|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хеп-Хеп (погромное движение)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хеп-Хеп''' (Hep-Hep), название погромного движения, возникшего в Германии и некоторых соседних с ней странах в обстановке реакции после наполеоновских войн, а также
| + | |
- | оскорбительный возглас в адрес евреев.
| + | |
- | == Оскорбительный возглас ==
| + | |
- | | + | |
- | Происхождение самого возгласа «хеп-хеп» точно не установлено, по одному объяснению он происходит от боевого клича крестоносцев и состоит из начальных букв латинской фразы «Hierosalima est perdita» (`Иерусалим пропал`).
| + | |
- | | + | |
- | Более вероятно другое — так понукают домашних животных (главным образом коз) крестьяне Франконии (историческая область Германии).
| + | |
- | == Погромное движение ==
| + | |
- | === Возникновение ===
| + | |
- | | + | |
- | Погромное движение хеп-хеп началось в августе 1819 г. в Вюрцбурге, где его зачинщиками стали студенты университета, прокатилось затем по многим другим городам Германии (в той же [[Бавария|Баварии]], Бадене, [[Гамбург|Гамбурге]], Гессене, Мекленбурге и т. д.), а также частично перекинулось в [[Дания|Данию]], [[Нидерланды]], [[Чехия|Чехию]], [[Эльзас]] и российскую тогда [[Рига|Ригу]] с ее многочисленным немецким населением.
| + | |
- | | + | |
- | Беспорядки часто сопровождались разгромом, грабежом и поджогом магазинов, банков, общественных зданий и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Эти события происходили на фоне разорения и обнищания широких масс ремесленников и крестьян в результате острого экономического кризиса, который поразил Германию после освобождения от французской оккупации.
| + | |
- | === Антиеврейская направленность ===
| + | |
- | | + | |
- | Антиеврейскую направленность голодные бунты обрели с самого начала, во многом под воздействием взглядов шовинистически настроенной части деятелей немецкой науки и культуры, особенно профессоров философии Х. Рюса и Я. Фриса, которые в своих нередко ярких и талантливых пьесах, памфлетах, призывах, речах и т. д. представили истинными виновниками бедственного положения немецкого народа еврейских банкиров, купцов и ремесленников.
| + | |
- | | + | |
- | Убедить в этом было несложно, так как к этому времени экономические позиции евреев в Германии заметно укрепились после того, как [[Наполеон I|Наполеон]] уравнял евреев в гражданских правах с остальным населением Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Эффективность антиеврейской пропаганды превзошла ожидания даже некоторых ее зачинщиков, в ряде случаев для прекращения бунтов и восстановления порядка потребовался ввод войск.
| + | |
- | | + | |
- | Власти постарались сгладить тяжелое впечатление, которое оставили беспорядки у жертв, очевидцев и современников, многие подробности и детали погромов замалчивались или отрицались.
| + | |
- | == Реакция на погромное движение ==
| + | |
- | === Со стороны властей ===
| + | |
- | | + | |
- | В то же время власти воспользовались этими событиями для восстановления ряда антиеврейских дискриминационных законов, мотивируя свои действия нежеланием основной массы немецкого населения мириться с гражданским равноправием евреев.
| + | |
- | === Со стороны евреев ===
| + | |
- | | + | |
- | Неоднозначной на погромное движение хеп-хеп была реакция евреев. Круги, близкие к [[Реформизм В Иудаизме|реформизму]] в иудаизме, в частности к журналу «Суламит» (см. [[Периодическая Печатьсодержание|Периодическая печать]]. Германия и Австрия), а также маскилим (см. [[Хаскала]]) преуменьшали серьезность погромов и призывали не драматизировать их значение, отказываясь тем самым увидеть в происшедшем свидетельство глубокой пропасти, которая существовала в Германии между христианами и евреями. Еврейские банкиры, крупные торговцы и часть зажиточных ремесленников, напротив, объявили бойкот тем купцам-христианам, которых подозревали в участии в погромах, а также бойкотировали торговую ярмарку во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]], где городские власти долго медлили с принятием мер против бесчинства толпы. Особенно остро отреагировали на бездействие властей Франкфурта-на-Майне члены семьи [[Ротшильд]], чьи дома и банковские конторы подверглись разгрому и разграблению. Они угрожали навсегда покинуть со своими капиталами город и Германию в случае повторения эксцессов.
| + | |
- | | + | |
- | Под влиянием погромов хеп-хеп в Германии, с одной стороны, ускорился процесс [[Ассимиляция|ассимиляции]], участились случаи перехода евреев в христианство, с другой, — более острой стала потребность в национальной самоидентификации евреев, результатом чего стало создание обществ [[Виссеншафт Дес Юдентумс|Виссеншафт дес юдентумс]].
| + | |
- | | + | |
- | Клич «хеп-хеп» звучал в Германии и во время событий революции 1830 г. Однако попытка А. Штеккера возродить его в 1880-х гг. (см. [[Антисемитизм]]. С конца 70-х гг. 19 в. в Германии и Венгрии) успеха уже не имела.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14500|ХЕП-ХЕП}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |