м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Хапоэль hацаир (политическая организация)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=Л.Гроервейдл
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=24/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | | + | |
- | '''hапоэ́ль hацаи́р''' (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, "Молодой рабочий"; полное название '''hистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль''', "Организация молодых рабочих в Стране Израиля").
| + | |
- | | + | |
- | [[Сионизм|сионистская]] рабочая партия в Стране Израиля, основанная членами [[Вторая алия|второй алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. | + | |
- | | + | |
- | Среди инициаторов ее создания был [[Цемах, Шломо|Ш. Цемах]]. hапоэль hацаир была первой рабочей партией, созданной в Стране Израиля. Движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является '''завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими'''.
| + | |
- | | + | |
- | Детально платформа hапоэль hацаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии [[Ахаронович, Йосеф|И. Ахароновичем]], который был редактором газеты «Хhапоэль hацаир». Она выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Стране Израиля. Идеолог hапоэль hацаир [[Гордон, Аhарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей. После создания [[Мапай]] в 1930 г. газета стала её органом.
| + | |
- | | + | |
- | Эта платформа выдвигала требования:
| + | |
- | * включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения,
| + | |
- | * распространения идеи "кивуш hаавода" (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих,
| + | |
- | * воспитания еврейской молодежи в духе идеи завоевания труда и оказания содействия и помощи рабочим в Стране Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | hапоэль hацаир играл центральную роль в создании [[кибуц]]ного и [[мошав]]ного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения hапоэль hацаир выступал за создание как [[кибуц]]ов, так и [[мошав]]ов.
| + | |
- | | + | |
- | С момента своего создания hапоэль hацаир выступал с критикой идеологии [[Поалей Цион]], считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Стране Израиля. Разногласия касались также отношения к языку [[идиш]]. В 1907 г. начал выходить печатный орган [[Поалей Цион]] на [[идиш]] — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | Во время основания hапоэль hацаир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в колониях. Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. [[Виткин, Йосеф|И. Виткин]]) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены hапоэль hацаир были среди основателей [[Дгания|Дгании]] — «матери всех [[Кибуц|квуцот]]» и первого [[мошав]]а — [[Нахалал]]. Члены hапоэль hацаир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок [[Ха-Шомер|hа-Шомер]], созданного [[Поалей Цион]].
| + | |
- | | + | |
- | Идеология hапоэль hацаир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.
| + | |
- | | + | |
- | В период второй алии действовало издательство hапоэль hацаир «Ла-ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] hапоэль hацаир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Ма‘барот» под редакцией [[Фихман, Яаков|Я. Фихмана]].
| + | |
- | | + | |
- | hапоэль hацаир принимал участие в [[Сионистских конгрессах|Сионистских конгрессах]], начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями [[Цеирей Цион]] и [[Гордония]] в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация hапоэль hацаир. Первым представителем рабочих Страны Израиля в Исполнительном комитете [[Всемирная Сионистская организация|Всемирной Сионистской организации]] был член hапоэль hацаир [[Шпринцак, Йосеф|И. Шпринцак]] (1921).
| + | |
- | | + | |
- | Движение приняло участие в создании [[Гистадрут]]а, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства [[Ахдут hа-Авода]], которую оно рассматривало как ответвление мирового движения [[Поалей Цион]]. В противоположность классовой идеологии [[Поалей Цион]], hапоэль hацаир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную [[Арлозоров, Хаим|Х. Арлозоровым]] под влиянием идей [[Ландауэра, Густав|Г. Ландауэра]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубера]] (последний также был членом hапоэль hацаир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции hапоэль hацаир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с [[Ахдут hа-Авода]], и в следующем году оба движения создали единую партию — [[Мапай]].
| + | |
- | | + | |
- | Источник
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11065 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 9, кол. 637–638]
| + | |
- | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
| + | |