м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хекдеш (имущество целевого назначения)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хекдеш''' (הֶקְדֵּשׁ), освященный предмет, посвященный на храмовые нужды (см. [[Храм]]); в послеталмудический период (см. [[Талмуд]]) термин хекдеш без дальнейшей спецификации (стам хекдеш) стал означать имущество, выделенное на нужды [[Благотворительность|благотворительности]] или на исполнение какой-либо другой [[Мицвот|мицвы]].
| + | |
- | == Талмудический период ==
| + | |
- | | + | |
- | Посвящение имущества на храмовые нужды служило поддержанию Храма и жертвенных ритуалов (Лев. 2:7; II Ц. 12:5 и др.) и использовалось на содержание здания Храма, либо на алтарь (хекдеш мизбеах) для приобретения приносимых на нем жертв (см. [[Жертвоприношение]]).
| + | |
- | | + | |
- | Если кто-либо посвящал свое имущество Храму без указания, на какую из двух этих целей он жертвует, и при этом имущество включало пригодных к жертвоприношению на алтаре животных, то совершалась продажа этих животных для жертвоприношения, а вырученные деньги поступали в храмовую казну.
| + | |
- | | + | |
- | Посвящаемое имущество могло быть различной степени святости. Кдушшат hа-гуф (`физическая святость`) включала всякое посвящение на алтарь, которое пригодно для жертвоприношения (животные, голуби, мука, [[Фимиам|фимиам]], вино, масло).
| + | |
- | | + | |
- | Кдушшат hа-дамим (`денежная святость`) распространялась как на предметы, пожертвованные в храмовую казну, так и на предметы, пожертвованные на алтарь, но непригодные для жертвоприношения из-за какого-либо физического изъяна.
| + | |
- | | + | |
- | Первый вид хекдеша не мог быть продан; второй вид мог быть продан, и вырученные деньги использовались на нужды Храма; проданное имущество переставало быть освященным.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от общего принципа [[Право Еврейское|права еврейского]], по которому для передачи права собственности недостаточно устного заявления, а необходимо осуществление хотя бы символического акта (мехира — продажа, мехика — отмена собственности или хазака — вступление во владение), для посвящения собственности Храму было достаточно устного заявления владельца (Кид. 1:6 и в других местах).
| + | |
- | | + | |
- | Этот принцип основывается на понятии, что вся собственность принадлежит Богу («Его земля и все, что на ней», ТИ. Кид. 1:6, 61б) и потому может быть передана Ему устным заявлением.
| + | |
- | | + | |
- | То, что посвященная собственность и без того находится во владении Всевышнего (би-ршут Гавоах), объясняет, почему она рассматривалась как не подпадающая под обычные правовые нормы.
| + | |
- | | + | |
- | Так, в частности, к такой собственности не прилагался запрет на ростовщичество (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]), а человек, укравший хекдеш, должен был лишь возместить его стоимость и не подлежал обычному дополнительному штрафу за кражу. З
| + | |
- | | + | |
- | апрет на коммерческие сделки с посвященной собственностью в целях получения прибыли (Шк. 3:4) вынес рабби [[Акива]].
| + | |
- | | + | |
- | Хранителем хекдеша был храмовый казначей (гизбар), в чьи обязанности входил сбор всей посвященной собственности, надзор за ней, ее купля и продажа для поддержания храмовых фондов и представительство финансовых интересов Храма в судебных разбирательствах, связанных с хекдешем (Тос. Шк. 2:15; Майм. Яд., Клей hа-Микдаш 4:18).
| + | |
- | | + | |
- | Хотя посвящение Храму части имущества считалось мицвой, ее невыполнение не считалось прегрешением в соответствии с библейским предписанием: «Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор. 23:23 [в русской традиции 23:22]).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Маймонид|Маймониду]], запрещается посвящать Храму все свое имущество, а тот, кто поступает так, «действует противно требованиям закона и совершает глупый, а не благочестивый поступок» (Майм. Яд., Арахим 8:13–14).
| + | |
- | | + | |
- | Если же кто-либо все же пожелал посвятить Храму всю свою собственность, то по закону одежда его жены и детей исключались из обещанного имущества (Майм. Яд., Арахим 8:13–14).
| + | |
- | | + | |
- | Считалось мицвой выполнить обет посвящения Храму не позднее наступления первого же [[Праздники|праздника]]; невыполнение обета по прохождении трех праздников считалось проступком против библейского предписания: «Если дашь обет Господу, Богу твоему, не замедли исполнить его...» (Втор. 23:22 [в русской традиции 23:21]).
| + | |
- | | + | |
- | Как указывалось выше, извлечение какой-либо выгоды из посвященного имущества любой степени святости было запрещено и рассматривалось как кощунство (Меи. 20а; Майм. Яд., Меила 1:1).
| + | |
- | | + | |
- | Если предмет, обладающий кдушшат hа-дамим, был ошибочно продан в качестве мирского (хуллин), он терял свою святость, в то время как предмет, обладающий кдушшат hа-гуф, сохранял свою святость даже и в этом случае (Кид. 55а; Меи. 20а; Майм. Меила 6).
