Хлеб (в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Хлеб (в еврейской традиции))
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хлеб (в еврейской традиции)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Хлеб (в еврейской традиции)''' (לֶחֶם, лехем).
+
-
== В Священном Писании ==
+
-
+
-
В Священном Писании это слово означает не только хлеб, но и еду вообще (Быт. 37:25, Иех. 4:16), даже если в ее составе нет злаковых (Лев. 3:14–16). На угаритском (см. [[Угарит]]) и ханаанейском (см. [[Ханаан]]) языках (см. [[Семитские Языки|Семитские языки]]) лехем — любая еда, приготовленная из злаков. В арабском языке слово подобного корня означает мясо. В арамейском языке библейской эпохи это слово означает трапезу вообще (Дан. 5:1).
+
-
== Приготовление ==
+
-
 
+
-
В библейскую эпоху хлеб приготовляли из пшеницы или из ячменя. Так, в Писании упоминается хлеб из пшеничной муки тонкого помола, так называемый солет (Исх. 29:2), и ячменный хлеб, который считался преимущественно хлебом бедноты (Суд. 7:13; II Ц. 4:42).
+
-
 
+
-
Хлеб выпекали, выкладывая тесто прямо на уголья. В понятие хлеб в Писании входят также: [[Халла|халла]], уга — хлеб круглой формы (Иех. 4:12–15), ракик — по-видимому, что-то вроде уги, но поменьше (Лев. 8:26), пат — ломоть хлеба (Лев. 2:6) или синоним хлеба (Быт. 18:15), левива — хлебное изделие быстрого приготовления (II Сам. 13:6).
+
-
 
+
-
Существовало два вида хлеба: если тесто предварительно заквашивалось, то получался [[Хамец|хамец]], если из теста выпекали хлеб сразу — [[Мацца|мацца]].
+
-
 
+
-
В храмовом ритуале (см. [[Храм]]) хлеб занимал особое место (см. [[Хлебы Предложения|Хлебы предложения]], [[Жертвоприношение]]). В [[Галаха|Галахе]] особое значение придается хлебу, приготовленному из муки пяти видов злаковых растений: рожь, овес, пшеница, ячмень, полба (см. [[Хамец|Хамец]], [[Халла|Халла]]).
+
-
== Употребление хлеба ==
+
-
 
+
-
Употребление в пищу всех плодов земли требует [[Бенедикция|бенедикции]] «...создавший плод земли», а перед тем, как едят хлеб, произносят специальную бенедикцию, завершающуюся словами: «...извлекающий хлеб из земли», — таким образом подчеркивается особое значение хлеба в жизни человека. Перед произнесением благословения следует совершить [[Омовение|омовение]] рук, что тоже указывает на некоторый аспект священнодействия в употреблении хлеба, сохранившийся с тех времен, когда с этого начиналось служение в [[Храме]].
+
-
== В Талмуде ==
+
-
 
+
-
В [[Талмуд|Талмуде]] особое значение хлеба определяется тем, что «душа зависима от него». В Талмуде говорится о влиянии хлеба на развитие мыслительных способностей человека: в частности, сказано, что ребенок не может научиться говорить прежде, чем он отведал хлеба (Бр. 40а). Талмуд устанавливает также особые правила застольного этикета, связанные только с хлебом. (Шаб. 50б).
+
-
=== В субботней трапезе ===
+
-
+
-
Особую роль хлеб играет в субботней трапезе (см. [[Суббота]]). В начале трапезы на стол ставят два хлеба, так называемый лехем мишне (`удвоенный хлеб`).
+
-
 
+
-
Этот обычай принято объяснять тем, что во время [[Исход Из Египта|Исхода]] из Египта евреи получали к субботе [[Манна|манну]] в удвоенном количестве. Каббалисты (см. [[Каббала]]) связывали шесть хлебов (по два на каждую из трех трапез) со структурой [[Сфирот|сфирот]].
+
-
== Запрет на употребление хлеба ==
+
-
 
+
-
С давних времен существовал запрет на употребление хлеба, испеченного неевреем. Так, запрет упомянут в числе 18 постановлений, принятых после того, как школа [[Шаммай|Шаммая]] возобладала над школой [[Гилель|Гилельа]] незадолго до разрушения Второго храма (Шаб. 1:4, Ав. Зар. 36а).
+
-
 
+
-
Первый литературный источник, содержащий этот запрет, — [[Мишна]] (Ав. Зар. 2:6). Подобные постановления (запрет употреблять вино, хлеб, масло и т. д., произведенные неевреем) должны были создать некий барьер между евреями и неевреями и тем самым предотвратить возможность заключения [[Брак Смешанный|браков смешанных]] (Талмуд определяет подобные запреты как мишум хатнут, `вследствие брака`). На фоне сложных отношений, существовавших между евреями и неевреями в период перед разрушением Храма, запрет на хлеб нееврея воспринимался как форма бунта евреев.
+
-
 
+
-
Однако уже последние [[Таннаи|таннаи]] пытались ослабить этот запрет, хотя никто не решился отменить его полностью (Ав. Зар. 35б). Послабления касались в основном вынужденных ситуаций, например, случаев, когда в каком-либо месте нет еврейского булочника. Применение этого запрета в повседневной жизни вызывает множество споров среди галахических авторитетов — от [[Ришоним|ришоним]] и [[Ахароним|ахароним]] и до наших дней.
+
-
 
+
-
Некоторые авторитеты считают, что промышленным образом приготовленный хлеб не подпадает под запрет, поскольку нет причины мишум хатнут (см. выше).
+
-
 
+
-
Другие утверждают, что запрет, поскольку он не отменен собранием мудрецов, остается в силе, поэтому [[Кашрут|кашрут]] хлебных изделий предполагает, кроме прочего, что они приготовлены евреем, или хотя бы то, что еврей разжег огонь, на котором выпекался хлеб.
+
-
== Суеверия ==
+
-
 
+
-
Особое отношение к хлебу породило немало [[Суеверие|суеверий]]. Так, считается, что если хлеб падает — это дурной знак (Сан. 85б). В средние века в Германии в народе бытовало мнение, что евреи посредством магических действий с хлебом могут предотвратить бурю; по-видимому, и в самой еврейской среде бытовали подобные мнения.
+
-
 
+
-
См. также [[Пища]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14531|ХЛЕБ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Кашрут]]
+

Текущая версия на 01:27, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хлеб (в еврейской традиции)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация