|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хайон, Нехемия Хия Бен Моше]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Хайон, Нехемия Хия бен Моше''' (1655? – 1730?), (см. [[Каббала|каббалист]]) [[саббатианство|саббатианского толка]]. Много путешествовал и перемещался по различным странам. Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками.
| + | |
- | | + | |
- | == Начало жизни и молодость ==
| + | |
- | Отец Хайона родился и жил в [[Сараево]] (Босния); отправившись в [[Эрец-Исраэль]], он несколько лет провел в [[Египет|Египте]], где и родился Хайон.
| + | |
- | | + | |
- | Ребенком Хайон был привезен в [[Эрец-Исраэль]], жил в [[Шхем]]е и [[Иерусалим]]е. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился.
| + | |
- | | + | |
- | Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в [[Белград]]е вплоть до захвата города Австрией в 1688 г.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в [[Италия|Италию]] для [[Пленных выкуп|выкупа белградских пленников]]. По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в [[Ливорно]]. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов [[Салоники|Салоник]], он стал членом раввината Скопье ([[Македония]]).
| + | |
- | | + | |
- | Около 1695 г. Хайон вернулся в [[Эрец-Исраэль]], несколько лет жил в [[Шхем]]е. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых [[Цфат]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Каббалистика и саббатианство ==
| + | |
- | С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с [[саббатианство]]м. Каббалистическое учение Хайона избегает темы [[Мессианские движениямессианства]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]], однако основывается на саббатианских принципах.
| + | |
- | | + | |
- | Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим [[Шабтай Цви|Шабтаем Цви]] и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии к ней.
| + | |
- | | + | |
- | В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической [[Каббала|каббале]]). Вернувшись в [[Иерусалим]] (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула».
| + | |
- | Там он утверждал, в частности, что [[иудаизм]] признаёт тройственную природу [[Бог]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Затем он поехал в Смирну. Он, по-видимому, намеревался опубликовать там книгу и найти жертвователей на создание в [[Иерусалим]]е планировавшейся им [[Иешива|иешивы]], однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал обратно в Иерусалим, смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой. Он был враждебно встречен иерусалимскими [[раввин]]ами, которые, не читая его трудов, отметили их как подлежащие сожжению.
| + | |
- | | + | |
- | Он был изгнан из [[Эрец-Исраэль]]. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11).
| + | |
- | | + | |
- | == В Европе ==
| + | |
- | Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «[[Шма Исраэль]]».
| + | |
- | | + | |
- | В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]].
| + | |
- | | + | |
- | Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
| + | |
- | | + | |
- | В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических [[Каббала|каббалистических]] текстах, и критиковал взгляды [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего.
| + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения.
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией.
| + | |
- | | + | |
- | Он несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры" {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}}) Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества.
| + | |
- | | + | |
- | Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из [[ортодокс]]ального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества [[дёнме]] в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
| + | |
- | | + | |
- | == Скандал в Амстердаме ==
| + | |
- | В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству [[раввин]] [[сефард]]ской (португальской) общины Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином [[ашкеназ]]ской общины [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]].
| + | |
- | | + | |
- | 23 июля 1713 руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона.
| + | |
- | | + | |
- | В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
| + | |
- | | + | |
- | В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием [[ашкеназ]]ийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству.
| + | |
- | | + | |
- | В разгоревшейся полемике 13 августа сефардский [[Бейт-дин]] поддержал Хайона, постановив реабилитировать его, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский [[бейт-дин]] был прав.
| + | |
- | | + | |
- | Однако по причине войны памфлетов Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная. По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
| + | |
- | | + | |
- | == Конец жизни ==
| + | |
- | В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания [[Каббала|каббалы]] и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
| + | |
- | | + | |
- | После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он не был допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 9, кол. 556–558
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Nehemiah_Hayyun Статья "Nehemiah Hayyun" из английского раздела Википедии]
| + | |
- | | + | |
- | == Библиография из ''Еврейской энциклопедии'' ==
| + | |
- | * Johann Christoph Wolf, ''Bibliotheca Hebræa'' iii.828 et seq., iv.928 et seq.;
| + | |
- | * Jost, ''Geschichte des Israelitischen Volkes'', ii.363 et seq., 468 et seq.;
| + | |
- | * —, ''Geschichte des Judenthums und Seiner Sekten'', iii.177 et seq.;
| + | |
- | * D. Kahana, ''Eben ha-Ṭo'im'', pp. 64 et seq.;
| + | |
- | * [[Эмден, Яков|Jacob Emden]], ''Megillat Sefer'', ed. Kahana, pp. 25, 30-32, 34, 39, 58, 117, 118;
| + | |
- | * [[Нейбауэр, Адольф|Adolf Neubauer]], ''Cat. Bodl. Hebr.'' MSS. p. 760;
| + | |
- | * [[Грец, Генрих|Heinrich Graetz]], ''Geschichte'' x.309 et seq., 468 et seq.;
| + | |
- | * [[Ландсгут, Элиезер Лейзер бен-Меир|Leser Landshuth]], ''Ammude ha-'Abodah'', p. 282;
| + | |
- | * [[Перлес, Иосиф|Joseph Perles]], ''Geschichte der Juden in Posen'', pp. 79 et seq.;
| + | |
- | * [[Штейншнейдер, Мориц|Moritz Steinschneider]], ''Cat. Bodl.'' cols. 2054 et seq.;
| + | |
- | * Winter and Wünsche, ''Die Jüdische Litteratur'', ii.73;
| + | |
- | * Miktab me-R. Abraham Segre, in ''Berliner's Magazin,'' Hebr. part, 1890, xvii.15;
| + | |
- | * D. Kaufmann, ''Samson Wertheimer'', p. 97, note 1;
| + | |
- | * —, in ''Ha-Ḥoḳer'', ii.11, Vienna, 1894;
| + | |
- | * [[Берлинер, Авраам|Abraham Berliner]], ''Geschichte der Juden'' in Rom, ii.75;
| + | |
- | * Ha-Ẓad Ẓebi, Preface, Amsterdam, 1713.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14414|Хайон Нехемия Хия бен Моше}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
| + | |
- | [[Категория:Саббатианство,франкизм]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по странам]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |