|
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Достопримечательность
| + | #redirect [[:ej:Храмовая гора]] |
- | |Тип =
| + | |
- | |Русское название = Храмовая гора
| + | |
- | |Оригинальное название = {{lang-he|הַר הַבַּיִת}}
| + | |
- | |Изображение = Temple mount.JPG
| + | |
- | |Подпись изображения = <small>Вид на Храмовую гору с юго-востока</small>
| + | |
- | |Ширина изображения = 300px
| + | |
- | |Страна = Израиль
| + | |
- | |Местоположение =
| + | |
- | |lat_dir = N|lat_deg = 31 |lat_min = 46 |lat_sec = 40
| + | |
- | |lon_dir = E|lon_deg = 35 |lon_min = 14 |lon_sec = 8
| + | |
- | |region =
| + | |
- | |CoordScale =
| + | |
- | |Конфессия = [[иудаизм]] и [[ислам]]
| + | |
- | |Основатель = [[Давид]]
| + | |
- | |Первое упоминание = [[X век до н. э.]]
| + | |
- | |Здания = {{Достопримечательность/Здания|[[Аль-Акса|мечеть Аль-Акса]]|[[Купол Скалы]]|[[Стена плача]]|||}}
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Неадекватная}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Хра́мовая гора''' ({{lang-he|הַר הַבַּיִת}}, ''hар hа-Баит''; {{lang-ar|الحرم القدسي الشريف}}, ''ал-Харам аль-Кудс аш-Шариф'' — «благородное святилище») — гора в юго-восточной части [[Старый город (Иерусалим)|Старого города]] [[Иерусалим]]а, священное место для [[иудаизм]]а и [[ислам]]а. В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманская мечеть [[Аль-Акса]] (''дальняя мечеть'') и [[Куббат ас-Сахра]] (известный также как [[Купол Скалы]], или «Купол над Скалой»), построенные халифом Абд аль-Маликом в 691 году.
| + | |
- | | + | |
- | == Название ==
| + | |
- | | + | |
- | В книге [[Диврей hа-ямим]] ({{Библия|2Пар|3:1}}) эта гора называется Мория; в описании [[Акеда|жертвоприношения Ицхака]] это безымянная гора в стране Мория ({{Библия|Быт|22:14}}). Название hар hа-Баит ("гора Дома (Божьего)") впервые появляется в книге Ирмеяhу ({{Библия|Иер|26:18}})
| + | |
- | | + | |
- | ==История==
| + | |
- | На Храмовой горе царь [[Давид]] выкупил [[гумно]] у Аравны (Орны) — [[иевусеи|иевусея]] ({{Библия|2Цар|24:18-24}}и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола [[Соломон]] построил [[Первый Храм]] в X веке до н. э. ({{Библия|2Пар|3:1}}). В [[586 год до н. э.|586 году до н. э.]] [[Первый Храм]] был разрушен [[Навуходоносор II|Навуходоносором]].
| + | |
- | | + | |
- | После возвращения евреев в [[Иерусалим]] из [[Вавилонский плен|вавилонского пленения]] в [[515 год до н. э.|515 году до н. э.]] был построен [[Второй Храм]].
| + | |
- | | + | |
- | Царь [[Ирод Великий|Ирод]] во время предпринятой им реконструкции Храма ([[22 год до н. э.]]) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — [[Агриппа I|Агриппой I]] и [[Агриппа II|Агриппой II]] вплоть до [[Иудейская война|Иудейской войны]] ([[67 год]] н. э.). [[Второй Храм|Храм Ирода]] просуществовал до [[70 год]]а н. э., когда был разрушен [[Древний Рим|римлянами]] под предводительством Тита.
| + | |
- | | + | |
- | После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении.
| + | |
- | | + | |
- | * В [[130 год]]у император [[Адриан]] повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина<ref>в честь себя — Publius Aelius Hadrianus, а также в честь [[Юпитер (мифология)|Юпитера Капитолийского]]</ref>. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась [[Святая Святых]], была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка [[Дион Кассий|Диона Кассия]] (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание (Восстание [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).
| + | |
- | Восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они, по мнению некоторых исследователей, даже соорудили временный Храм и на короткое время возобновили жертвоприношения. Так продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
| + | |
- | | + | |
- | * В [[361 год]]у, на престол римской империи взошел [[Флавий Клавдий Юлиан|Юлиан]] (361—363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре [[361 год]]а, воцарившись на троне в [[Константинополь|Константинополе]], Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в [[Иерусалим]]е<ref>см. [http://jhistory.nfurman.com/lessons8/08-59.htm курс лекций Иерусалим в веках]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | : Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский Храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне»<ref>{{Библия|Мф|24:2}}; {{Библия|Мк|13:2}}; {{Библия|Лк|21:6}}</ref> и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.
| + | |
- | | + | |
- | : Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник [[Британия|Британии]]. Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, [[19 мая]], строители непосредственно приступили к возведению Храма.
| + | |
- | | + | |
- | : Однако [[26 мая]] [[363 год]]а работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе<ref>Разумеется, сегодня невозможно определить был ли данный пожар результатом естественных причин (например, скопления газов в подземных помещениях) или умышленного поджога. Следует, однако, иметь в виду, что за несколько месяцев до описываемых событий, осенью [[362 год]]а, произошел пожар в храме [[Аполлон]]а в предместье [[Антиохия|Антиохии]] Дафне. Население Антиохии состояло в основном из христиан и было враждебно настроено по отношению к императору. Христиане Антиохии были публично обвинены Юлианом в поджоге. Так или иначе, результаты обоих пожаров были весьма благоприятны с точки зрения христиан, хотя и невозможно с точностью установить их причастность к этим пожарам.</ref>. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец [[Иовиан]], который положил конец всем его планам.
| + | |
- | | + | |
- | * После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., они построили на Храмовой горе мечеть, а над [[Краеугольный камень|Краеугольным камнем]] (Эвен hа-штия) - [[Купол скалы]].
| + | |
- | | + | |
- | == Значение Храмовой горы в иудаизме ==
| + | |
- | | + | |
- | Храмовая гора традиционно<ref>[[Талмуд]], Йома</ref> отождествляется с горой Мория — местом, указанным [[Авраам]]у Богом для принесения в жертву [[Исаак]]а ([[Жертвоприношение Исаака]]). На этом же месте впоследствии видел свой знаменитый сон о лестнице праотец [[Иаков]]. Краеугольный камень )(Эвен hа-штия) считается началом творения земли<ref>Вавилонский Талмуд, Йома 54б</ref>. | + | |
- | | + | |
- | Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял [[Иерусалимский Храм]], который служил единственным разрешённым местом [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношений Единому Богу]], а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на [[Песах]], [[Шавуот]] и [[Суккот]]).
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время на месте [[Храм Соломона|Храма Соломона]] находится мечеть Куббат ас-Сахра ([[Купол Скалы]]). От [[Второй Храм|Храма Ирода]] до настоящего времени дошли всего две руины: западная опорная стена Храмовой площади (южная часть которой известна как «[[Стена Плача]]», превратившаяся в символ веры и надежды многих поколений евреев) и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода [[Мессия|Мессии]].
| + | |
- | | + | |
- | Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода [[Мессия|Мессии]] на Храмовой горе будет отстроен последний, [[Третий Храм]], который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание [[Страшный Суд|Страшного Суда]].
| + | |
- | | + | |
- | В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в [[Святая святых]] Храма был разрешён только [[первосвященник]]у, и только в [[Йом-Киппур]] для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь [[коэн (жрец)|коэны]]. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, [[Маймонид]]а, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.
| + | |
- | | + | |
- | === Местоположение Храма ===
| + | |
- | | + | |
- | Традиционно [[Иерусалимский Храм|Храм]] располагают на том месте, где сегодня стоит [[Купол Скалы]] (Kubbet es-Sachra). Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым [[Купол Скалы|Куббат-ас-Сахра]] перекрыла остатки стоявшего здесь [[Второй Храм|Второго Храма]]. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:The rock of the Dome of the Rock PD-OLD.jpg.JPG|thumb|right|120px|[[Краеугольный камень]] (Камень Основания)]]
| + | |
- | В средине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длинной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решёткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот ''Эвен а-Штия'' («Камень Основания» или «[[Краеугольный камень]]»), о котором в [[Талмуд]]е говорится, что с него Господь начал [[Сотворение мира]]<ref>[[Талмуд]], Йома 54б; ср. [[Таргум]] Ионатана к Исх. 18:30</ref> и который помещался в [[Святая святых]] Иерусалимского храма. Однако это противоречит тому, что известно о «[[Краеугольный камень|Краеугольном камне]]» из еврейских источников. Так, согласно [[Мишна|Мишне]], он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и [[первосвященник]] не мог бы ставить на неё кадильницу в [[Йом Киппур]].
| + | |
- | | + | |
- | Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился [[Жертвенник всесожжения]]. В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров.<ref>В пользу этого мнения говорит также и тот факт, что под этим «Камнем Основания» имеется высеченная в скале обширная пещера в виде маленького подземного храма с тремя нишами, у которых, по преданию мусульман, молились [[Авраам]], [[Сарра]] и [[Агарь]]. Вход в эту пещеру находится сбоку скалы, снаружи от окружающей её решетки. Эта пещера, по-видимому, представляет то подземное пространство под жертвенником, которое описывается в [[Мишна|Мишне]] (Миддот III, 2) и носило название «''Шитин''» (ср. [[Талмуд]], Сукка 49а).</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.
| + | |
- | | + | |
- | Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.
| + | |
- | | + | |
- | == Значение Храмовой горы в христианстве ==
| + | |
- | Храмовая гора многократно упоминается в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], которое является основой [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан<ref>Это справедливо в отношении только тех христиан, которые доверяют традиционному мнению, приводимому в трактате Йома Вавилонского [[Талмуд]]а, где утверждается тождественность Храмовой горы и [[Мория (Библия)|горы Мория]], неоднократно упоминаемой в Торе</ref>. Кроме того, в [[Новый Завет|Новом Завете]] утверждается, что Иисус является прямым потомком царя [[Давид]]а ({{Библия|Мф|1:17}}), сын которого, [[Соломон]], основал [[Первый Храм]] на этой горе.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.
| + | |
- | | + | |
- | == Значение Храмовой горы в исламе ==
| + | |
- | [[Файл:Harhab mini.JPG||thumb|Мечеть Скалы]]
| + | |
- | [[File:SWqanatirTempleMount.JPG|thumbnail]]
| + | |
- | {{main|Аль Акса|Купол Скалы}}
| + | |
- | [[Иерусалим]] и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются [[мусульмане|мусульманами]] третьими по значению после [[Мекка|Мекки]] и [[Медина|Медины]]. Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно [[Коран]]у, этот камень и есть та скала, с которой пророк [[Мухаммед]] вознёсся в небо на крылатом коне.
| + | |
- | | + | |
- | == Политическое значение Храмовой горы ==
| + | |
- | | + | |
- | В периоды мамелюкского, османского и британского правления [[Палестина|Палестиной]], евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — [[ВАКФ]], так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.
| + | |
- | | + | |
- | По окончании [[Война за независимость Израиля|Войны за независимость Израиля]] в [[1948 год]]у, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль [[Иордания|Иордании]]. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к [[Стена Плача|Стене Плача]], что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.
| + | |
- | | + | |
- | Во время [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]], в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны [[Даян, Моше|Моше Даяна]], флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.
| + | |
- | | + | |
- | С [[1967 год]]а на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1993]] г., после подписания [[Соглашения Осло|соглашений в Осло]], управление ВАКФом перешло от Иордании к [[Палестинская автономия|Палестинской автономии]]. Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности — следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского Храма]] на Храмовой горе.{{Нет АИ|18|05|2009}}
| + | |
- | | + | |
- | Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.
| + | |
- | | + | |
- | * В сентябре [[1996]] г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у [[Стена Плача|Стены Плача]] до [[Виа Долороза]], в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава [[ООП]] и Палестинской автономии [[Арафат, Ясир|Ясир Арафат]] тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых палестинская полиция впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у [[Стена Плача|Стены Плача]]. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.
| + | |
- | | + | |
- | * В [[1998]] г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых [[Соломоновы конюшни|Соломоновых конюшнях]]. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999—2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.
| + | |
- | | + | |
- | * С начала так называемой «[[Вторая интифада|Второй интифады]]» («Интифада аль-Аксы») в сентябре [[2000]] г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины [[2003]] г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.
| + | |
- | | + | |
- | * Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство, начатое в феврале [[2007 год]]а, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и евреями, и одной из причин [[арабо-израильский конфликт|арабо-израильского конфликта]] вообще. Существует несколько проектов совмещения на Храмовой горе святынь нескольких религий, однако ни один из них не имеет пока реальной перспективы осуществления.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Еврейское Восхождение на Храмовую гору в наше время ==
| + | |
- | | + | |
- | См. [[Восхождение на Храмовую гору в наше время]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечание ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{commonscat|Temple Mount}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14562|Храмовая гора}}
| + | |
- | * [http://www.templemount.org/ The Temple Mount in Jerusalem] {{ref-en}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Иерусалим}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские места]]
| + | |
- | [[Категория:Горы Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Ислам]]
| + | |
- | [[Категория:Достопримечательности Иерусалима]]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Палестино-израильский конфликт]]
| + | |
- | [[Категория:Иерусалимский Xрам]]
| + | |
- | | + | |
- | [[ar:الحرم القدسي الشريف]]
| + | |
- | [[bg:Храмов хълм]]
| + | |
- | [[ca:Mont del Temple]]
| + | |
- | [[cs:Chrámová hora]]
| + | |
- | [[da:Tempelbjerget]]
| + | |
- | [[de:Tempelberg]]
| + | |
- | [[en:Temple Mount]]
| + | |
- | [[eo:Templa Monto]]
| + | |
- | [[es:Explanada de las Mezquitas]]
| + | |
- | [[eu:Mezkiten Zelaigunea]]
| + | |
- | [[fi:Temppelivuori]]
| + | |
- | [[fr:Mont du Temple]]
| + | |
- | [[he:הר הבית]]
| + | |
- | [[it:Monte del Tempio]]
| + | |
- | [[ja:神殿の丘]]
| + | |
- | [[mk:Рид на храмовите]]
| + | |
- | [[ms:Al Haram Al Sharif]]
| + | |
- | [[nl:Tempelberg]]
| + | |
- | [[no:Tempelhøyden]]
| + | |
- | [[pl:Wzgórze Świątynne]]
| + | |
- | [[pt:Monte do Templo]]
| + | |
- | [[simple:Temple Mount]]
| + | |
- | [[sv:Tempelberget]]
| + | |
- | [[yi:הר הבית]]
| + | |
- | [[zh:圣殿山]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{checked}}
| + | |