|
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хмельницкий (еврейская община)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 14534_L.jpg|thumb|250px|left|[[Хмельницкий]] Хмельницкий. Синагога]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хмельницкий''', город, центр Хмельницкой области на [[Украина|Украине]]; прежние названия: Плоскирув (известно с 1493 г.), Проскуров (с 1780 г.), с 1954 г. — Хмельницкий в честь [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]].
| + | |
- | == Первые упоминания ==
| + | |
- | | + | |
- | Впервые о евреях Плоскирува упоминается в документах [[Ваад Четырёх Земель|Ваада четырех земель]] за 1627 г.
| + | |
- | | + | |
- | Во время украинского восстания против польского господства 1648–54 гг. город был полностью уничтожен казацкими отрядами под предводительством М. Кривоноса и Д. Нечая; вероятно, пострадало и еврейское население.
| + | |
- | | + | |
- | В 1662 г. в Плоскируве было всего 12 дворов.
| + | |
- | == Восемнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1740-е гг. расположенное в 30 км от Плоскирува [[Местечко|местечко]] [[Меджибож]] стало важнейшим центром [[Хасидизм|хасидизма]]. Вскоре приверженцами этого движения стали все евреи города.
| + | |
- | | + | |
- | По переписи 1765 г., в городе проживало 750 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | После первого раздела [[Польша|Польши]] (1772), по данным Подольских епархиальных ведомостей, в Плоскируве из 300 дворов 184 были еврейскими.
| + | |
- | | + | |
- | В 1775 г. город получил право на проведение дважды в год двухнедельной ярмарки, это оживило его экономику и способствовало притоку евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1795 г., при третьем разделе Польши, город был присоединен к [[Россия|России]], в 1797 г. вошел в состав Подольской губернии.
| + | |
- | == Девятнадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1822 г. Плоскирув тяжело пострадал от пожара.
| + | |
- | | + | |
- | В 1847 г. здесь проживало 3107 евреев, в 1863 г. — 3753 еврея (в том числе 1789 мужчин и 1964 женщины).
| + | |
- | | + | |
- | В 1872 г. еврейские предприниматели получили 80% из выданных в уезде разрешений на торговлю, а в 1881 г. — 90%.
| + | |
- | | + | |
- | В 1889 г. численность евреев в Проскурове составляла 11 482 человек (60% от общего населения города), в 1897 г. — 11 411 (50%).
| + | |
- | | + | |
- | В городе было 60 купцов-евреев (купцов-христиан не было вовсе) и 1522 мещан-евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Проскурова арендовали почти все мельницы уезда, владели 70 лавками мануфактурных и «колониальных» товаров (главным образом пряности) и 270 лавками мелочной торговли.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. в Проскурове было 29 фабрик и заводов, хозяевами или арендаторами многих были евреи, например, владелец сахарного завода, потомственный почетный гражданин города Лев Мозель, владелец чугунолитейного завода Бейриш Ашкенази, владелец бакалейной лавки Блувштейн, купец Шейнберг и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Все врачи и дантисты города были евреями; многие евреи работали учителями, страховыми агентами и провизорами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1891 г., во время голода в России, местный раввин обратился к евреям города с призывом помочь голодающим крестьянам. Община Проскурова собрала 500 рублей, немалые по тем временам деньги.
| + | |
- | | + | |
- | В городе действовали синагога и семь молитвенных домов, еврейская больница, еврейский клуб и общество помощи бедным «Гмилут хасадим».
| + | |
- | == Двадцатый век ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1906 г. в Проскурове открылось отделение [[Союз Для Достижения Полноправия Еврейского Народа В России|Союза для достижения полноправия еврейского народа]] в России.
| + | |
- | | + | |
- | В 1907 г. еврейское население города составило 17 тыс. человек. Членами общины в основном были зиньковские хасиды (см. [[Хасидизм|Хасидизм]]). [[Казённый Раввин|Казенным раввином]] служил М. Руденский.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что 80% налогоплательщиков были евреями, в 1912 г. в городское училище не был принят ни один еврей.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские дети учились в 18 [[Хедер|хедерах]]. Кроме того, функционировали [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]], одногодичное [[Казённые Еврейские Училища|казенное еврейское училище]] с ремесленными классами, три частных женских училища, частное смешанное еврейское училище, [[Иешива|иешива]].
| + | |
- | | + | |
- | В распоряжении общины находилась еврейская больница, которой заведовал врач М. Шполянский.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 20 в. в Проскурове существовали еврейский любительский драматический кружок под руководством Трискера и частный еврейский театр Шильмана.
| + | |
- | | + | |
- | Местные сионисты (см. [[Сионизм]]) основали библиотеку с читальней (книги на [[Иврит Язык|иврите]], [[Идиш Язык|идиш]] и русском).
| + | |
- | | + | |
- | Значительная часть молодежи участвовала в общероссийском революционном движении. Учрежденная в результате революции 1905 г. демократически избранная городская дума состояла из 50 гласных, 24 из них были евреи.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские мотивы в творчестве русского писателя А. Куприна (см. [[Русская литература. Русская литература начала 20 века]]) в значительной мере навеяны годами военной службы в 14-м пехотном Днепровском полку, расквартированном в Проскурове.
| + | |
- | | + | |
- | Февральская революция, ослабление центральной власти и большевистский переворот в октябре 1917 г. резко обострили национальные отношения на Украине.
| + | |
- | | + | |
- | Уже осенью 1917 г. крестьянские сходки в Проскуровском уезде приняли решение о выселении евреев из деревень.
| + | |
- | | + | |
- | Положение стабилизировалось с приходом в город немецких войск весной 1918 г., однако в ноябре 1918 г., после отступления немцев, Проскуров переходил из рук в руки — в нем управляли то большевики, то крестьянские банды.
| + | |
- | | + | |
- | С февраля 1919 г. по ноябрь 1920 г. Проскуров оказался под властью Директории, одним из руководителей которой был [[Петлюра, Симон Васильевич|С. Петлюра]].
| + | |
- | | + | |
- | Население города составляло около 50 тыс., из них 25 тыс. — евреи. Комендантом города был антисемит Киверчук. Так называемая «квартирная» стража в городе состояла в основном из евреев, являясь фактически органом [[Самооборона Еврейская|самообороны]].
| + | |
- | | + | |
- | В конце января 1919 г. в [[Винница|Виннице]] состоялся съезд большевиков Подольской губернии, в котором приняли участие проскуровские большевики.
| + | |
- | | + | |
- | Съезд вынес резолюцию о необходимости большевистского восстания 15 февраля. Вечером 14 февраля большевики обратились к Шенкману, заместителю председателя «квартирной стражи», с призывом принять участие в восстании, но Шенкман отказался.
| + | |
- | | + | |
- | Утром 15 февраля восстание началось, большевики захватили почту, телеграф, арестовали Киверчука.
| + | |
- | | + | |
- | Восстание было подавлено войсками Директории под командой атамана Семесенко, объявившего себя начальником гарнизона. Киверчук был освобожден и ложно обвинил в своем аресте еврейскую «квартирную стражу». Атаман распорядился уничтожить евреев города. Евреи, ничего не зная об этих событиях, праздновали [[Суббота|субботу]]. Казаки врывались в дома и убивали всех, не щадя и детей. Когда после приказа командующего фронтом Шаповала казаки атамана Семесенко вернулись в казармы, [[Погромы|погром]] продолжили милиционеры Киверчука и уголовники. Несколько дней и ночей светились окна еврейских домов, так как на исходе субботы погасить свет было некому. На улицах валялись трупы, хоронить их запрещалось. Было убито 1650 человек, ранено 600 (см. также [[Украина|Украина. Евреи Украины в 1914–1920 гг.]]). Жертвам этого кровавого погрома в городе в 1920-е гг. был установлен памятник.
| + | |
- | | + | |
- | Житель города [[Шварцбард, Шалом|Ш. Шварцбард]] в 1926 г. застрелил Петлюру, которого считал ответственным за погромы в Проскурове и других городах Украины. Суд присяжных, приняв во внимание обстоятельства, при которых была уничтожена семья Ш. Шварцбарда, оправдал его. Уроженец города [[Сима, Мирон|М. Сима]] (ставший известным израильским художником) отразил в своем творчестве впечатления от «проскуровской резни». В Проскурове родились братья Абрамзон: Хаим Шалом Абрамзон (1893–1965; псевдоним Бен-Аврам) — известный переводчик на иврит ([[Горький, Максим|М. Горького]], Г. Банга /с датского языка/ и других) приехал в [[Эрец-Исраэль]] в 1935 г.; младший, Моше Абрамзон (псевдоним [[Плоткин, Цви|Ц. Плоткин]]; см. там об обоих), остался в [[Советский Союз|Советском Союзе]].
| + | |
- | | + | |
- | После установления советской власти (1920) и особенно с введением нэпа (1921) еврейское население города приняло активное участие в восстановлении хозяйственной жизни. В 1926 г. в Проскурове проживало 13,5 тыс. евреев, что составляло 42% всего населения. Из 895 частных торговых предприятий к 1928 г. осталось 606. Действовало отделение легального крыла сионистского молодежного движения [[Хе-Халуц]], в рамках которого создавались небольшие предприятия, например, артель табаководов. Однако со свертыванием нэпа значительная часть ремесленников и торговцев перешла в бесправную категорию лишенцев.
| + | |
- | | + | |
- | Не все евреи однозначно поддержали политику властей. Существовали нелегальные сионистские кружки, один из них, во главе с учителем Х. Барсуком, попал в поле зрения ГПУ и был разгромлен. Была ликвидирована также ячейка [[Бунд|Бунда]], одним из руководителей которой был А. Кляйнберг. В конце 1920-х гг. у общины отобрали здание Большой хоральной синагоги и устроили там спортивный зал (в 1991 г. это здание, напоминавшее о еврейском присутствии в городе, было снесено). Частный еврейский театр был преобразован в украинский театр. Оставалась только государственная школа на языке идиш, которую закрыли в 1938 г. В 1939 г. в Проскурове проживало 14 518 евреев (38,7%).
| + | |
- | Во время немецкой оккупации (нацисты вошли в город 8 июля 1941 г.) евреи были согнаны в два [[Гетто|гетто]]: общее и для «специалистов». Общее гетто немцы ликвидировали в октябре 1941 г.: восемь тысяч человек под конвоем были выведены на свалку за скотобойней и группами расстреляны у заранее вырытых ям. Было оказано сопротивление, стрельба продолжалась несколько часов. Евреи убили троих эсэсовцев и пятерых полицаев. Нескольким молодым людям удалось бежать в лес.
| + | |
- | | + | |
- | Гетто для «специалистов» было уничтожено 30 ноября 1942 г. Нацисты и их местные пособники убили в этот день семь тысяч евреев из Проскурова и 900 евреев из местечка Николаев. Несколько тысяч человек умерли в гетто раньше от голода и болезней. Погибшим установлен памятник в районе поселка Лезнево. Всего на территории нынешней Хмельницкой области в 1941–44 гг. было уничтожено 145 тыс. евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Уроженец Проскурова В. Вайсер (1921–43) посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В местечке Меджибож родился и вырос полный кавалер орденов Славы Н. Гизис (1916–87; жил после войны в Хмельницком).
| + | |
- | | + | |
- | В 1952 г., когда была закрыта последняя легальная синагога, на квартирах нелегально собирались запрещенные властями [[Миньян|миньяны]]. Из рук в руки передавались два последних сохранившихся свитка [[Тора|Торы]]. В 1959 г. в Хмельницком проживало шесть с половиной тысяч евреев (10,4% от всего населения). Еврейское население города в 1960–80-е гг. сокращалось и старело — молодежь уезжала на учебу и работу в крупные промышленные центры Советского Союза. Менялся социальный состав еврейского населения, вместо ремесленников и работников торговли все более значительную долю стали составлять специалисты со средним и высшим образованием. В 1970 г. в Хмельницком жили 6,3 тыс. евреев (5,6% от всего населения), в 1979 г. — 6,1 тыс. (3,4%), в 1989 г. — 5,4 тыс. (2,3%).
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1980-х гг., с так называемой перестройкой, еврейская жизнь Хмельницкого стала возрождаться. В 1989 г. зарегистрировано общество еврейской культуры «Тхия». Раввину Перецу Хараху, представителю карлинских хасидов, приехавшему из [[Государство Израильсм|Израиля]], удалось восстановить религиозную общину. Ей возвращено здание бывшей синагоги ремесленников в Пекарском переулке.
| + | |
- | | + | |
- | Одновременно с оживлением общинной жизни началась массовая репатриация евреев Хмельницкого в Израиль, пик которой пришелся на 1990–91 гг. В 1996 г. из Хмельницкого в Израиль приехали 128 человек, в январе–октябре 1997 г. — 111. Некоторые евреи эмигрировали в США и другие страны. По данным [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]], в 1995 г. в Хмельницком жили 2500 евреев и членов смешанных (см. [[Брак Смешанный|Брак смешанный]]) семей, что составляет 1% от числа жителей.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14534|ХМЕЛЬНИЦКИЙ}}
| + | |