м |
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хия Рабба]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хия Рабба''', рабби, уроженец деревни Кафри в [[Вавилония|Вавилонии]], один из наиболее авторитетных талмудических мудрецов последнего поколения [[Таннаи|таннаев]] [[Эрец-Исраэль]], современник и соратник редактора [[Мишна|Мишны]] рабби [[Иехуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]]. [[Талмуд]] сообщает, что семейство Хии Раббы вело свою родословную от царя [[Давид|Давида]] (Кт. 62б; ТИ., Таан. 4:2, 68а). Его отцом был Абба бар Аха.
| + | |
- | | + | |
- | Из Вавилонии Хия Рабба переехал в Эрец-Исраэль, в этот период в Риме правила династия Северов, способствовавшая расцвету института [[Наси|наси]]. Он поселился в [[Тверия|Тверии]], где сложилась самая значительная в Эрец-Исраэль община евреев, приехавших из Вавилонии (см. [[Израиль — народ в диаспоре. Ранняя диаспора. Еврейский центр в Вавилонии]]). В скором времени Хия Рабба стал другом и советником Иехуды hа-Наси (Эр. 73а). На него рабби Иехуда возложил обязанность проводить обряд освящения месяца (РхШ. 25а; см. [[Календарь. В эпоху Талмуда]]). Хия Рабба преподавал в талмудических академиях Эрец-Исраэль и участвовал в работе [[Синедрион|Синедриона]] (Санх. 5а). Несмотря на связывавшую их дружбу, Хия Рабба и Иехуда hа-Наси часто расходились во мнениях по принципиальным вопросам и горячо спорили. В литературных источниках сохранилось немало свидетельств об этих спорах и о резких, но беспристрастных и непредвзятых замечаниях рабби Иехуды hа-Наси в адрес своего оппонента (МК. 16б). Однако даже в периоды размолвок рабби Иехуда hа-Наси утверждал: «Благословенно то поколение, в котором живет рабби Хия!» Хия Рабба и его ученики записывали талмудические дискуссии, эти конспекты назывались мегиллот-старим (`тайные списки`; см. [[Талмуд. Формирование и редакция]]); опираясь на них, рабби Иехуда hа-Наси создал пояснения к Мишне (Шаб. 6б, 96б; БМ. 92а), ставшие впоследствии основой создания Талмуда. Известно, что Хия Рабба написал сочинение, посвященное вопросам ссуды денег в рост, о котором упоминает Талмуд (БМ. 62б, 65б).
| + | |
- | | + | |
- | Ученики и последователи Хии Раббы создали сборники [[Барайта|барайт]], дополняющих и развивающих Мишну; эти сборники пользовались большой популярностью в талмудических академиях [[Амораи|амораев]] и заслужили репутацию наиболее точных (Хул. 141б). Следы этих произведений рассеяны в талмудической литературе в виде цитат, которые, как правило, предваряет фраза: «Таней рабби Хия», — «Так учил рабби Хия». Ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней. Существовало мнение, что [[Тосефта]] — произведение, вышедшее из школы Хии Раббы; это мнение отражает тот факт, что именно в процессе сбора и обработки барайт, который был начат учениками Хии Раббы, возник прототип существующей ныне Тосефты.
| + | |
- | | + | |
- | Учение Хии Раббы содержит не только переработанные суждения других мудрецов, но и его самостоятельные выводы. В талмудических дискуссиях Хия Рабба выступает как непримиримый и бескомпромиссный спорщик, нередко придерживающийся более строгой галахической позиции, чем его оппоненты.
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде сохранились рассказы о том, как Хия Рабба обучал начинающих [[Тора|Торе]], о тех ухищрениях, которые он предпринимал, чтобы раздобыть неимущим ученикам необходимые книги (Кт. 103б; БМ. 85б). Хия Рабба выступал против элитарного подхода к исполнению заповеди [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]. Ослушавшись рабби Иехуду, он преподавал Тору публично, по определению Талмуда, «на рынке», то есть вне привычных стен [[Бет-Мидраш|бет-мидраша]] (МК. 16б).
| + | |
- | | + | |
- | В последние годы жизни Хии Раббы экономическое положение еврейского населения в Эрец-Исраэль резко ухудшилось и возросла эмиграция евреев в Вавилонию. Некоторые мудрецы осуждали это, однако Хия Рабба высказался иным образом: «Знал Всевышний, что не смогут евреи выдержать притеснения Эдома, и поэтому изгнал их [их предков в эпоху Первого [[Храм|храма]]] в Вавилон» (Пс. 87б). В развитии талмудической учености в Вавилонии Хия Рабба видел залог того, что Устный Закон не исчезнет и будет развиваться, и старался способствовать этому процессу. Он отправил в Вавилонию двух своих лучших учеников, которые были его племянниками и воспитанниками: Раббу бар Хану и Аббу Ариху, названного впоследствии [[Рав]], чтобы они создали там академии и вершили суд по законам [[Право Еврейское|еврейского права]].
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Иехуда hа-Наси, в отличие от Хии Раббы, предпочитал направлять все усилия на развитие академий Эрец-Исраэль, и деятельность коллеги не вызывала у него одобрения, однако он позволил племянникам Хии Раббы отправиться в Вавилонию и даже дал им [[Смиха|смиху]], таким образом позволив им заниматься там общественной деятельностью.
| + | |
- | | + | |
- | Сыновья Хии Раббы Иехуда и Хизкия приехали в Эрец-Исраэль с отцом уже взрослыми людьми и известными мудрецами. После смерти отца они продолжали его дело в Эрец-Исраэль (Сук. 20а). Согласно свидетельству Талмуда (Иев. 83б) и писаниям вавилонских [[Гаон|гаонов]], у Хии Раббы было две дочери — Пази и Тави, — одна из них умерла в молодом возрасте, а другая стала женой сына рабби Иехуды hа-Наси. Сам Хия Рабба остался в Эрец-Исраэль, однако до конца дней его называли бавли (`вавилонянин`). Поздние амораи считали, что благодаря Хие Раббе не забылась Тора в народе Израиля, как некогда это произошло благодаря вавилонянину [[Эзра|Эзре]] (Кт. 103б; БМ. 65б). Некоторые из наиболее часто цитируемых изречений из Талмуда и [[Мидраш|мидраша]] принадлежат Хие Раббе, например: «Негодно то тесто, которое сам пекарь называет плохим» (Быт. Р. 34:10); «Не зря пошел скворец к ворону — ведь они одного рода» (там же, 65:3); «Вот наказание лжеца: даже если он говорит правду, его не слушают» (Санх. 89б; см. также Быт. Р. 94:3); «Вошло вино — вышла тайна» (Санх. 38б).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14528|ХИЯ РАББА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Таннаим:Амораим:Савораим]]
| + | |