|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Цвейг, Стефан]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 14593_L.jpg|thumb|250px|left|[[Цвейг, Стефан]] С. Цвейг.]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Цвейг, Стефан''' (Zweig, Stefan; 1881, Вена, – 1942, Петрополис близ Рио-де-Жанейро), австрийский писатель.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Вырос в состоятельной ассимилированной (см. [[Ассимиляция]]) семье. Изучал в университетах Вены и Берлина германистику и романистику.
| + | |
- | | + | |
- | Начал писать в ранней юности. Впервые опубликовал свои стихи и переводы в берлинском журнале «Ди гезельшафт» (1898?) и в журнале «Цукунфт».
| + | |
- | | + | |
- | Как писала критика, импрессионистская поэзия Цвейга «овеяна легкой грустью, в ней чувствуется дыхание одиночества».
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. вышел первый сборник стихов «Серебряные струны», в 1904 г. — сборник «Ранние венки».
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии стихи Цвейга неоднократно переиздавались, однако оригинальным поэтом он себя не считал.
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. Цвейг познакомился с бельгийским поэтом Э. Верхарном, их связывала близкая дружба.
| + | |
- | | + | |
- | В 1899 г. [[Герцль, Теодор|Т. Герцль]] опубликовал его рассказ в «Нойе фрайе прессе». Под влиянием знакомства с Герцлем Цвейг сблизился с сионистски настроенными кругами, встретился с [[Бубер, Мартин|М. Бубером]], но остался в стороне от идей [[Сионизм|сионизма]]; «Еврейское государство» Герцля не встретило у него, как и у большинства европейских евреев, понимания. (Цвейг вспоминал в очерке о Герцле /1929/, что только во время похорон Герцля, на которые съехалось множество его сторонников, он впервые почувствовал, «сколько страсти и надежды внес в мир этот одинокий человек благодаря силе одной-единственной идеи».)
| + | |
- | | + | |
- | В течение всей жизни Цвейг много путешествовал по Европе, по Северной и Южной Америке, был в Индии, в разные годы публиковал путевые очерки.
| + | |
- | | + | |
- | Первая мировая война застала Цвейга в Бельгии. Возвратившись в Вену, он работал в архиве военного министерства; с течением времени Цвейг стал страстным противником войны, познакомился с фламандским графиком, экспрессионистом Ф. Мазерелем, взгляды которого на войну как на преступление полностью разделял.
| + | |
- | | + | |
- | В 1918 г. Цвейг был освобожден от военной службы и уехал в Швейцарию в качестве корреспондента «Нойе фрайе прессе».
| + | |
- | | + | |
- | Важным событием в его жизни стало знакомство с Р. Ролланом, вместе с которым он участвовал в работе Красного Креста; Цвейг написал книгу «Ромен Роллан и его произведения» (1921). В 1919 г. Цвейг поселился в Зальцбурге.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г. Цвейг посетил Советский Союз в связи с торжествами по поводу столетия [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстого]].
| + | |
- | | + | |
- | В своем очерке о поездке он отметил скудность жизни в стране, тяжелое положение интеллигенции; считая главным качеством русских терпение, он выразил надежду, что для них наступят лучшие времена.
| + | |
- | | + | |
- | Цвейг познакомился с [[Горький, Максим|М. Горьким]], которого назвал выразителем стихийной силы русского народа.
| + | |
- | | + | |
- | В 1933 г. нацисты сжигали среди других «неарийских» книг и произведения Цвейга.
| + | |
- | | + | |
- | После обыска в его доме в 1934 г. Цвейг покинул Австрию и поселился в Англии.
| + | |
- | | + | |
- | С 1941 г. жил в Бразилии. Трагическое ощущение того, что война разрушила дорогой для него мир европейской общности духа, определило его решение уйти из жизни. Цвейг и его жена совместно совершили самоубийство.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. Цвейгом были написаны три тома произведения «Верхарн» (биография и переводы его драм и поэзии). Переводы Верхарна, а также Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо Цвейг считал своим вкладом в дорогую ему духовную общность европейских народов.
| + | |
- | | + | |
- | В 1907 г. Цвейг написал трагедию в стихах «Терсит», действие которой происходит у стен Трои; идея пьесы — призыв к состраданию к униженным и одиноким. Премьера состоялась одновременно в Дрездене и Касселе.
| + | |
- | | + | |
- | В 1909 г. Цвейг начал писать книгу об О. де Бальзаке, над которой работал около 30 лет. Книга так и не была окончена (опубликована в 1946 г., после смерти Цвейга).
| + | |
- | | + | |
- | В 1917 г. Цвейг опубликовал антивоенную драму «Иеремия» на сюжет книги пророка [[Иеремия|Иеремии]]. Пафос пьесы — отказ от насилия. Иеремия предсказывает падение [[Иерусалим|Иерусалима]] и призывает покориться [[Навуходоносор II|Навуходоносору]], ибо «нет ничего важнее мира».
| + | |
- | | + | |
- | Бичуя пороки, Иеремия видит выход в нравственном совершенствовании. Точно следуя событиям, изложенным в Библии, Цвейг делает одно отражающее его позицию отступление: в книге ослепленного царя [[Иудея|Иудеи]] [[Цидкияху]] уводят в плен в цепях, в драме Цвейга его торжественно вносят в Вавилон на носилках. «Иеремия» — первая антивоенная пьеса на европейской сцене — была поставлена в 1918 г. в Цюрихе, в 1919 г. — в Вене.
| + | |
- | | + | |
- | В легенде «Третий голубь» (1934) в символической форме выражены пацифистское отрицание войны и мысль о невозможности достичь мира: третий голубь, посланный [[Ной|Ноем]] в поисках суши, не возвращается, он вечно кружит над землей в тщетных попытках найти место, где царит мир.
| + | |
- | == Тема еврейства ==
| + | |
- |
| + | |
- | Еврейский мотив присутствует в антивоенной новелле Цвейга «Мендель-букинист» (1929). Тихий еврей из Галиции Яков Мендель одержим страстью к книгам. Его услугами пользуются книголюбы, в том числе университетские профессора.
| + | |
- | | + | |
- | Менделя не интересуют деньги, он не знает, что происходит за стенами венского кафе, где стоит его рабочий стол. Во время войны его арестовывают и обвиняют в шпионаже, обнаружив, что он отправил открытку в Париж владельцу книжного магазина.
| + | |
- | | + | |
- | Менделя держат два года в лагере, он возвращается сломленным человеком. «Мендель-букинист» — единственный рассказ Цвейга, в котором герой-еврей — современник писателя.
| + | |
- | | + | |
- | Тема еврейства занимает Цвейга в философском аспекте; он обращается к ней в легенде «Рахель ропщет на Бога» (1930) и посвященной [[Аш, Шалом|Ш. Ашу]] повести «Погребенный светильник» (1937; русский перевод — Иер., 1989).
| + | |
- | | + | |
- | Взывая к Богу, праматерь [[Рахиль]] требует, чтобы он проявил милосердие к своему согрешившему народу. «Если Ты Бог мести, то Ты не Бог».
| + | |
- | | + | |
- | Действие «Погребенного светильника» происходит в средние века, герой легенды стремится вернуть в страну Израиля святыню — [[Менора|менору]], увезенную из [[Храм|Храма]].
| + | |
- | | + | |
- | После многих злоключений он находит менору и хоронит ее недалеко от Иерусалима, завещая открыть могилу, когда весь народ соберется на Святой земле.
| + | |
- | | + | |
- | Цвейг рассматривает судьбу еврейского народа «как пример вечного противостояния между насилием и духом... потерянный народ превращается в бессмертный дух». | + | |
- | | + | |
- | Драмы Цвейга «Город у моря», «Комедиант», «Легенда одной жизни», либретто оперы Р. Штрауса «Молчаливая женщина» (1934) не принесли ему сценического успеха.
| + | |
- | | + | |
- | Мировую известность завоевали его новеллы и исторические романы, которые неоднократно переиздавались («Письмо незнакомки», «Первое переживание», «Улица в лунном свете», «Страх», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Амок» и др.).
| + | |
- | | + | |
- | В новеллах Цвейга, который считал своим учителем [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]], привлекают тонкость психологического рисунка характера, достоверность описания чувств, сострадание к бессильному перед страстями человеку; в них почти нет примет времени, действительность выступает опосредованно. Только в одном рассказе — «Шахматная новелла» (1941) — звучит антинацистская тема.
| + | |
- | | + | |
- | В 1934 г. вышло одно из самых значительных произведений Цвейга — роман «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского»; во имя сохранения личной независимости герой занимает позицию нравственного стоицизма и пассивного гуманизма.
| + | |
- | | + | |
- | В романе «Магеллан» (1938) сильный духом человек становится человеком действия. В исторических романах Цвейга интересует прежде всего исследование характера («Жозеф Фуше», 1929; «Мария-Антуанетта», 1932; «Мария Стюарт», 1935).
| + | |
- | | + | |
- | Считая определяющими жизнь общества творцов культуры, Цвейг создал в течение многих лет серию литературных портретов «Строители мира» с подзаголовком «Опыт типологии духа».
| + | |
- | | + | |
- | Первый том (1920) об О. де Бальзаке, Ч. Диккенсе и Ф. Достоевском. В трактовке Цвейга Бальзак раскрывает мир общества, Диккенс — мир семьи, Достоевский — мир отдельного человека и Вселенной.
| + | |
- | | + | |
- | Второй том «Борьба с демонами» (1925) включает биографии Ф. Гельдерлина, Г. Клейста, [[Ницше, Фридрих|Ф. Ницше]].
| + | |
- | | + | |
- | Третий — «Три поэта своей жизни» (1927) — Дж. Казанова, Стендаль, Л. Толстой. Цвейг считает, что их произведения — выражение их собственной личности.
| + | |
- | | + | |
- | В течение многих лет Цвейг писал исторические миниатюры «Звездные часы человечества» (1927, расширенное изд. — 1943).
| + | |
- | | + | |
- | В книге «Встречи с людьми, книгами, городами» (1937) собраны очерки о писателях, о встречах с А. Тосканини, [[Беньямин, Вальтер|Б. Вальтером]], анализ творчества И. В. Гете, Б. Шоу, [[Манн, Томас|Т. Манна]] и многих других.
| + | |
- | | + | |
- | Цвейг считал своей духовной отчизной Европу, его автобиографическая книга «Вчерашний мир» (1941; опубликована 1944) наполнена тоской по Вене, центру культурной жизни Европы.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14593|ЦВЕЙГ Стефан}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |