м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шелем, Маттитьяhу]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шелем, Маттитьяhу''' (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1927 г. вступил в [[Киббуц|киббуц]] [[Бет-Альфа]], был пастухом.
| + | |
- | == Композитор ==
| + | |
- | | + | |
- | В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу [[Патриархи|патриархов]].
| + | |
- | | + | |
- | В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. [[Хасидизм]]) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. [[Фольклор|Фольклор.
| + | |
- | | + | |
- | Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор]]), одним из инициаторов которого он был.
| + | |
- | | + | |
- | С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии [[Мапай]], перешел в киббуц [[Рамат-Иоханан]].
| + | |
- | | + | |
- | С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе [[Алия Молодёжная|алии молодежной]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний.
| + | |
- | | + | |
- | Одна из них — празднование [[Омер|омера]] — разработана Шелемом на основе сохранившихся в [[Мишна|Мишне]] описаний принесения в [[Храм]] первых снопов нового урожая.
| + | |
- | | + | |
- | В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора.
| + | |
- | | + | |
- | Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.
| + | |
- | | + | |
- | Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова.
| + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14796|ШЕЛЕМ Маттитьяху}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Музыка]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |