м |
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Цефанья (Софония), библейская книга]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{также|Цфанья(пророк)}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Кни́га проро́ка Цфаньи''' — часть [[ТаНаХ]]а, девятая среди книг малых [[пророк]]ов как в еврейской масоретской [[Библия|Библии]], так и в текстах греческом [[Септуагинта|Септуагинты]], латинском [[Вульгат]]ы и в других переводах.
| + | |
- | | + | |
- | == Автор ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Цфаньи в исторической и современной пророческой литературе Танаха не сохранилось, и единственным прямым библейским свидетельством о личности пророка является заглавие (первый стих) книги:
| + | |
- | {{ВЗ|Слово Господне, которое было к Цфанье, сыну Куши, сына Гедальи, сына Амарьи, сына Хизкии, в дни Йошияѓу, сына Амона, царя Йеѓуды.|Соф|1:1}}
| + | |
- | По-видимому, он был потомком в четвертом поколении царя [[Хизкияѓу]] и, таким образом, дальним родственником царя [[Йошияѓу]], в годы правления которого (640–609 гг. до н. э.) Цфанья действовал. В «De vita prophetarum» псевдо-Епифания Кипрского сохранилось предание, что Цфанья был из колена Шимона и родина его была на некоей горе Сарабата или, по другим версиям текста, Барата или Сарата.
| + | |
- | | + | |
- | На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияѓу [[Менаше]] в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании против распространения языческой веры (Цфан. 1:4–8) совпадает с реформой царя Йошияѓу, направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 г. до н. э.). Дезинтеграция [[Ассирия|Ассирийской империи]] и сопровождавшие ее политические катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся [[День Господа|Дне Господнем]] (Цфан. 1:14–18).
| + | |
- | | + | |
- | Первая глава книги Цфания — пророчество о скором Суде и истреблении рода людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего уничтожения — прямая противоположность изображения Творения мира (Бер. 1). Грех народа, и в первую очередь его вождей, — поклонение [[Баал]]у и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков [[Амос (Софонии)|Амос]]а (5:18–20) и [[Йешаяѓу]] (2:6–22). Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.
| + | |
- | | + | |
- | Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к жителям Иудеи (Цфан. 2:1–3), «взыскать Господа» и справедливости; только исполняющим Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева (ср. Ам. 5:14–15). Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении [[филистимляне|филистимлян ]]и других обитателей приморской полосы, истребление которых будет избавлением для «остатков дома Йеѓуды» (Цфан. 2:4–7). За этим следуют пророчества о гибели [[Моав]]а и [[Аммон]]а, истреблении жителей [[Куш]]а и наконец об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы — [[Ниневия|Ниневии ]](Цфан. 2:8–15). Это пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии (612 г. до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | Третья глава начинается как пророчество о «нечистом и оскверненном» Иерусалиме и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество было произнесено после реформы Йошияѓу и отражало недовольство ее недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам [[Ирмеяѓу]]. Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города (3:1–13) повторяют мотив всеобщего уничтожения (ср. 1:18), который, однако, превращается здесь в пророчество спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому столпотворению (Быт. 11). Спасение носит космический характер — очистившиеся народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе. Пророчество переходит в гимн [[Цион]]у (Цфан. 3:14–17), выражающий радость, что Господь отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами (Цфан. 3:18–20).
| + | |
- | | + | |
- | Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора, использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги, содержащие гимны, — описание Дня Господня и Гимн Циону — высокие образцы библейской литературы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Пророчество Цфании является частью ежедневной молитвы. Так вспоминают слова Цфании о будущем избавлении {{ВЗ2|В то время приведу вас и в то время соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу пленников ваших перед глазами вашими, сказал Господь|Соф|3:20}}
| + | |
- | | + | |
- | В [[Талмуд]]е слова пророчества Цфании понимаются как говорящие о будущем величии всех народов, которые будут едины с евреями в служении Всевышнему, как сказано в пророчестве {{ВЗ2|Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно|Соф|3:9}}.<ref>Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, 24а</ref>
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭЕЭ|14650|Цфания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Книги Ветхого Завета}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:ТаНаХ:Пророки]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | | + | |
- | <references/>
| + | |