|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Чайков, Иосиф]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Чайков, Иосиф Моисеевич''' (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. [[Писец]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в [[Киев|Киеве]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. при содействии скульптора [[Аронсон, Наум|Н. Аронсона]] Чайков получил стипендию для поездки в [[Париж]], где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него.
| + | |
- | | + | |
- | Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13).
| + | |
- | | + | |
- | В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).
| + | |
- | | + | |
- | В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.
| + | |
- | | + | |
- | В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе [[Култур-Лиге|Култур-лиге]] в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве.
| + | |
- | | + | |
- | Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], 1918–20, Киев).
| + | |
- | | + | |
- | В том же году Чайков переехал в [[Москва|Москву]] и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | В 1922–23 гг. Чайков жил в [[Берлин|Берлине]], участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву.
| + | |
- | | + | |
- | В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества.
| + | |
- | | + | |
- | В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства».
| + | |
- | | + | |
- | В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]] (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона).
| + | |
- | | + | |
- | Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля.
| + | |
- | | + | |
- | Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства.
| + | |
- | | + | |
- | Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво.
| + | |
- | | + | |
- | К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем.
| + | |
- | | + | |
- | В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.
| + | |
- | | + | |
- | С 1930-х гг. Чайков окончательно перешел на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики.
| + | |
- | | + | |
- | Он вернулся к классическим формам в скульптуре; одним из проявлений этого было обращение к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея).
| + | |
- | | + | |
- | Одно из самых известных произведений Чайкова — «Футболисты» (1928–38, Третьяковская галерея). В этой работе Чайков поставил и решил чрезвычайно сложные пластические задачи — создать динамическую композицию, не отказываясь при этом от принципа равновесия фигур и, кроме того, построить само это равновесие, использовав лишь одну точку опоры.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, в отличие от раннего конструктивистского периода, эта задача решалась в традиционных формах реалистической скульптуры; экспрессивность образов вступала в противоречие с академической моделировкой.
| + | |
- | | + | |
- | В 1938 г. Чайков несколько переработал скульптуру, после чего она экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Впоследствии скульптура была установлена перед зданием Третьяковской галереи в Москве.
| + | |
- | | + | |
- | Мелкая пластика Чайкова (бронза, фарфор, майолика) представляет собой жанровую скульптуру («Рыбак», 1926, Третьяковская галерея, Москва; «Планерист», 1939, там же; «Бег с препятствиями», 1958, Торговая палата, Москва).
| + | |
- | | + | |
- | Чайков создал также множество портретов; это в основном известные деятели культуры ([[Квитко, Лейб|Л. Квитко]], 1943, собрание Б. Квитко, Москва; В. Маяковский, 1944, Русский музей, Санкт-Петербург; А. Хачатурян, 1972, Министерство культуры, Москва, и другие).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14654|ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |