- | '''Шелем, Маттитьяху''' (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог. Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]]. В 1927 г. вступил в [[Киббуц|киббуц]] [[Бет-Альфа]], был пастухом. В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу [[Патриархи|патриархов]]. В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. [[Хасидизм]]) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль. Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг hа-гез (см. [[Фольклор|Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор]]), одним из инициаторов которого он был.
| + | |
- | С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии [[Мапай]], перешел в киббуц [[Рамат-Иоханан]]. С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе [[Алия Молодёжная|алии молодежной]]). В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний. Одна из них — празднование [[Омер|омера]] — разработана Шелемом на основе сохранившихся в [[Мишна|Мишне]] описаний принесения в [[Храм]] первых снопов нового урожая. В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора. Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.
| + | |
- | Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из [[Библия|Библии]] (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова. В отличие от большинства песен [[Халуцим|халуцим]] 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.
| + | |