м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шеми, Менахем]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шеми, Менахем''' (настоящее имя — Мендл Шмидт; 1897, Бобруйск, Белоруссия, – 1951, Цфат), израильский художник.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Отец Шеми был слесарем, мать — музыкантом-любителем, играла на скрипке. Шеми очень рано начал писать и рисовать; в 1910 г. Шеми отправился в [[Одесса|Одессу]] и поступил в Одесское художественное училище, где одновременно с ним учился [[Литвиновский, Пинхас|П. Литвиновский]].
| + | |
- | | + | |
- | Общение с еврейским художником, а также впечатления от выставки работ учеников Школы искусств и ремесел [[Бецалель]], которую в 1911 г. привез в Одессу [[Шац, Борис|Б. Шац]], привели Шеми к решению отправиться в [[Иерусалим]] и учиться у Шаца.
| + | |
- | | + | |
- | В 1913 г. Шеми уехал в [[Эрец-Исраэль]] и стал студентом Бецалель, где проучился почти три года.
| + | |
- | | + | |
- | В 1917 г. Шеми вступил добровольцем в [[Еврейский Легион|Еврейский легион]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1920 г. поселился в [[Тверия|Тверии]], где продолжил свои занятия живописью и одновременно начал преподавать живопись и рисунок.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, Шеми публиковал критические статьи об искусстве, читал лекции.
| + | |
- | | + | |
- | В 1922 г. Шеми переехал в [[Хайфа|Хайфу]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г. Шеми впервые побывал в [[Париж|Париже]]. Знакомство с французским искусством и европейскими художниками произвело на Шеми огромное впечатление и во многом определило его последующее творчество.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г., когда Шеми был уже сложившимся художником, он во второй раз отправился в Париж; на этот раз он познакомился с еврейскими художниками парижской школы. Тогда же состоялась персональная выставка Шеми в Париже.
| + | |
- | | + | |
- | Во время Второй мировой войны Шеми вступил добровольцем в инженерные войска британской армии, воевал в [[Египет|Египте]], Ливии и Италии (1942–45).
| + | |
- | | + | |
- | В 1947 г. поселился в [[Цфат|Цфате]], где стал одним из основателей колонии художников.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | Персональные выставки Шеми проходили в [[Каир|Каире]] (1944), Неаполе (1946), [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]] (1952, 1961, 1966), Хайфе (1978), Иерусалиме (1966).
| + | |
- | | + | |
- | Его работы присутствовали также на многих групповых выставках в Израиле и за рубежом (Бьеннале, [[Венеция]], 1950; Бьеннале, Сан-Паулу, 1955 и другие).
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. по планам Шеми был спроектирован мемориал памяти павших защитников Иерусалима на военном кладбище в Кирьят-Анавим, где был похоронен его сын Аарон-Джимми, погибший в 1948 г. в [[Война За Независимость|Войне за независимость]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1958 г. в [[Эйн-Харод|Эйн-Хароде]] был открыт зал Шеми с постоянной экспозицией его произведений, а в 1978 г. такой же зал открылся в Музее современного искусства в Хайфе.
| + | |
- | | + | |
- | Шеми почти никогда не датировал свои произведения; исследователи его творчества вынуждены поэтому основываться в датировках на фактах биографии, статьях, письмах и изменениях стиля художника.
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | Шеми, прежде всего, живописец. Цвет он использует и для пространственных и конструктивных построений.
| + | |
- | | + | |
- | Основные мотивы Шеми — пейзажи Израиля и портреты близких ему людей. Шеми был прекрасным рисовальщиком («Пейзаж в Иерусалиме», без даты), но графика оставалась для него второстепенным занятием.
| + | |
- | | + | |
- | В картинах раннего периода (до 1928 г.) чувствуется сильное влияние французских художников конца 19 в. – начала 20 в. С. Лега, А. Руссо, П. Боннара («Портрет дочери с куклами», около 1921 г.; все приводимые в статье произведения — собственность Музея современного искусства в Хайфе), а также П. Сезанна (пейзажная часть картины «Жена художника с кошкой», около 1925 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Шеми рассматривал П. Сезанна как средиземноморского художника, что позволяло ему соединить теории французского художника со стремлением непосредственно постигнуть суть израильского пейзажа.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г. Шеми некоторое время находится под впечатлением монументальных полотен П. Пикассо; это особенно заметно в его картине «Рыбаки» (конец 1920-х гг.).
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1920-х гг. Шеми увлекся театром и сделал эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Корона Давида» в [[«Хабима»|«Хабиме»]] (1929).
| + | |
- | | + | |
- | В течение следующего периода, до 1937 г., написал большинство портретов, которые принесли ему славу одного из лучших портретистов страны («Жена художника, читающая книгу»).
| + | |
- | | + | |
- | Живопись 1940-х гг. предельно экспрессивна («Вид с горы Кармел», около 1940); в работах чувствуется впечатление, которое произвела на Шеми живопись [[Сутин, Хаим|Х. Сутина]] и других еврейских художников парижской школы.
| + | |
- | | + | |
- | В последние годы — в Цфате (1946–50) — произведения Шеми стали сложнее, многозначнее, в них появилась почти мистическая недосказанность, они полны тонких нюансов («У входа в синагогу», около 1946 г.); поверхность картины подобна арабеске, она напоминает декоративный ковер («Цфат. Композиция»). За два-три года до смерти Шеми начал писать акварели.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14800|ШЕМИ Менахем}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Израиль]]
| + | |