|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | #redirect [[:ej:Хапоэль hацаир (политическая организация)]] |
- | '''hапоэ́ль hацаи́р''' (הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, "Молодой рабочий"; полное название '''hистадрут hа-поалим hа-цеирим бе-Эрец-Исраэль''', "Организация молодых рабочих в Стране Израиля").
| + | |
- | | + | |
- | [[Сионизм|сионистская]] рабочая партия в Стране Израиля, основанная членами [[Вторая алия|второй алии]] осенью 1905 г. в [[Петах-Тиква|Петах-Тикве]]. | + | |
- | | + | |
- | Среди инициаторов ее создания был [[Цемах, Шломо|Ш. Цемах]]. hапоэль hацаир была первой рабочей партией, созданной в Стране Израиля. Движение считало, что условием для реализации идеала сионизма является '''завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими'''.
| + | |
- | | + | |
- | Детально платформа hапоэль hацаир была сформулирована несколькими годами позже идеологом партии [[Ахаронович, Йосеф|И. Ахароновичем]], который был редактором газеты «Хhапоэль hацаир». Она выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г.; внесла огромный вклад в развитие иврит литературы в Стране Израиля. Идеолог hапоэль hацаир [[Гордон, Аhарон Давид|А. Д. Гордон]] опубликовал в этой газете большинство своих статей. После создания [[Мапай]] в 1930 г. газета стала её органом.
| + | |
- | | + | |
- | Эта платформа выдвигала требования:
| + | |
- | * включения принципа еврейского труда в официальную программу сионистского движения,
| + | |
- | * распространения идеи "кивуш hа-‘авода" (`завоевание труда`) среди еврейских земледельцев и наемных рабочих,
| + | |
- | * воспитания еврейской молодежи в духе идеи завоевания труда и оказания содействия и помощи рабочим в Стране Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | hапоэль hацаир играл центральную роль в создании [[кибуц]]ного и [[мошав]]ного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения hапоэль hацаир выступал за создание как [[кибуц]]ов, так и [[мошав]]ов.
| + | |
- | | + | |
- | С момента своего создания hапоэль hацаир выступал с критикой идеологии [[Поалей Цион]], считая, что социалистическая платформа последнего и его призывы к классовой борьбе несовместимы с ситуацией в Стране Израиля. Разногласия касались также отношения к языку [[идиш]]. В 1907 г. начал выходить печатный орган [[Поалей Цион]] на [[идиш]] — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния. Однако, несмотря на не прекращавшуюся полемику в печати, между двумя партиями существовало тесное сотрудничество почти во всех сферах практической деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | Во время основания hапоэль hацаир принцип «завоевания труда» практически означал вытеснение арабских наемных рабочих еврейскими в колониях. Наряду с этим, в партии усиливались требования создания сельскохозяйственных поселений еврейских рабочих (см. [[Виткин, Йосеф|И. Виткин]]) и распространения программы партии также на городских рабочих. Члены hапоэль hацаир были среди основателей [[Дгания|Дгании]] — «матери всех [[Кибуц|квуцот]]» и первого [[мошав]]а — [[Нахалал]]. Члены hапоэль hацаир принимали активное участие в охране еврейских поселений, однако вне рамок Ха-Шомер, созданного По‘алей Цион.
| + | |
- | | + | |
- | Идеология Ха-По‘эл ха-ца‘ир окончательно сформировалась после Первой мировой войны. Партия выступала с требованием создания в Эрец-Исраэль «еврейского большинства, весомого как в экономической, так и в культурной сферах», что могло быть достигнуто только с помощью постоянной алии.
| + | |
- | | + | |
- | В период второй алии действовало издательство Ха-По‘эл ха-ца‘ир «Ла-‘ам», выпустившее в свет десятки научных брошюр в переводе на иврит. После Первой мировой войны Ха-По‘эл ха-ца‘ир издавал (1919–21) общественно-литературный ежемесячник «Ма‘барот» (см. Ма‘бара) под редакцией Я. Фихмана.
| + | |
- | | + | |
- | Ха-По‘эл ха-ца‘ир принимал участие в Сионистских конгрессах (см. Сионистская организация), начиная с 8-го (1907), и поддерживал тесные связи с движениями Це‘ирей Цион и Гордония в странах рассеяния. На съезде в Праге (1920) была создана Всемирная организация Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Первым представителем рабочих Эрец-Исраэль в Исполнительном комитете всемирной Сионистской организации был член Ха-По‘эл ха-ца‘ир И. Шпринцак (1921).
| + | |
- | | + | |
- | Движение приняло участие в создании Хистадрута, в котором оно вело идеологическую борьбу с составляющей фракцию большинства Ахдут ха-‘Авода, которую оно рассматривало как ответвление мирового движения По‘алей Цион. В противоположность классовой идеологии По‘алей Цион, Ха-По‘эл ха-ца‘ир выдвинул концепцию «всенародного социализма», разработанную Х. Арлозоровым под влиянием идей Г. Ландауэра и М. Бубера (последний также был членом Ха-По‘эл ха-ца‘ир и участвовал в Пражском съезде). Тем не менее на 22-й конференции Ха-По‘эл ха-ца‘ир (1929) подавляющим большинством голосов было принято решение об объединении с Ахдут ха-‘Авода, и в следующем году оба движения создали единую партию — Мапай.
| + | |
- | | + | |
- | Источник
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/11065 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 9, кол. 637–638]
| + | |