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения Храма [[Таннаи|таннаи]] постановили, что нельзя более посвящать собственность, так как если кто-нибудь извлечет выгоду из хекдеша, это приведет к кощунству.
| + | |
- | | + | |
- | Если все же кто-нибудь посвятил свою собственность, последняя станет священной в соответствии с законом, однако должны быть приняты определенные меры предосторожности: «Если это животное, его следует запереть, чтобы оно умерло само, если это плоды, украшения или сосуды, их следует оставить на сгниение, если это монеты или металлические сосуды, их следует бросить в Мертвое море или океан, чтобы они пропали» (Ав. Зар. 13а с комментариями [[Раши]]; Майм. Яд., Арахим 8:8). В Талмуде приводится случай времен [[Амораи|амораев]], когда люди перестали посещать баню, которая была посвящена, опасаясь случайно совершить кощунство (БМ. 6).
| + | |
- | | + | |
- | == Послеталмудический период ==
| + | |
- |
| + | |
- | В послеталмудический период термин хекдеш стал использоваться применительно к посвящению собственности на нужды благотворительности или для исполнения какой-либо другой мицвы — для бедняков, для нуждающихся родственников жертвователя, на синагогальные нужды, для [[Пленных Выкуп|пленных выкупа]], на изучение Торы (см. [[Талмуд-Тора|Талмуд-тора]]), на похороны умерших, на приданое [[Сирота|сиротам]] и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | В разных местах было официально принято передавать в хекдеш часть штрафа, взимаемого за уголовное преступление.
| + | |
- | | + | |
- | Многие благотворительные фонды назывались по месту своего нахождения, например, Хекдеш кахал Тортоса (Хекдеш общины Тортосы), Хекдеш ле-анией Сарагоса (Хекдеш для бедняков Сарагосы).
| + | |
- | | + | |
- | Термин хекдеш стал использоваться также для обозначения индивидуальных заведений — [[Талмуд-Тора|талмуд-торы]], больниц, домов для бедных или престарелых, странноприимных домов и т. п. (ср. хекдеш — `богадельня` на идиш).
| + | |
- | | + | |
- | Так как подобные заведения зачастую были плохо организованы и в них царил беспорядок, слово хекдеш в разговорной речи приобрело дополнительное значение `беспорядок`.
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители постановили, что поскольку Храма более не существует, хекдеш, если его цель специально не оговорена, означает посвящение на нужды [[Синагога|синагоги]] или бедных.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство ученых полагало, что только если еврей заявил, что он имеет в виду посвящение на алтарь или на храмовые нужды, к посвященной собственности применяется правило святости хекдеш и запрет на извлечение выгоды из нее.
| + | |
- | | + | |
- | Другие, однако, считали, что в любом случае посвященная собственность обладает святостью и к ней прилагается запрет на извлечение выгоды.
| + | |
- | | + | |
- | К собственности, посвященной на нужды бедных или для исполнения какой-либо другой мицвы, прилагаются те же законы, что и к собственности частного лица, и потому нет запрета на извлечение выгоды из такой собственности.
| + | |
- | | + | |
- | Однако, как и в случае храмового хекдеша, для посвящения было достаточно устного заявления владельца, и тот, кто сделал заявление о таком посвящении, не мог отказаться от него.
| + | |
- | | + | |
- | Однако на хекдеш, посвященный на благотворительные нужды, распространялся запрет на отдачу в рост.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 14 в. [[Ицхак Бен Моше Из Вены|Ицхак бен Моше из Вены]] постановил, что этот запрет не действителен в тех случаях, когда жертвователь оговаривает, что посвященный капитал должен оставаться в неприкосновенности и только доходы от него должны распределяться среди нуждающихся.
| + | |
- | | + | |
- | Ицхак постановил, что если заранее не указано, кто будет получателем денег, закон о хекдеше определяет их как посвященное на благотворительность имущество и потому не запрещает отдачу денег в рост.
| + | |
- | | + | |
- | Аналогичного мнения придерживался также [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо бен Аврахам Адрет]], указавший, что Тора запрещает дачу в рост хекдеша, только если должник-жертвователь платит процент заимодавцу, в то время как в данном случае нет владельца и нельзя определить долю, которую нуждающиеся могли бы получить от казначеев, распределяющих деньги, как они считают нужным: «кому много, кому мало, а кому ничего».
| + | |
- | | + | |
- | Однако мнение Ицхака бен Моше и Шломо Адрета отвергли другие ученые: в частности, [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меир бен Барух из Ротенбурга]], его ученик [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]], его сын [[Яаков Бен Ашер|Яаков бен Ашер]] и [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]].
| + | |
- | | + | |
- | С введением в конце 16 в. хеттер иска (`разрешение на сделку`; см. [[Ссуда денежная. Эпоха гаонов (7–11 вв.) и период средневековья]]) отпала необходимость в особых галахических решениях (см. [[Галаха]]), разрешающих отдачу в рост денег, пожертвованных на благотворительные нужды.
| + | |
- | | + | |
- | Управление фондами хекдеша осуществляют апотропос (попечитель) или гизбар (казначей), которых назначают жертвователи или суд.
| + | |
- | | + | |
- | Суд — более высокая инстанция, которой подотчетен апотропос. Попечитель, в обязанности которого входит охрана фондов хекдеша от убытков и управление ими в соответствии с целями, установленными жертвователем или судом, должен быть благочестивым, надежным и опытным в денежных делах человеком (Майм. Респ. 54).
| + | |
- | | + | |
- | В случае, если возникает серьезное подозрение относительно благонадежности попечителя, суд обязан отстранить его.
| + | |
- | | + | |
- | Однако если попечитель назначен самим жертвователем, он не может быть смещен судом, пока не доказано его небрежение или злоупотребление своей должностью. Во многих местах вошло в обычай назначать особых контролеров, называвшихся «отцами сирот», которые образовывали коллегию, занимавшуюся деятельностью попечителей.
| + | |
- | | + | |
- | В Государстве Израиль допускается существование двух форм хекдеша: хекдеш, одобренный религиозным судом (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]) и управляемый в соответствии с религиозным законом, и хекдеш, управляемый в соответствии с гражданским законом и преследующий благотворительные цели.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11099|ХЕКДЕШ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |