Хобсбаум, Эрик Джон Эрнст

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Хобсбаум, Эрик Джон Эрнст)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хобсбаум, Эрик Джон Эрнст]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Хобсбаум, Эрик Джон Эрнст''' (Hobsbawm, Eric John Blair; псевдоним Ньютон Фрэнсис; родился в 1917 г., Александрия, Египет), английский историк, марксист.
+
-
== Биографические сведения ==
+
-
 
+
-
Дед Хобсбаума приехал в Лондон из Варшавы, в Лондоне родился его отец; мать была уроженкой Вены.
+
-
 
+
-
Родители Хобсбаума, ассимилированные евреи, некоторое время занимались предпринимательством в [[Александрия|Александрии]], однако не преуспели и сразу после окончания Первой мировой войны переехали в Вену.
+
-
 
+
-
Хобсбаум учился в школе в Вене, затем в гимназии в Берлине (1931–34), куда уехал с сестрой после смерти родителей, и в Лондоне, куда эмигрировал после прихода нацистов к власти.
+
-
 
+
-
В Германии увлекся марксизмом (впоследствии сам Хобсбаум объяснял, что он выбирал между [[Сионизм|сионизмом]] и марксизмом, однако счел, что профессиональный историк не может быть политическим националистом).
+
-
 
+
-
После окончания гимназии Хобсбаум учился в Королевском колледже Кембриджского университета (1949–55) на историческом и экономическом факультетах.
+
-
 
+
-
Интересовался философией, изучал экономическую историю. Вступил в Британскую коммунистическую партию и возглавил существовавшую в ней группу историков.
+
-
 
+
-
В студенческие годы начал печататься как культурный обозреватель в газете «Гранта», работал также кинооператором, выезжая на съемки во Францию, Алжир и Тунис.
+
-
 
+
-
После окончания Кембриджа стал профессором истории в Биркбек колледже Лондонского университета, возглавил кафедру экономической истории (1969), с 1984 г. — почетный профессор экономики и социальной истории там же.
+
-
 
+
-
Читал курсы лекций на экономическом факультете Станфордского университета (1960) и на гуманитарных факультетах Массачусетсского технологического института (1967), в университете Центральной Европы (Будапешт, 1993) и других университетах.
+
-
 
+
-
Путешествовал по странам Средиземноморья и Латинской Америки.
+
-
== Научные труды ==
+
-
 
+
-
Итогом путешествий стал первый научный труд Хобсбаума — книга «Простые бунтовщики. Исследования архаичных форм социальных движений в 19 и 20 столетиях» (1959), написанная в основном на итальянском и испанском материале: в поездке по Средиземноморью (1957) Хобсбаум знакомился с архивными документами и опрашивал крестьян.
+
-
 
+
-
В этой работе он продемонстрировал связь религии, в частности сектантства и милленаризма, с революционностью масс, описал закономерности революционной ситуации и проанализировал роль личности в ней.
+
-
 
+
-
Он провел четкую грань между социальным бандитизмом, мафией и революционными бунтовщиками.
+
-
 
+
-
Книга выдержала несколько изданий в течение первых трех лет и была переведена на немецкий (1960) и французский (1961, 1963) языки.
+
-
 
+
-
Теме личности в революции посвящены многие труды Хобсбаума: «Бандиты» (1969, американское издание 1981), «Капитан “Свинг”» (в соавторстве с Дж. Рюде, 1969, 1970), «Революционеры. Современные эссе» (1973), «Эхо Марсельезы: взгляд на Французскую революцию два столетия спустя» (1990).
+
-
 
+
-
== Историк рабочего движения ==
+
-
В 1960-е гг. Хобсбаум приобрел известность как историк рабочего движения. В книгах «Кульминация рабочего движения 1880–1900 гг.» (1961), «Трудящийся человек. Исследования по истории рабочего движения» (1964) и «Век революций. Европа, 1789–1848 гг.» (1962) он излагал марксистскую версию истории, однако марксистскую с философской, а не с политической точки зрения.
+
-
 
+
-
В изложении Хобсбаума история рабочего движения была не описанием деятельности рабочих организаций, а историей культуры рабочего класса.
+
-
 
+
-
Впоследствии он продолжил эти исследования, обращая особое внимание на взаимоотношения религии с социализмом, на роль ритуала в рабочем и революционном движении, формирование рабочей аристократии, культуру рабочего класса и ее связь с массовой культурой и на другие так называемые надстроечные явления.
+
-
 
+
-
Книги Хобсбаума имели небывалый успех для научной литературы подобного направления: «Трудящийся человек» выдержала пять изданий на протяжении 10 лет, так же популярна была книга «Век революций».
+
-
 
+
-
Хобсбаум издавал в Англии сочинения [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]] и переписку Маркса с Ф. Энгельсом.
+
-
 
+
-
Он активно участвовал в диспутах с марксистами, критикуя ортодоксальные взгляды на эволюцию капитализма, однородность рабочего класса, последовательную революционность одного лишь пролетариата.
+
-
 
+
-
Хобсбаум признавал методологию марксизма, но не выводы, которые были сделаны восточноевропейскими социалистами.
+
-
 
+
-
Хобсбаум критиковал провинциализм английской исторической школы и стремился написать новую историю капитализма.
+
-
 
+
-
В 1968 г. он опубликовал экономическую историю Англии, написанную с позиций исторического материализма: «Производство и Империя: становление современного английского общества. С 1750 г. до наших дней».
+
-
 
+
-
С начала 1970-х гг. Хобсбаум занялся концептуально новым трудом по истории Европы и всего связанного с ней мира в новое время.
+
-
 
+
-
Вслед за «Веком революций» появились: «Век капитала 1848–1874 гг.» (1975), «Век империй 1875–1914 гг.» (1987) и «Век крайностей. Короткое двадцатое столетие 1914–1991 гг.» (1994).
+
-
 
+
-
В предисловии ко второй книге автор писал, что его цель — не описание, а интерпретация. Он выявляет существенные процессы во франко-британском регионе, повлиявшие на весь мир, такие как Французская революция и английская индустриальная революция.
+
-
 
+
-
Книга «Век крайностей», в которой, по признанию автора, много личных моментов, делится на две части — «Катастрофа» и «Золотой век» (при этом фашизм воспринимается Хобсбаумом как тотальная катастрофа — [[Либерализм|либерализма]], [[Социализм|социализма]], Европы и мира в целом); одной из важнейших для себя лично исторических дат Хобсбаум называл день прихода [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] к власти.
+
-
 
+
-
С 1970-х гг. Хобсбаум занимался также вопросами методологии исторических исследований, напечатал ряд статей и книгу «Об истории» (1997).
+
-
 
+
-
Он предлагал различать социальную историю (как область исторически мыслящих социологов) и историю общества как вариант общей истории, который разрабатывали М. Блок и Ф. Бродель.
+
-
 
+
-
Проблеме национализма посвящена книга «Нации и национализм после 1780 г.» (1990). Хобсбаум вслед за своим соотечественником [[Геллнер, Эрнест|Э. Геллнером]] считал, что национализм создает нации, а не наоборот, и что нации — порождение нового времени и индустриального общества.
+
-
 
+
-
Либеральный марксизм Хобсбаума оказал влияние не только на развитие исторической науки и социологии в Израиле, но и на политическое мышление левого лагеря. [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]] был дружен и переписывался с Хобсбаумом, который приезжал в Израиль и читал лекции.
+
-
 
+
-
Отношение Хобсбаума к Израилю не было однозначным, он всегда ощущал свою принадлежность к европейскому еврейству.
+
-
 
+
-
Английским любителям джаза Хобсбаум известен как тонкий критик и знаток современной музыки.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14535|ХОБСБАУМ Эрик Джон Эрнст}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Наука ]]
+

Текущая версия на 01:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хобсбаум, Эрик Джон Эрнст
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация