м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Цветы в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Цветы''' (פְּרָחִים, прахим).
| + | |
- | | + | |
- | == В древнем мире ==
| + | |
- | | + | |
- | Хотя флора Эрец-Исраэль изобилует цветущими растениями (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля Эрец-Исраэль. Географический очерк]]), [[Библия]] и талмудическая литература (см. [[Талмуд]]) редко упоминают использование цветов с декоративной целью.
| + | |
- | | + | |
- | Этот факт объясняется тем, что в древнем мире растения ценились преимущественно за их ароматические, а не декоративные свойства.
| + | |
- | | + | |
- | Сбор цветов упоминается в Библии только один раз: «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии» (Песнь 6:2). [[Мишна]] упоминает о сборе лилий, однако не в саду, а на кладбище (Тох. 3:7).
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде говорится о «розовом саде» в [[Иерусалим|Иерусалиме]] (БК. 82б), однако неясно, был ли этот сад разбит в декоративных целях, или растущие в нем розы использовались для производства благовоний.
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде упоминаются шафран, жасмин и нарцисс, однако говорится о них преимущественно как об ароматических и лечебных растениях.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем цветы были распространенным орнаментальным мотивом: так, на каждой ветви [[Менора|меноры]] были «три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами» (Исх. 25:33); края стоявшего возле входа в [[Храм]] литого медного «моря» «походили на распустившуюся лилию» (I Ц. 7:26), а на кедровой внутренней облицовке Храма «были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов» (I Ц. 6:18).
| + | |
- | | + | |
- | [[Иосиф Флавий]] сообщает, что головной убор [[Первосвященник|первосвященника]] имел форму чашечки цветка белены.
| + | |
- | | + | |
- | Цветочный венок упоминается в Ис. 28:1: «Горе венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его».
| + | |
- | | + | |
- | В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]] говорится об обычаях девушек украшать голову венком, а также об обычае носить венки в праздник [[Суккот]] и при чествовании победившего в бою (Юб. 16:30; IV Мак. 17:15), и других.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд упоминает розовые гирлянды (Шаб. 152а, БМ. 84а) и венки женихов, сплетенные из роз и мирта (Сот. 9:14; Тосеф. 15:8), а также обычай идолопоклонников украшать статуи богов цветами и злаками (Ав. Зар. 4:2; ТИ, Ав. Зар. 4:2, 23г).
| + | |
- | | + | |
- | В Библии встречаются названия только трех цветов — שׁוֹשָׁן, шошан (или שׁוֹשַׁנָּה, шошанна), שׁוֹשַׁנַּת הָעֲמָקִים, шошаннат hа-амаким (шошанна долин) и חֲבַצֶּלֶת הַשָּׁרוֹן, хаваццелет hа-Шарон (хаваццелет долины [[Шарон]]).
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее вероятно, что шошанна в Библии — это белая лилия, хотя в [[Мидраш|Мидраше]] этот цветок отождествляется с розой (Лев. Р. 23:3 и др.).
| + | |
- | | + | |
- | Это ошибочное отождествление сохраняется в разговорном иврите по сей день. Большинство исследователей полагают, что шошаннат hа-амаким — это нарцисс, а хаваццелет hа-Шарон — панкратий приморский (Pancratium maritimum), луковичное растение с белыми и очень ароматными цветами.
| + | |
- | | + | |
- | Аромат цветов служит поводом для произнесения [[Бенедикция|бенедикции]] «Блажен Ты, Господь... создавший благоуханные растения» (Бр. 43б).
| + | |
- | | + | |
- | Как правило, цветы и растения не использовались в синагогальных и домашних церемониях; исключение составлял праздник [[Шавуот|Шавуот]], во время которого было принято украшать синагогу благоуханными цветами и растениями.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые раввинистические авторитеты выступали против этого обычая из-за сходства с обычаями христиан.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторых общинах в праздник [[Симхат-Тора]] принято сооружать балдахин, наподобие брачной хуппы, из растений и цветов; в праздник Суккот кущи украшают фруктами, растениями и цветами. В традиционном еврейском [[Погребение|погребения]] обряде и в [[Траур|трауре]] цветы не используются.
| + | |
- | | + | |
- | Символика цветов в еврейском прикладном искусстве (см. [[Искусства Пластическиесодержание|Искусства пластические]]) и использование цветов и других растений в еврейской традиции широко представлены в заповеднике библейской природы Неот-Кдумим к северу от [[Модиин|Модиина]].
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле цветоводство как экспортная отрасль начало развиваться с 1950-х гг. (см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Экономика]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14595|ЦВЕТЫ}}
| + | |