|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Шафф, Адам]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Шафф, Адам''' (Schaff, Adam; 1913, Львов, – 2006, Варшава), польский философ. С 1932 г. член компартии Польши.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Окончил Львовский университет (1935) и Школу политических и экономических наук в Париже (1936).
| + | |
- | | + | |
- | В годы Второй мировой войны (1939–45) Шафф жил в Москве, был аспирантом, научным сотрудником (после защиты кандидатской диссертации) и старшим научным сотрудником (со степенью доктора наук) Института философии АН СССР.
| + | |
- | | + | |
- | В 1945 г. возвратился в Польшу; был первым в этой стране философом-марксистом, имевшим высшую ученую степень.
| + | |
- | | + | |
- | В 1945–48 гг. Шафф возглавлял кафедру философии в университете города [[Лодзь]], с 1948 г. по решению партийного руководства — в Варшавском университете.
| + | |
- | | + | |
- | В 1950–57 гг. Шафф был директором Института общественных наук при ЦК Польской объединенной рабочей партии и членом-корреспондентом АН Польши, в 1957–68 гг. — директором Института философии и социологии АН и ее действительным членом.
| + | |
- | | + | |
- | В те же годы Шафф был членом ЦК партии. Шафф основал и ряд лет редактировал ведущий философский журнал «Мысль вспулчесна», выходивший в Польше с 1946 г. (с 1951 — «Мысль филозофична», с 1958 г. — «Студия филозофична»).
| + | |
- | | + | |
- | == Философ ==
| + | |
- | В течение двух десятилетий Шафф оставался ведущим представителем марксистской философии в Польше; его труды переводились и издавались
| + | |
- | во всех социалистических странах Восточной Европы, к ним с интересом относились на Западе.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в работах первого периода («Понятие и слово», 1946; «Введение в теорию марксизма», 1948; «Истоки и развитие марксистской философии», 1950; «Некоторые проблемы марксистской теории истины», 1951, и других), в которых Шафф придерживался в основном строго ортодоксальных воззрений, внимание привлекали философская культура, отточенный стиль и ясность изложения.
| + | |
- | === Интерпретация марксизма ===
| + | |
- | | + | |
- | С середины 1950-х гг. Шафф стал одним из первых в странах советского блока инициаторов неортодоксальной интерпретации марксизма, который он рассматривал не как канонизированный свод «священных текстов», а как открытую систему, нуждающуюся в трансформации в контексте новых исторических условий и прогресса науки.
| + | |
- | | + | |
- | Шафф обнаружил ряд существенных пробелов в марксизме, в том числе неразработанность проблемы когнитивных функций языка и пренебрежение человеческим измерением социального и экономического прогресса.
| + | |
- | | + | |
- | В работах этого периода Шафф предпринял попытки обогатить марксизм критической рецепцией логических идей [[Тарский, Альфред|А. Тарского]], семантики, лингвистических идей [[Сепир|Э. Сепира]] и Б. Уорфа, а также восходящими к экзистенциализму (главным образом, к трудам Ж. П. Сартра) концепциями свободы и автономии человеческой личности («Введение в семантику», 1960; «Марксизм и экзистенциализм», 1961; «Философия человека», 1962; «Язык и познание», 1964; «Марксизм и человеческий индивид», 1965).
| + | |
- | | + | |
- | В середине 1960-х гг. в Польше развернулась кампания критики и шельмования Шаффа, которого в газетах, журналах, на партийных собраниях обвиняли в измене марксизму и клевете на социалистический строй (в нем Шафф усматривал признаки отчуждения личности), неапологетическом освещении процесса создания социалистических общественных и особенно национальных отношений и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | В период антисемитской кампании 1968 г. (см. [[Польша. Евреи Польши в послевоенный период]]) власти связали неортодоксальные взгляды Шаффа в области философии с его еврейским происхождением, и он был изгнан со всех важных постов, оставшись в возглавляемом им до этого Институте философии и социологии АН на должности заведующего сектором.
| + | |
- | | + | |
- | В 1984 г. он был исключен также из партии (восстановлен в 1989 г.). После 1968 г. работы Шаффа публиковались в основном на Западе, особенно в Вене, где он многие годы возглавлял Совет директоров Центра общественных наук ЮНЕСКО.
| + | |
- | ==== Труды ====
| + | |
- | | + | |
- | Важнейшие его работы этих лет: «История и правда» (1970); «Эскизы о структурализме» (1975); «Гуманизм, философия языка и теория познания марксизма» (1975); «Стереотипы и человеческие действия» (1980). В 1993 г. вышла его автобиографическая книга «Время исповеди».
| + | |
- | | + | |
- | Шафф был членом АН Болгарии, а также почетным доктором Сорбонны и Мичиганского университета.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14761|ШАФФ Адам}}
| + | |