|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хешел, Авраhам Иеhошуа]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хешел, Авраhам Иеhошуа''' (Heschel, Abraham Joshua; 1907, Варшава, – 1972, Нью-Йорк), еврейский философ и ученый в области [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Хешел был потомком выдающихся деятелей [[Хасидизм|хасидизма]]: со стороны отца — [[Дов Бер Из Межирича|Дова Бера из Межирича]], а со стороны матери — [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева]].
| + | |
- | | + | |
- | Получил традиционное еврейское [[Воспитание|воспитание]]. В возрасте 20 лет поступил одновременно в Берлинский университет (в 1933 г. — степень доктора) и в [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]], где также преподавал [[Талмуд]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] назначил Хешела своим преемником в Центре еврейского образования для взрослых (Эрваксененбильдунг) и Еврейском доме учения (Юдишес лерхаус) во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]].
| + | |
- | | + | |
- | В октябре 1938 г. Хешел был депортирован нацистами в Польшу, где в течение восьми месяцев преподавал в Институте еврейских исследований в Варшаве (см. [[Польша]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1939 г. он переехал в Англию, где стал основателем Института иудаистики (Institute for Jewish Learning) в Лондоне.
| + | |
- | | + | |
- | С 1940 г. Хешел жил в США. В 1940–45 гг. преподавал еврейскую философию и раввинистическую литературу в [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]] в Цинциннати.
| + | |
- | | + | |
- | С 1945 г. был профессором еврейской этики и мистики в [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейской теологической семинарии]].
| + | |
- | == Философ ==
| + | |
- |
| + | |
- | Хешел — автор книг и статей о средневековой еврейской философии (о [[Саадия Гаон|Саадии]] Гаоне, [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Ибн Габироле]] и [[Маймонид|Маймониде]]), [[Каббала|каббале]] и хасидизме, а также ряда работ по философии религии, получивших широкое признание как в еврейских, так и в христианских кругах.
| + | |
- | | + | |
- | Хешел видел задачу философии религии не в конструировании «религии разума» (см. [[Коген, Герман|Г. Коген]]), использующем, наряду с другими источниками, еврейскую традицию, и не в анализе «религиозного опыта».
| + | |
- | | + | |
- | Если первый путь подменяет религию философией, то второй пытается подменить ее психологией, религиозными переживаниями.
| + | |
- | | + | |
- | В своих трудах Хешел стремился постигнуть и осветить реальность, которая лежит в основе религии, живое и динамичное взаимоотношение между Богом и человеком, с помощью объективного, хотя и исполненного симпатии, понимания памятников еврейской традиции и опыта благочестивого еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя при этом Хешел использовал понятия современной философии, он неоднократно указывал, что с помощью одного рационального анализа невозможно исчерпать все богатство и глубину этой реальности.
| + | |
- | | + | |
- | Невыразимая сущность Божества не может быть без остатка сведена к какой-либо схеме концептуальных категорий — человек постигает больше, чем способен понять разумом.
| + | |
- | | + | |
- | Хешел посвятил свою жизнь изучению и истолкованию классических источников иудаизма и созданию на этой основе теологии, которая давала бы ответ на вопросы, стоящие перед современным евреем.
| + | |
- | | + | |
- | Его первая книга «Пророчество» (на немецком языке, 1936) содержит феноменологическое описание пророческого сознания, а также биографию Маймонида, в которой рассматривается проблема столкновения аристотелевской философии с раввинистическим иудаизмом в жизни и трудах средневекового еврейского мыслителя. За этой книгой последовали работы, посвященные каббале и хасидизму.
| + | |
- | | + | |
- | В написанном на иврите труде «Тора мин hа-шамаим ба-аспаклария шел hа-дорот» («Небесная Тора в зеркале поколений»; в 2-х томах, 1962–65) Хешел рассмотрел взгляды законоучителей Талмуда на Тору и [[Откровение|откровение]] и обнаружил два главных течения еврейской мысли, которые оказали формирующее влияние на всю ее последующую историю.
| + | |
- | | + | |
- | Результаты этих масштабных исследований Хешел использовал в последующих трудах, где формировал собственную философию иудаизма («Человек не одинок», 1951; «Бог в поисках человека», 1956).
| + | |
- | | + | |
- | Хешел определяет религию как ответ на главные, «последние», вопросы человека.
| + | |
- | | + | |
- | Так как современный человек в значительной степени отчужден от реальности, которая раскрывается в истинной религии, Хешел пытается восстановить те важнейшие экзистенциальные вопросы, ответ на которые дает иудаизм.
| + | |
- | | + | |
- | Такая глубинная теология открывает живого Бога Библии — не философскую абстракцию или психологическую проекцию, но живую реальность Бога, исполненного страстного интереса к своему творению.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Хешелу, еврейская [[Этика|этика]] и [[Мицвот|мицвот]] коренятся в способности человека подняться над своими эгоистическими интересами и ответить любовью и преданностью на Божий призыв.
| + | |
- | | + | |
- | Способность исполнять Божьи повеления — основа человеческой свободы. Драма еврейской истории — то, как еврейский народ отвечает на Божий призыв, успешен или нет ответ народа.
| + | |
- | | + | |
- | Полярная противоположность Закона и жизни, общей схемы и спонтанного порыва, противоположность кева (`постоянство`) и каввана (см. [[Молитва]]) создает творческое напряжение, благодаря которому иудаизм вмещает в себя как предписанный порядок мицвот, так и спонтанную и всегда новую реакцию каждого еврея на Божественную реальность. Хешел развил также философию времени, в которой современной тенденции мыслить в пространственных категориях противопоставлена еврейская идея освящения времени, наиболее яркими примерами которой являются [[Суббота|суббота]] и [[Праздники|праздники]].
| + | |
- | | + | |
- | В основе учения Хешела лежит вера, что отчуждение современного человека от религии — это не просто результат интеллектуальных заблуждений части нынешнего поколения или представлений, что традиционная религия устарела, а скорее следствие неспособности современного человека постичь тот аспект бытия, в котором возможно общение между Богом и человеком.
| + | |
- | | + | |
- | В многочисленных эссе и речах Хешел применил свои философские идеи к решению конкретных вопросов современности: молитва и религиозная символика («Человек в поисках Бога», 1954; «Суббота», 1951); проблемы молодежи и пожилых людей и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Он играл видную роль в движении за гражданские права в США и в диалоге евреев и христиан, начавшемся в связи с подготовкой 2-го Ватиканского собора (см. [[Церковь Католическая|Церковь католическая]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11155|ХЕШЕЛ Аврахам Иехошуа}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейская философия]]
| + | |