * Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трёхдневное путешествие по пустыне Сур от Красного моря до Мары (15:22); прибытие в пустыню Цин на 15-й день второго месяца по выходе из Египта (16:1); дарование на следующий день манны; расположение станом у подножия Синая в первый день третьего месяца по Исходу из Египта (19:1); явление Славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая (19:16) и т. п.
| + | |
- | * Как современник устройства Скинии в пустыне, Моисей отмечает, что её деревянные части были сделаны из дерева «''шиттим''» (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, например, дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Израиля; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «''тахаш''», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п.
| + | |
- | * Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: «когда введёт тебя Господь Бог твой в землю хананеев, хеттеев, аморреев, евеев» (13:5; 23:23 и д.; 34:11 и д.) не оставляет никакого сомнения в том, что книга Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Ханаан.
| + | |
- | | + | |
- | === Время и место написания книги ===
| + | |
- | Насколько можно судить по вышеприведенным местам книги Исход (17:14; 24:4; 34:27), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана: {{ВЗ2|Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской|Исх|16:35}}.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * [http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина.]
| + | |
- | * [http://shchedrovitskiy.ru/books.php?id=1&cid=5593 Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Книга Исход]
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{Навигация
| + | |
- | |Портал =
| + | |
- | |Викисловарь =
| + | |
- | |Викиучебник =
| + | |
- | |Викицитатник =
| + | |
- | |Викитека = Исход
| + | |
- | |Викивиды =
| + | |
- | |Викиновости =
| + | |
- | |Викисклад = Category:Exodus
| + | |
- | |Метавики =
| + | |
- | }}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11872|Книга Исход}}
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csob_pr.htm Книга Шмот]. Предисловие к изданию Сончино.
| + | |
- | * [http://www.krotov.info/library/bible/comm/02_ish.html Книга Исход] в «Библиологическом словаре» Александра Меня.
| + | |
- | | + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:Пятикнижие]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | | + | |
- | [[af:Eksodus]]
| + | |
- | [[an:Ecsodo]]
| + | |
- | [[ar:سفر الخروج]]
| + | |
- | [[arz:سفر الخروج]]
| + | |
- | [[ast:Éxodu]]
| + | |
- | [[bg:Изход (Библия)]]
| + | |
- | [[ca:Èxode]]
| + | |
- | [[cs:Exodus]]
| + | |
- | [[cy:Llyfr Exodus]]
| + | |
- | [[da:Anden Mosebog]]
| + | |
- | [[de:2. Buch Mose]]
| + | |
- | [[el:Έξοδος (βιβλίο)]]
| + | |
- | [[en:Book of Exodus]]
| + | |
- | [[eo:Eliro]]
| + | |
- | [[es:Éxodo]]
| + | |
- | [[et:Teine Moosese raamat]]
| + | |
- | [[eu:Irteera (Biblia)]]
| + | |
- | [[fa:سفر خروج]]
| + | |
- | [[fi:Toinen Mooseksen kirja]]
| + | |
- | [[fr:Exode]]
| + | |
- | [[fur:Libri di Esodi]]
| + | |
- | [[ga:Eaxodus]]
| + | |
- | [[gd:Ecsodus]]
| + | |
- | [[gl:Éxodo]]
| + | |
- | [[hak:Chhut-âi-khi̍p-ki]]
| + | |
- | [[he:שמות]]
| + | |
- | [[hr:Knjiga Izlaska]]
| + | |
- | [[hsb:Eksodus]]
| + | |
- | [[hu:Mózes második könyve]]
| + | |
- | [[id:Kitab Keluaran]]
| + | |
- | [[it:Libro dell'Esodo]]
| + | |
- | [[ja:出エジプト記]]
| + | |
- | [[jv:Pangentasan]]
| + | |
- | [[ko:출애굽기]]
| + | |
- | [[la:Liber Exodus]]
| + | |
- | [[li:Exodus]]
| + | |
- | [[lt:Išėjimo knyga]]
| + | |
- | [[ml:പുറപ്പാട്]]
| + | |
- | [[ms:Kitab Keluaran]]
| + | |
- | [[ng:Eksodus]]
| + | |
- | [[nl:Exodus (boek)]]
| + | |
- | [[nn:Andre mosebok]]
| + | |
- | [[no:Andre Mosebok]]
| + | |
- | [[pl:Księga Wyjścia]]
| + | |
- | [[pt:Livro do Êxodo]]
| + | |
- | [[ro:Cartea Exodului]]
| + | |
- | [[scn:Èsudu]]
| + | |
- | [[sh:Knjiga Izlaska]]
| + | |
- | [[simple:Exodus]]
| + | |
- | [[sk:Exodus (Biblia)]]
| + | |
- | [[sl:2. Mojzesova knjiga]]
| + | |
- | [[sn:Eksodo]]
| + | |
- | [[sr:Друга књига Мојсијева]]
| + | |
- | [[sv:Andra Moseboken]]
| + | |
- | [[sw:Kutoka (Biblia)]]
| + | |
- | [[th:พระธรรมอพยพ]]
| + | |
- | [[tl:Aklat ng Exodo]]
| + | |
- | [[tr:Çıkış (Tevrat)]]
| + | |
- | [[tum:Exodus]]
| + | |
- | [[ug:ئېكسودۇس]]
| + | |
- | [[uk:Книга Вихід]]
| + | |
- | [[vi:Sách Xuất hành]]
| + | |
- | [[yi:ספר שמות]]
| + | |
- | [[yo:Ìwé Eksodu]]
| + | |
- | [[zh:出埃及记]]
| + | |
- | [[zh-min-nan:Chhut-Ai-ki̍p-kì]]
| + | |
- | [[zh-yue:出埃及記]]{{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{checked}}
| + | |